Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 9 июля 2010 г. N 758

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

В соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", от 26 апреля 2010 г. N 2 приказываю:

Утвердить прилагаемую программу развития Учреждения Российской академии наук Санкт-Петербургского Академического университета - научно-образовательного центра нанотехнологий РАН на 2010 - 2019 годы.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждена

Приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от 9 июля 2010 г. N 758

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ НАУК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА - НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

I. Основные предпосылки и обоснование создания

национального исследовательского университета,

характеристика приоритетных направлений развития

национального исследовательского университета

 

Программа развития Учреждения Российской академии наук Санкт-Петербургского Академического университета - научно-образовательного центра нанотехнологий РАН на 2010 - 2019 годы (далее - Программа, университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).

Программа предусматривает развитие университета как передового исследовательского и образовательного центра в области нанотехнологий, научная и образовательная деятельность которого направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации и подготовку кадров в этой сфере, реализующего эффективные принципы и формы интеграции науки, образования и инновационной деятельности.

Нанотехнологий представляют собой одно из ключевых современных научно-технических направлений, по которому отечественные ученые имеют приоритетные результаты мирового уровня, связанные, в первую очередь, с работами школы лауреата Нобелевской премии по физике академика Российской академии наук Ж.И. Алферова по физике и технологии полупроводниковых наногетероструктур. В настоящее время наноструктуры являются одним из ключевых объектов научных исследований и приборных разработок, что обусловлено открытием в них широкого класса новых явлений, имеющих как большое значение для расширения фундаментальных знаний о природе, так и возможность использования этих явлений для кардинального улучшения характеристик ранее известных приборов и создания принципиально новых устройств.

К числу наиболее важных приборов и устройств на основе наноструктур относятся различные типы полупроводниковых транзисторов и монолитных интегральных схем, лазерных диодов, фотоэлектрических преобразователей, светодиодов. Эти приборы являются основой для современных систем передачи, обработки и хранения информации, преобразования энергии, энергосберегающего освещения, СВЧ и оптической интерферометрии и локации, применяемых в различных сферах человеческой деятельности, системах специального назначения.

Технологии изготовления наноструктур и приборы на их основе сегодня являются локомотивом развития науки и экономики страны, способствующим укреплению ее конкурентоспособности, национальной безопасности, повышению качества жизни.

В связи с этим приоритетным направлением развития (далее - ПНР) университета в Программе определено следующее направление: нанотехнологии для наноэлектроники, нанофотоники, возобновляемых источников энергии и нанобиосистем.

Научно-исследовательская школа университета, возглавляемая академиком Российской академии наук Ж.И. Алферовым, является признанным мировым лидером в области данного ПНР.

Университет имеет все предпосылки, чтобы стать центром исследований и разработок мирового уровня для проведения фундаментальных и прикладных исследований по ПНР и их последующей коммерциализации. Уже сейчас в области создания полупроводниковых наногетероструктур методом молекулярно-пучковой эпитаксии университет обладает наиболее современным оборудованием в Российской Федерации. Наличие современного оборудования и высококвалифицированных кадров позволило не только получить ряд фундаментальных результатов в области создания элементной базы наноэлектроники и нанофотоники, но и решить ряд важных производственных задач, в частности, обеспечить поставки материалов (полупроводниковых наногетероструктур) для создания электроники отечественного самолета пятого поколения. В настоящее время в университете осуществляются разработки технологий создания и применения полупроводниковых наногетероструктур, создания элементной базы нано- и оптоэлектроники на их основе, синтез, теоретические и экспериментальные исследования свойств полупроводниковых наноструктур, в частности, квантовых точек и нитевидных нанокристаллов, разработки фотоэлектрических преобразователей солнечной энергии и создание на их основе высокоэффективных фотоэлектрических модулей, разработки новых биосовместимых наноматериалов и электронных устройств, предназначенных для изучения и управления биологическими процессами.

Университет служит площадкой для выполнения научно-исследовательских работ в рамках трех инновационных проектов госкорпорации "Роснанотех". Всего членами научной школы академика Российской академии наук Ж.И. Алферова создано более десяти инновационных предприятий. Стратегическими промышленными партнерами университета по данному перспективному направлению развития являются ФГУП "НПП "Исток" (г. Фрязино), ФГУП "НПП "Пульсар" (г. Москва), ФГУП "НПП "Салют" (г. Нижний Новгород), ЗАО "Планета-Аргалл" (г. Великий Новгород), ЗАО "Светлана-Электронприбор" (г. Санкт-Петербург), ЗАО "НПФ "Микран" (г. Томск).

Реализуемая в университете система непрерывного образования, основанная на широком привлечении в образовательный процесс ведущих ученых Российской академии наук, активном участии учащихся университета в проводимых научных исследованиях и разработках с использованием передового научно-технологического и диагностического оборудования, отвечает мировым тенденциям подготовки кадров в области нанотехнологий.

Создание на базе Санкт-Петербургского Академического университета - научно-образовательного центра нанотехнологий РАН исследовательского университета представляет собой естественный и логически необходимый шаг в направлении развития новых форм интеграции академической науки и образования. При этом университет станет полигоном для апробации новых подходов к построению системы подготовки и переподготовки кадров для "экономики знаний" на базе Российской академии наук, остающейся крупнейшей научной организацией мира.

 

II. Цель и задачи Программы, этапы и сроки реализации,

целевые индикаторы и показатели эффективности

реализации Программы

 

Целью Программы является создание в России научно-образовательного центра мирового уровня, деятельность которого базируется на достижениях отечественной науки, признанных мировым научно-техническим сообществом, обеспечивающего эффективное использование высокого интеллектуального потенциала российской академической науки для подготовки высококвалифицированных кадров и проведения научных исследований в сфере нанотехнологий.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

развитие и повышение эффективности научно-исследовательской деятельности, расширение тематик научных исследований и разработок, создание новых лабораторий, поддержка и развитие материально-технической базы уникальной гермозоны для синтеза, диагностики и процессирования полупроводниковых наногетероструктур, оснащение структурных подразделений университета уникальным оборудованием;

создание структурных подразделений научно-инновационной направленности, формирование пояса инновационных предприятий;

укрепление международного и межрегионального научно-образовательного сотрудничества, создание совместных учебно-научных центров с другими университетами Санкт-Петербурга, работающими по тематике ПНР, и иностранными партнерами;

развитие учебно-лабораторной базы университета для успешной реализации образовательных программ, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров, сочетающих фундаментальные знания в области физики наноструктур с практическими навыками научных исследований с использованием передового научно-технологического и диагностического оборудования в области нанотехнологий;

вовлечение обучающихся в университете в научные исследования, проводимые научно-педагогическими работниками университета;

повышение профессионального уровня научных и научно-педагогических работников университета за счет широкого международного и регионального обмена опытом, повышения их компетенций в сфере коммерциализации результатов научных исследований и разработок;

укрепление позиций университета как образовательного центра международного уровня в сфере нанотехнологий, развитие и совершенствование системы непрерывного образования, развитие системы привлечения, селекции и отбора талантливой молодежи для подготовки и последующей исследовательской работы по ПНР, развитие обучающей аспирантуры;

расширение спектра реализуемых направлений профессиональной подготовки, в том числе в пограничных областях знаний, модернизация существующих учебных программ, обеспечение эффективного использования имеющегося в университете уникального научно-технологического и диагностического оборудования в образовательных целях, внедрение результатов научных исследований и разработок в учебный процесс;

развитие на базе университета системы подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии с использованием уникального оборудования университета и системы образовательных модулей;

развитие информационных ресурсов и информационных образовательных технологий;

повышение эффективности научной и образовательной деятельности, повышение публикационной активности;

защита и использование интеллектуальной собственности;

развитие международного научного сотрудничества;

развитие кадрового потенциала и совершенствование управления университетом.

Решение указанных задач позволит университету укрепить свои позиции как передового исследовательского и образовательного центра, реализующего эффективные принципы и формы интеграции науки, образования и инновационной деятельности и осуществляющего в области нанотехнологий непрерывную подготовку кадров, научные исследования и разработки мирового уровня, направленные на развитие высокотехнологичных отраслей экономики России.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2010 - 2019 годах в один этап.

Показатели оценки эффективности реализации Программы представлены в Приложении N 1 к настоящей Программе.

 

III. Мероприятия Программы

 

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются с помощью скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансирования мероприятий Программы, которые сгруппированы по пяти блокам.

 

Блок 1. Приобретение учебно-лабораторного

и научного оборудования

 

Мероприятие 1.1. Развитие научно-исследовательской деятельности и создание совместных учебно-научных центров

В рамках данного мероприятия предусматривается оснащение существующих четырех научно-исследовательских подразделений университета современным научным оборудованием и вывод их на мировой уровень.

Предполагается оснащение лаборатории наноэлектроники оборудованием для эпитаксиального синтеза и проведения исследований широкозонных полупроводниковых наноструктур (особое внимание будет уделяться созданию высокоэффективных источников белого света на основе GaN с использованием различных подложек (сапфир, SiC, кремний) на основе синих чипов и по технологии RGB светодиодов).

Лабораторию физики наноструктур предполагается оснастить оборудованием, которое позволит проводить исследования и разработки в области новых перспективных материалов, синтеза наногетероструктур, исследования их электрических, оптических и иных свойств и приборных приложений в электронике, нанобиотехнологиях, возобновляемых источниках энергии.

Оснащение лаборатории нанофотоники позволит проводить исследования в области новых информационных технологий с целью совершенствования принципов оптической связи в направлении увеличения скорости передачи и обработки информации, развития методов квантовой криптографии на основе источников одиночных фотонов, разработки новых оптических источников для систем связи, использующих возможности наноструктур (например, сверхширокие спектры генерации лазеров на квантовых точках).

Лабораторию нанобиотехнологий предполагается оснастить оборудованием, которое позволит вывести на новый уровень исследования неорганических наноструктур и осуществлять разработку на их основе конструкций с биологическими молекулами для системного и направленного высокоэффективного воздействия на биохимические процессы в живых клетках, разрабатывать новые, в том числе неэпитаксиальные методы создания наночастиц, в частности, в коллоидных дисперсных системах, пересыщенных жидких и твердых растворах.

В рамках данного мероприятия также должны быть созданы следующие центры коллективного пользования и учебно-научные центры, позволяющие использовать уникальное оборудование и мощности гермозоны университета в совместном научно-учебном процессе с другими университетами г. Санкт-Петербурга и иностранными партнерами:

учебно-научный центр в области синтеза, структурных и оптических исследований нанообъектов совместно с физическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета - в центре будут использованы как эпитаксиальное оборудование гермозоны университета, так и диагностическое оборудование наноцентра Санкт-Петербургского государственного университета;

учебно-научный центр "Совместная российско-французская академия молекулярно-пучковой эпитаксии", создаваемый совместно с крупнейшим в мире производителем эпитаксиального оборудования - фирмой Riber (Франция).

 

Мероприятие 1.2. Развитие учебно-лабораторной базы

В рамках данного мероприятия предполагается модернизация учебно-лабораторной базы университета с целью создания условий для более широкого вовлечения обучающихся в проводимые научные исследования и разработки. Данное мероприятие включает:

модернизацию и расширение парка учебно-лабораторного оборудования, используемого обучающимися как в процессе обучения, так и при выполнении ими самостоятельных научных исследований;

адаптацию имеющегося уникального научно-технологического и диагностического оборудования для возможностей его вовлечения в образовательный процесс, доукомплектование его специальными учебными модулями, развитие системы обучения правилам безопасной эксплуатации уникального оборудования.

Данное мероприятие направлено на обеспечение широкого вовлечения обучающихся в исследовательский процесс на возможно более ранних стадиях обучения, обеспечение проведения лабораторных практикумов в области эпитаксиального выращивания, структурной и оптической диагностики и процессирования наногетероструктур.

 

Мероприятие 1.3. Развитие инновационной инфраструктуры

В рамках мероприятия предполагается развитие инженерных сетей, коммуникаций и системы энергообеспечения лабораторной гермозоны, которая будет служить базой для развития инновационной структуры университета.

В рамках мероприятия также предполагается создание в структуре университета центра трансфера технологий, деятельность которого будет направлена на:

организационную, информационную, консультационную и кадровую поддержку субъектов инновационной деятельности в сфере высоких технологий и нанотехнологий;

развитие системы привлечения финансовых средств;

бизнес-планирование, создание системы финансово-экономической экспертизы и сопровождения инновационных проектов;

создание системы маркетинговых исследований;

развитие системы трансфера технологий.

Кроме того, в рамках данного мероприятия предполагается формирование вокруг университета пояса малых инновационных предприятий.

 

Блок 2. Повышение квалификации и профессиональная

переподготовка научных и научно-педагогических

работников университета

 

Мероприятие 2.1. Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

В рамках мероприятия предусмотрены:

стажировки научных и научно-педагогических работников университета в ведущих российских и зарубежных научных и образовательных центрах;

приглашение ведущих зарубежных ученых для проведения циклов лекций и семинаров;

развитие системы повышения компетенций научных и научно-педагогических работников университета в сфере коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

 

Мероприятие 2.2. Создание международных ассоциированных лабораторий

В рамках мероприятия предполагается создание на базе университета следующих международных лабораторий:

"Совместная российско-китайская лаборатория информационной оптоэлектроники и наногетероструктур Ж.И. Алферова" (с Пекинским университетом почт и телекоммуникаций);

"Совместный российско-германский научно-образовательный центр нанофотоники" (с Берлинским техническим университетом);

"Наноструктуры полупроводниковых соединений: синтез, свойства, приборы" совместно с Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе РАН и различными организациями CNRS (Франция).

В данных международных ассоциированных лабораториях, помимо решения задач, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой научных и научно-педагогических работников университета, будут осуществляться совместные научные работы по ПНР, международный обмен студентами, аспирантами и научными сотрудниками, совместные обучающие программы.

 

Блок 3. Разработка учебных программ

 

Мероприятие 3.1. Развитие и совершенствование системы непрерывного образования, модернизация существующих и разработка новых образовательных программ

В рамках мероприятия предусмотрены:

создание на базе университета центра образовательной подготовки для аспирантов научных организаций Санкт-Петербургского научного центра РАН, а также аспирантов вузов-партнеров с привлечением к участию в подготовке аспирантов ведущих ученых и специалистов Российской академии наук, вузов и высокотехнологичных предприятий;

развитие системы взаимодействия университета с вузами-партнерами в рамках программ совместной подготовки кадров в области нанотехнологий, включающих бакалаврскую подготовку в вузах-партнерах и магистерскую подготовку в университете;

расширение реализуемых в университете направлений магистерской подготовки по ПНР университета, включая пограничные области знаний;

развитие новых образовательных технологий, включая внедрение кредитно-модульной технологии обучения, разработку электронных учебно-методических комплексов, развитие интерактивных форм обучения, внедрение технологии обучения по индивидуальным образовательным траекториям, внедрение результатов научных исследований и разработок в учебный процесс;

модернизация учебных курсов с учетом новых достижений в области нанотехнологий, а также потребностей к компетенциям выпускников, предъявляемых работодателями;

внедрение лабораторно-исследовательских практикумов в образовательный процесс;

разработка, методическое и информационное обеспечение новых программ подготовки и создаваемых учебно-исследовательских лабораторий на базе уникального оборудования;

разработка программ переподготовки кадров для высокотехнологичных предприятий, основанных на использовании в процессе обучения уникального научно-технологического оборудования университета;

разработка программ целевой подготовки кадров (магистров и аспирантов) по заказу высокотехнологичных предприятий на основе кредитно-модульной технологии обучения;

разработка программ подготовки иностранных магистров и аспирантов, в том числе с преподаванием на английском языке, на основе технологии обучения по индивидуальным образовательным траекториям;

развитие системы распространения передового опыта преподавания по ПНР;

разработка программ подготовки и переподготовки инновационных менеджеров на базе создаваемого в университете центра трансфера технологий в рамках нового магистерского направления "Наукоемкие технологии и экономика инноваций".

 

Блок 4. Развитие информационных ресурсов

 

Мероприятия 4.1. Развитие информационных ресурсов и информационных образовательных технологий

В рамках мероприятия предусмотрены:

развитие системы дистанционного обучения по ПНР университета, разработка электронных курсов и виртуальных лабораторий;

развитие современных методов информатизации образовательного процесса, обеспечение доступа к научно-образовательным ресурсам университета;

развитие библиотеки университета как информационно-учебного центра, создание совместно с библиотекой Российской академии наук научно-образовательного библиотечного ресурса по ПНР университета;

информационное обеспечение образовательных, научных, инновационных и иных мероприятий, проводимых университетом, широкое освещение достижений университета в сфере научных исследований и разработок;

закупка лицензионных специализированных и прикладных программных продуктов;

расширение функциональных возможностей университетского суперкомпьютерного кластера;

создание единой информационной системы ("электронный университет"), позволяющей проводить сбор, анализ и предоставление информации для управления образовательным процессом (сведения об успеваемости и достижениях студентов, о востребованности выпускников на рынке труда, результатах анкетирования студентов о качестве образовательных программ, результатах анкетирования студентов о качестве преподавания, составе студентов (прием, отчисление, перевод), учебно-методические и научные ресурсы, информация о процедурах и механизмах оценки уровня знаний студентов, основных показателях деятельности университета и др.).

 

Блок 5. Совершенствование системы управления качеством

образования и научных исследований

 

Мероприятие 5.1. Совершенствование системы управления качеством образования

В рамках данного мероприятия предполагаются:

совершенствование системы контроля усвоения образовательных программ обучающимися, привлечение представителей научно-исследовательских организаций и высокотехнологичных предприятий при проведении промежуточного и итогового тестирования знаний обучающихся;

внедрение системы оценки качества преподавания отдельных дисциплин (лекционных курсов, лабораторных практикумов) путем анонимного письменного анкетирования студентов, проводимого по окончании обучения по отдельной дисциплине (как правило, в конце семестра), с целью выявления недостатков в методике проведения занятий, получения пожеланий по более углубленному изучению отдельных аспектов дисциплины;

совершенствование системы контроля за уровнем преподавания на предмет соответствия проводимых занятий учебному плану и утвержденным рабочим программам дисциплин;

совершенствование системы взаимодействия с научно-исследовательскими организациями и высокотехнологичными предприятиями в целях учета потребностей, предъявляемых работодателями к выпускникам университета, при разработке и модернизации реализуемых университетом учебных курсов и программ;

совершенствование системы трудоустройства выпускников.

 

Мероприятие 5.2. Совершенствование системы управления качеством научных исследований

В рамках данного мероприятия предусмотрены:

внедрение системы управления объектами интеллектуальной собственности и результатами научно-технической деятельности (хранение, систематизация, поиск, доступ), разработка и проведение патентной политики;

разработка системы повышения публикационной активности научных и научно-педагогических работников и учащихся университета;

развитие системы вовлечения научно-педагогических сотрудников, магистров и аспирантов университета в выполнение научных исследований и разработок;

проведение независимой международной экспертизы и оценки деятельности структурных подразделений университета на соответствие требованиям международных стандартов;

совершенствование кадровой политики университета.

 

IV. Финансовое обеспечение реализации Программы

 

В 2010 - 2014 годах предполагается финансовое обеспечение Программы за счет ассигнований федерального бюджета в размере 540 млн. рублей и внебюджетных средств в размере 120 млн. рублей. За этот период будут созданы материально-технические, кадровые и иные предпосылки для последующего устойчивого развития университета.

Финансирование Программы в 2015 - 2019 годах предполагается полностью за счет внебюджетных средств в размере 120 млн. рублей.

Указанные средства будут направлены на:

приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования;

повышение квалификации и профессиональную переподготовку научных и научно-педагогических работников университета;

разработку учебных программ;

развитие информационных ресурсов;

совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований.

Объемы финансового обеспечения Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.

Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.

 

V. Управление реализацией Программы

 

В целях конструктивного влияния заинтересованных сторон на процесс реализации Программы из числа членов Российской академии наук, представителей промышленности и бизнеса, научно-образовательной общественности создается попечительский совет Программы. Он является высшим совещательным органом управления Программой и обеспечивает сторонним организациям возможность принимать участие в процессах формирования и принятия стратегических решений по реализации Программы.

Управление реализацией Программы осуществляется ректором университета, ученым советом университета и дирекцией Программы.

Ректор, который является научным руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор университета представляет учредителю университета ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым показателям Программы. Ректор вносит на рассмотрение ученому совету кандидатуру руководителя дирекции Программы.

Коллегиальным органом управления Программой является ученый совет университета, который рассматривает кандидатуру и утверждает в должности руководителя дирекции Программы, регулярно заслушивает ректора, руководство дирекции Программы, иных лиц о ходе выполнения Программы, определяет стратегию и координирует деятельность по реализации Программы.

Исполнительным органом, ответственным за реализацию Программы, является дирекция Программы, возглавляемая руководителем дирекции Программы. Дирекция Программы подчиняется ректору университета и регулярно отчитывается перед ректором и ученым советом университета о своей деятельности, несет ответственность перед руководством университета за выполнение мероприятий, запланированных и утвержденных к реализации на отчетный период.

Дирекция Программы отвечает за организацию и координацию деятельности структурных подразделений университета, связанной с реализацией Программы, в частности, по закупке и введению в эксплуатацию нового оборудования и его эффективного использования, разработку и внедрение новых образовательных программ, ведет документооборот, учет и контроль деятельности, связанной с реализацией Программы, организует информирование о ходе реализации Программы, осуществляет иные действия, связанные с реализацией Программы.

В структуре дирекции Программы могут создаваться временные или постоянно действующие отделы, отвечающие за определенные направления работы дирекции Программы.

 

VI. Предварительная оценка социально-экономической

эффективности Программы

 

Реализация Программы внесет значительный вклад в различные сферы общественной жизни России (науку, образование, экономику), повысит конкурентоспособность российской промышленности, внесет существенный вклад в осуществление модернизации и технологического развития экономики по направлениям энергоэффективность и энергосбережение, телекоммуникации, новые технологии в области биомедицинского приборостроения для диагностики, профилактики, лечения социально опасных заболеваний, продления жизни человека, стратегические информационные технологии.

Ключевыми результатами реализации Программы станут:

создание в России исследовательского университета, обладающего компетенциями мирового уровня в области наноструктур, наноэлектроники, нанофотоники, возобновляемых источников энергии и нанобиотехнологий, пользующегося авторитетом в профессиональных сообществах, привлекающего лучшие творческие кадры, обладающего высоким научным и финансовым потенциалом;

обеспечение лидирующих позиций России в мире по важнейшим направлениям науки в сфере наноструктур, наноэлектроники, нанофотоники, возобновляемых источников энергии и нанобиотехнологий;

создание инфраструктуры нового типа в сфере образования, обеспечивающей эффективное использование высокого интеллектуального потенциала российской академической науки для подготовки высококвалифицированных кадров - будет реализована новая форма интеграции академической науки и образования, отвечающая современным требованиям, предполагающим возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и высокую мобильность всех участников научно-образовательной деятельности.

В сфере экономики получит дальнейшее развитие инновационная деятельность ведущего в Российской Федерации центра по разработке и производству полупроводниковых наногетероструктур, на базе которого будет создано более 20 новых инновационных предприятий. Будет разработана и внедрена новая элементная база для реализации энергосберегающих технологий, в первую очередь, светодиодных систем освещения и возобновляемых источников энергии.

К 2019 году университет станет исследовательским университетом международного уровня в области нанотехнологий, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Будет сформирован узнаваемый в мире бренд университета, университет выйдет на международный рынок образовательных и интеллектуальных услуг. Внутри страны университет станет центром притяжения наиболее одаренной молодежи.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Программе развития

Учреждения Российской академии наук

Санкт-Петербургского Академического

университета - научно-образовательного

центра нанотехнологий РАН на 2010 - 2019

годы, утвержденной Приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации

от 9 июля 2010 г. N 758


 

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА -

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН

НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

 N 

          Показатель          

 Единица
измерения

2010
 год

2011
 год

2012
 год

2013
 год

2014
 год

2015
 год

2016
 год

2017
 год

2018
 год

2019
 год

 1 

               2              

    3   

  4 

  5 

  6 

  7 

  8 

  9 

 10 

 11 

 12 

 13 

1. 

                          Показатели успешности образовательной деятельности                        

1.1.

Доля обучающихся в национальном
исследовательском университете
(далее - НИУ) по приоритетным 
направлениям развития (ПНР) НИУ
(далее - профильные обучающиеся
НИУ) в общем числе обучающихся

процентов

62,0

63,0

64,0

66,0

68,0

70,0

72,0

73,0

74,0

75,0

1.2.

Доля профильных обучающихся   
НИУ, трудоустроенных по       
окончании обучения по         
специальности, в общем числе  
профильных обучающихся НИУ    

процентов

80,0

80,0

82,0

84,0

86,0

88,0

90,0

92,0

94,0

95,0

1.3.

Количество человек, принятых в
аспирантуру и докторантуру из 
сторонних организаций по ПНР  
НИУ, в расчете на одного науч-
но-педагогического работника  

человек 

0,030

0,035

0,040

0,045

0,050

0,060

0,070

0,080

0,090

0,100

1.4.

Количество молодых ученых     
(специалистов, преподавателей)
из сторонних организаций,     
прошедших профессиональную    
переподготовку или повышение  
квалификации по ПНР НИУ, в    
расчете на одного научно-     
педагогического работника     

человек 

0,10

0,12

0,15

0,18

0,20

0,22

0,24

0,26

0,28

0,30

2. 

                    Показатели результативности научно-инновационной деятельности                   

2.1.

Количество статей по ПНР НИУ в
научной периодике, индексиру- 
емой иностранными и российскими
организациями (Web of Science,
Scopus, Российский индекс     
цитирования), в расчете на    
одного научно-педагогического 
работника                     

единиц  

0,60

0,80

1,00

1,15

1,30

1,45

1,60

1,75

1,90

2,00

2.2.

Доля доходов от научно-       
исследовательских и опытно-   
конструкторских работ (НИОКР) 
из всех источников по ПНР НИУ в
общих доходах НИУ             

процентов

32,0

33,5

35,0

36,5

38,0

39,5

41,0

42,5

44,0

45,0

2.3.

Отношение доходов от реализо- 
ванной НИУ и организациями его
инновационной инфраструктуры  
научно-технической продукции по
ПНР НИУ, включая права на     
результаты интеллектуальной   
деятельности, к расходам      
федерального бюджета на НИОКР,
выполненные НИУ               

процентов

36,0

40,0

48,0

56,0

64,0

70,0

80,0

90,0

95,0

100,0

2.4.

Количество поставленных на    
бухгалтерский учет объектов   
интеллектуальной собственности
по ПНР НИУ                    

единиц  

0   

1   

1   

2   

2   

3   

3   

4   

4   

4   

2.5.

Доля опытно-конструкторских   
работ по ПНР НИУ в общем объеме
НИОКР НИУ                     

процентов

24,0

25,0

26,0

27,0

28,0

30,0

32,0

33,0

34,0

35,0

2.6.

Количество научных лабораторий
по ПНР НИУ, оснащенных высоко-
технологичным оборудованием   

единиц  

1   

1   

0   

1   

1   

0   

0   

0   

0   

0   

3. 

                               Показатели развития кадрового потенциала                             

3.1.

Доля научно-педагогических    
работников и инженерно-техни- 
ческого персонала возрастных  
категорий от 30 до 49 лет     

процентов

37,0

39,0

41,0

43,0

45,0

46,0

47,0

48,0

49,0

50,0

3.2.

Доля научно-педагогических    
работников, имеющих ученую    
степень доктора наук или      
кандидата наук                

процентов

71,0

71,5

72,0

72,5

73,0

73,5

74,0

74,5

75,0

75,0

3.3.

Доля аспирантов и научно-педа-
гогических работников, имеющих
опыт работы (прошедших стажи- 
ровки) в ведущих мировых науч-
ных и университетских центрах 

процентов

9,5 

11,0

12,5

14,0

16,0

18,0

20,0

22,0

23,5

25,0

3.4.

Эффективность работы аспиранту-
ры и докторантуры по ПНР НИУ  

процентов

16,0

18,0

21,0

23,0

26,0

29,0

32,0

35,0

37,0

40,0

4. 

                                 Показатели международного признания                                

4.1.

Доля иностранных обучающихся  
лиц (без учета государств -   
участников Содружества Незави-
симых Государств) по ПНР НИУ  

процентов

0,6 

0,7  

0,9 

1,1 

1,3 

1,5 

1,7 

1,9 

2,2 

2,5 

4.2.

Доля обучающихся лиц из       
государств - участников       
Содружества Независимых       
Государств по ПНР НИУ         

процентов

2,9 

3,5 

4,1 

4,7 

5,3 

5,9 

6,5 

7,0 

7,5 

8,0 

4.3.

Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках
международных научных программ
в расчете на одного научно-   
педагогического работника     

млн.    
рублей  

0,015

0,016

0,017

0,019

0,021

0,023

0,025

0,027

0,029

0,030

5. 

                                  Показатели финансовой устойчивости                                

5.1.

Финансовое обеспечение Програм-
мы из внебюджетных источников 

млн.    
рублей  

24,0

27,0

27,0

12,0

18,0

8,4 

8,4 

8,4 

8,4 

8,4 

5.2.

Доходы НИУ из всех источников 
от образовательной и научной  
деятельности в расчете на     
одного научно-педагогического 
работника                     

млн.    
рублей  

2,100

2,250

2,400

2,600

2,800

3,000

3,150

3,300

3,400

3,500

5.3.

Доля внебюджетного финансирова-
ния в доходах НИУ от образова-
тельной и научной деятельности

процентов

36,0

37,0

39,0

41,0

43,0

45,0

47,0

49,0

50,0

51,0

5.4.

Отношение заработной платы 10 
процентов самых высокооплачива-
емых работников НИУ к заработ-
ной плате 10 процентов самых  
низкооплачиваемых работников  

процентов

1600

1600

1550

1550

1500

1500

1450

1400

1350

1300

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Программе развития

Учреждения Российской академии наук

Санкт-Петербургского Академического

университета - научно-образовательного

центра нанотехнологий РАН на 2010 - 2019

годы, утвержденной Приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации

от 9 июля 2010 г. N 758

 

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА - НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

 N 

      Мероприятия     

   2010  

   2011  

   2012  

  2013  

  2014  

2015

2016

2017

2018

2019

 ФБ 
<*>

 ВБ
<**>

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ

 ВБ

 ФБ

 ВБ

 ВБ

 ВБ

 ВБ

 ВБ

 ВБ

 1 

           2          

  3 

 4 

  5 

 6 

  7 

 8 

 9 

 10

 11

 12

 13

 14

 15

 16

 17

1. 

Блок 1. Приобретение  
учебно-лабораторного и
научного оборудования 

84,0

6,3

94,5

7,6

94,5

7,5

42,0

3,8

63,0

5,0

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

1.1.

Развитие научно-      
исследовательской     
деятельности и        
создание совместных   
учебно-научных центров

58,8

4,4

66,2

5,3

66,2

5,3

29,4

2,6

44,1

3,5

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

1.2.

Развитие учебно-      
лабораторной базы     

16,8

1,3

18,9

1,5

18,9

1,5

8,4

0,8

12,6

1,0

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1.3.

Развитие инновационной
инфраструктуры        

8,4 

0,6

9,4 

0,8

9,4 

0,7

4,2

0,4

6,3

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

2. 

Блок 2. Повышение ква-
лификации и профессио-
нальная переподготовка
научных и научно-педа-
гогических работников 
университета          

6,0 

5,0

6,8 

6,0

6,8 

6,0

3,0

3,0

4,5

4,0

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

2.1.

Развитие системы      
повышения квалификации
и профессиональной    
переподготовки        

3,9 

1,5

4,4 

1,8

4,4 

1,8

1,9

0,9

2,9

1,2

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

2.2.

Создание международных
ассоциированных       
лабораторий           

2,1 

3,5

2,4 

4,2

2,4 

4,2

1,1

2,1

1,6

2,8

3,4

3,4

3,4

3,4

3,4

3. 

Блок 3. Разработка    
учебных программ      

22,8

10,0

25,7

12,0

25,7

12,0

11,4

6,0

17,1

8,0

9,6

9,6

9,6

9,6

9,6

3.1.

Развитие и совершенст-
вование системы непре-
рывного образования,  
модернизация существу-
ющих и разработка новых
образовательных       
программ              

22,8

10,0

25,7

12,0

25,7

12,0

11,4

6,0

17,1

8,0

9,6

9,6

9,6

9,6

9,6

4. 

Блок 4. Развитие      
информационных ресурсов

6,0 

2,5

6,8 

3,0

6,8 

3,0

3,0

1,5

4,5

2,0

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

4.1.

Развитие информационных
ресурсов и информацион-
ных образовательных   
технологий            

6,0 

2,5

6,8 

3,0

6,8 

3,0

3,0

1,5

4,5

2,0

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

5. 

Блок 5. Совершенствова-
ние системы управления
качеством образования и
научных исследований  

1,2 

1,2

1,2 

1,4

1,2 

1,5

0,6

0,7

0,9

1,0

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

5.1.

Совершенствование     
системы управления    
качеством образования 

0,6 

0,6

0,6 

0,7

0,6 

0,8

0,3

0,3

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

5.2.

Совершенствование     
системы управления    
качеством научных     
исследований          

0,6 

0,6

0,6 

0,7

0,6 

0,7

0,3

0,4

0,4

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

Итого                      

120,0

25,0

135,0

30,0

135,0

30,0

60,0

15,0

90,0

20,0

24,0

24,0

24,0

24,0

24,0

 

--------------------------------

<*> Средства федерального бюджета.

<**> Внебюджетные средства.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018