Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 6 июня 1995 г. N 195

 

О ПЕРЕХОДЕ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ПО НОВЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ И ПРОГРАММАМ

 

В целях приведения учебных планов и программ высших военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (далее - военно-учебные заведения) в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и повышения на этой основе качества подготовки офицеров приказываю:

1. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, имеющим в подчинении военно-учебные заведения, начальникам военно-учебных заведений организовать разработку учебных планов и программ в соответствии с Порядком применения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Приказу), утвердить в установленном порядке до 1 сентября 1996 г. новые учебные планы и программы по всем специальностям подготовки офицеров и приступить к обучению по ним не позднее 1997/1998 учебного года.

2. Внести изменения в приказы и директивы министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (Приложение N 2 к настоящему Приказу).

 

Министр обороны

Российской Федерации,

генерал армии

П.ГРАЧЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 6 июня 1995 г. N 195

 

Согласовано

Председатель

Государственного комитета

Российской Федерации

по высшему образованию

В.КИНЕЛЕВ

29 марта 1995 года

 

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ

ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательный процесс в высших учебных заведениях, в том числе в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, реализуется на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВО). Задача ГОС ВО - обеспечивать единство образовательного пространства в Российской Федерации, служить гарантом качества образования и создать объективные основы для оценки деятельности высших учебных заведений.

Федеральный компонент ГОС ВО, регламентирующий организацию и содержание образовательного процесса, представляет собой совокупность государственных требований, норм и положений, включенных в следующие документы:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части общих требований к структуре высшего профессионального образования (уровни образования, сроки и формы обучения), образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940 (Приказ министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 362);

ГОС ВО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденный Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (далее - Госкомвуз России) от 5 марта 1994 г. N 180 (Приказ министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 156);

ГОС ВО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям, утверждаемые Госкомвузом России по каждому конкретному направлению или специальности.

2. В соответствии со статьей 2 Положения о высших военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (далее - Положение), введенного в действие Приказом министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 110, военно-учебные заведения осуществляют подготовку офицеров с высшим образованием, соответствующим третьему уровню высшего профессионального образования в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.

При этом высшие военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку офицеров с высшим военно-специальным образованием, в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" <*> и Приказом министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 156 наряду с обучением военным специальностям должны предусматривать обучение гражданским специальностям в родственных (смежных) гражданских отраслях. Перечни специальностей подготовки офицеров в военно-учебных заведениях с указанием соответствующих им гражданских специальностей определяются приказами министра обороны Российской Федерации.

--------------------------------

<*> Приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 75.

 

3. Профессиональная образовательная программа, определяющая учебный процесс при подготовке офицеров с высшим военно - специальным образованием по установленным для военно-учебного заведения военной и гражданской специальностям, должна включать следующие документы:

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной гражданской специальности (далее - образовательный стандарт по специальности), утверждаемые Госкомвузом России;

квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по конкретной военной специальности (далее - квалификационные требования по военной специальности) в качестве дополнения к образовательному стандарту по соответствующей гражданской специальности;

учебный план и комплект связанных единой целевой установкой учебных программ, разработанные в соответствии со статьями 49, 50 и 53 Положения. Рекомендуется использовать примерные формы учебного плана и программ (приложения N 2 и 3 к директиве министра обороны Российской Федерации 1993 г. N Д-86);

программы (требования), необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников.

В военных академиях при подготовке офицеров с высшим военным образованием профессиональная образовательная программа должна включать следующие документы:

квалификационные требования (квалификационную характеристику), разработанные по каждой военной специальности в соответствии со статьей 48 Положения;

учебный план и комплект связанных единой целевой установкой учебных программ;

программы (требования), необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования на военные специальности высшего военного образования не разрабатываются.

4. При разработке квалификационных требований по военной специальности, а также учебного плана и учебных программ по военной и гражданской специальностям, установленным для соответствующего военно-учебного заведения, руководствоваться следующим:

общий бюджет учебного времени образовательного стандарта по специальности, рассчитанного на срок обучения более 5 лет, и его составляющие приводить путем перерасчета к нормативному сроку обучения 5 лет (кроме медицинских специальностей, а также некоторых инженерных специальностей, для которых Приказом министра обороны 1988 г. N 0291 установлен срок обучения 6 лет). При этом объем гуманитарных и социально-экономических дисциплин сохраняется в пределах, установленных образовательным стандартом по специальности;

содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин формировать на основе Требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины", которые утверждены Госкомвузом России 18 августа 1993 г. (Бюллетень Госкомвуза России 1993 г. N 11). При этом в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин включать иностранный язык и физическую культуру (физическую подготовку). Помимо минимального содержания, определенного Требованиями, включать в учебные программы в качестве разделов или самостоятельных дисциплин материал, отражающий военно - профессиональную специфику деятельности офицера (вопросы военной истории, военной педагогики и психологии, военного права). В целом гуманитарную подготовку в большей мере направить на формирование высокой нравственности и военной культуры выпускников, воспитание патриотизма, чести и достоинства офицера, привитие им навыков работы с людьми и управления воинскими коллективами;

объем и содержание математических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин планировать в соответствии с образовательным стандартом по конкретной гражданской специальности. При формировании общепрофессиональных и специальных дисциплин особое внимание уделить усилению эксплуатационной направленности в подготовке выпускников как приоритетной в практической деятельности офицера. Тщательным отбором учебного материала и перераспределением учебного времени обеспечить формирование необходимой эксплуатационной направленности наряду с сохранением определенной проектно - конструкторской и производственно-технологической направленности, предусмотренной образовательным стандартом по специальности. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов математических и естественно-научных дисциплин в соответствии с эксплуатационной направленностью общепрофессиональных и специальных дисциплин;

содержание специальных дисциплин в большей мере ориентировать на освоение образцов вооружения и военной техники, состоящих на вооружении (принятых на снабжение, в эксплуатацию) или перспективных для данного вида Вооруженных Сил Российской Федерации (рода войск). К циклу специальных дисциплин относить, как правило, учебные дисциплины, ранее входившие в подгруппу военно-технических и военно-специальных дисциплин. Следует по возможности сохранять наименования дисциплин, предусмотренных образовательным стандартом по специальности, а при их изменении указывать необходимое соответствие и обоснование в квалификационных требованиях по военной специальности;

в квалификационных требованиях по военной специальности определять военно-профессиональное предназначение выпускников с учетом перспективы их служебного роста, квалификационные требования к уровню их военно-профессиональной подготовки, перечень и объем военно-профессиональных дисциплин, а также требования к знаниям и умениям обучающихся по этим дисциплинам. Квалификационные требования по военной специальности разрабатывать, согласовывать и утверждать в порядке, установленном статьей 49 Положения для разработки, согласования и утверждения учебных планов. Квалификационные требования по военной специальности являются составной частью образовательного стандарта по гражданской специальности и должны быть доведены до военно - учебных заведений не позднее чем за 1,5 года до начала подготовки офицеров по данной специальности. При этом реализацию квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников обеспечивать за счет преподавания основных военно - профессиональных дисциплин (тактических, тактико-специальных и общевоенных), путем формирования необходимой военной направленности других дисциплин учебного плана, а также всей организацией образовательного процесса, жизни и быта слушателей и курсантов в военно-учебных заведениях;

бюджет учебного времени военно-профессиональных дисциплин формировать прежде всего за счет учебного времени, предусмотренного для регионального компонента государственного образовательного стандарта. На военно-профессиональные дисциплины отводить время, предусмотренное образовательным стандартом по специальности на элективные дисциплины (дисциплины и курсы по выбору обучающихся), факультативные дисциплины и дисциплины специализации, а также дополнительное время за счет перераспределения часов между группами дисциплин в пределах прав, предоставляемых образовательным стандартом по специальности высшему учебному заведению. Право слушателей и курсантов на дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающихся реализуется в соответствии со статьей 40 Положения;

практику, предусмотренную образовательным стандартом по специальности, реализовывать путем прохождения учебной, производственной, ремонтной, корабельной и других видов практик, войсковой (флотской) стажировки, а также полетами, вождением боевых машин, несением внутренней, гарнизонной и караульной служб, которые являются составной частью практической военно - профессиональной подготовки выпускников;

в состав итоговой государственной аттестации выпускников обязательно включать выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, работы, задачи). Время для ее подготовки выделять в соответствии со статьей 73 Положения. Исключение из этого требования (о выполнении и защите выпускной квалификационной работы) для отдельных специальностей может быть сделано только Главным управлением кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с Госкомвузом России. В этом случае в состав аттестационных испытаний обязательно должен быть включен итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Программы (требования), необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников, рассматриваются ученым советом военно - учебного заведения и утверждаются начальником военно-учебного заведения.

5. Введение государственных образовательных стандартов в военно-учебных заведениях направить на дальнейшее совершенствование подготовки офицеров, повышение уровня их фундаментальной теоретической подготовки. Сопровождать освоение государственных образовательных стандартов внедрением новых методов и средств, новых технологий обучения, ориентированных на повышение эффективности учебной работы преподавателей, слушателей и курсантов.

 

Начальник Главного управления

кадров и военного образования

Министерства обороны

Российской Федерации,

генерал-полковник

Е.ВЫСОЦКИЙ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 6 июня 1995 г. N 195

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗЫ И ДИРЕКТИВЫ МИНИСТРА

ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ПРИКАЗА

МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1995 г. N 195

 

1. В Приказе министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 191:

в абзаце четвертом пункта 1 Приказа цифры "1996/1997" заменить цифрами "1997/1998";

в приложении N 2 к Приказу считать утратившим силу подраздел "Б" раздела III.

2. В приложении N 1 к директиве министра обороны Российской Федерации 1993 г. N Д-86 считать утратившей силу таблицу 2.

3. В директиве министра обороны Российской Федерации 1994 г. N Д-43:

пункт 2 директивы после слов: "согласованные с" изложить в следующей редакции: "Главным управлением кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации расчеты объема учебной работы подчиненных высших военно-учебных заведений не позднее 1 октября 1996 г. для последующего уточнения установленных для них соотношения числа слушателей или курсантов на одного преподавателя (коэффициента)";

таблицу N 2 в приложении к директиве изложить в следующей редакции:

 

┌───┬──────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│ N │    Учебные дисциплины               Расчетные нормы      

п/п│                                годовой учебной нагрузки  

                                 │ преподавательского состава 

                                           (в часах)         

├───┼──────────────────────────────┼──────────┬──────────────────┤

                                 │ военные  военные институты,│

                                 │ академии │ высшие военные  

                                           │ училища, военные │

                                             факультеты при 

                                           │гражданских высших│

                                           │учебных заведениях

├───┼──────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┤

│1  │Гуманитарные и   социально   -│                           

   │экономические  (общегуманитар-│                           

   ные) дисциплины,  кроме иност-│                           

   ранного языка, физической под-│                           

   │готовки и военной истории (ис-│                            

   │тории военного искусства)         660          720       

                                                            

│2  │Математические, естественно  -│                           

   │научные и общепрофессиональные│                           

   │дисциплины. Иностранный язык и│                           

   │физическая подготовка             800          800       

                                                            

│3  │Специальные,  военно-специаль-│                           

   ные  и военно-технические дис-│                           

   циплины                           660          720       

                                                            

│4  │Оперативно-тактические, такти-│                           

   ческие  и  тактико-специальные│                           

   │дисциплины.  Военная   история│                           

   │(история военного искусства)      550          660       

                                                            

│5  Общевоенные дисциплины            660          720       

└───┴──────────────────────────────┴──────────┴──────────────────┘

 

Начальник Главного управления

кадров и военного образования

Министерства обороны

Российской Федерации,

генерал-полковник

Е.ВЫСОЦКИЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018