Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 28 июня 2010 г. N 718

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО" НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

В соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", от 26 апреля 2010 г. N 2 приказываю:

Утвердить прилагаемую Программу развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" на 2010 - 2019 годы.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждена

Приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от 28 июня 2010 г. N 718

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САРАТОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

I. Основные предпосылки и обоснование создания национального

исследовательского университета, характеристика приоритетных

направлений развития национального исследовательского

университета

 

Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" на 2010 - 2019 годы (далее - Программа, СГУ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).

СГУ - один из старейших и ведущих научно-образовательных центров России, который обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии региона, широко вовлечен в международное образовательное и научное пространство. Университет ведет подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных секторов экономики, социальной сферы и управления, обеспечивает проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и реализацию инновационных разработок, выступает ключевым элементом организации взаимодействия вузовской, академической, отраслевой науки и крупных промышленных предприятий, действующих на территории Саратовской области.

Целесообразность создания исследовательского университета на базе СГУ обусловлена прежде всего тем, что Саратовская область находится в числе регионов России, обладающих развитой научной инфраструктурой и серьезным индустриальным потенциалом.

Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной и инвестиционной активности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий. В регионе - первом среди субъектов Российской Федерации - приняты Законы "Об инновациях и инновационной деятельности" и "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области".

В октябре 2009 года утверждена областная программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы", одним из главных разработчиков которой являлся СГУ.

Таким образом, в регионе сложилась развитая инфраструктура для проведения фундаментальных и прикладных исследований, что позволяет СГУ решать научно-технические и социальные задачи федерального и регионального значения и вести активную инновационную деятельность.

СГУ одним из первых вузов России прошел процедуру сертификации в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, которая подтвердила высокий уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Университет имеет большой опыт инновационной деятельности, на протяжении многих лет обеспечивая своими разработками предприятия оборонного комплекса, электронной и химической промышленности, а также других отраслей. Важные преимущества СГУ - наличие полного инновационного цикла от фундаментальных исследований и получения практических приложений до оформления интеллектуальной собственности и внедренческой деятельности, отлаженный механизм сотрудничества с академическими и отраслевыми институтами, промышленными предприятиями и учреждениями социальной сферы. Отличительной особенностью СГУ является большее по сравнению с другими вузами (свыше 70) количество охранных документов на интеллектуальную собственность и большее количество проданных лицензий (второе место среди вузов, реализовавших инновационные образовательные программы).

Обеспечивая интеграцию образовательного процесса с передовыми научными разработками, СГУ стремится осуществить и их внедрение с участием стратегических партнеров - крупнейших компаний различного профиля. Эта задача решается путем формирования на базе университета сети разнообразных консорциумов, которые объединяют возможности подразделений университета, академических и отраслевых институтов, предприятий реального сектора экономики и бизнес-структур.

В СГУ практически завершен процесс создания инфраструктуры, соответствующей цели и задачам, определенным в Программе. Научно-образовательный процесс обеспечен уникальным оборудованием (в числе уникального оборудования - зондовая нанолаборатория, ядерно-магнитный спектрометр, сканирующий электронный микроскоп и др.), средствами высокопроизводительных вычислений, действуют центры коллективного пользования, запущен 80-ядерный и готовится к запуску 400-ядерный вычислительные кластеры.

СГУ вовлечен в международное образовательное и научное пространство, установлены разной степени интенсивности отношения с десятками зарубежных университетов, обеспечиваются академическая мобильность и широкие научные связи с университетами Европы, Азии и Америки.

СГУ - старейший и крупнейший вуз юго-востока России и специфика регионального развития актуализирует необходимость появления на его базе исследовательского университета. Саратовская область - российские ворота в Казахстан и Центральную Азию. Область обладает мощным индустриальным комплексом, в том числе оборонно-промышленным, развитым сельским хозяйством, крупным научным потенциалом. При этом регион испытывает дефицит в высококлассных специалистах. Со стороны работодателей наблюдается рост требований к уже работающим и потенциальным работникам не только в направлении развития их профессиональных компетенций, но и расширения спектра практических и аналитических навыков, самостоятельной активной профессиональной переподготовки. Имеется ярко выраженный запрос со стороны региональных промышленных и финансово-экономических структур на подготовку менеджеров и специалистов по инновациям и управлению масштабными коммерческими проектами, способных применять современные технологии маркетинга, проективные методики прогнозирования (форсайт) и управления рисками. Научно-образовательные и инновационные ресурсы университета способны эффективно отреагировать на этот запрос и удовлетворить нужды региона.

В связи с этим миссия СГУ как исследовательского университета состоит в следующем: упрочение национальной безопасности, развитие человеческого потенциала страны, сохранение духовных ценностей и культурных традиций российского народа путем формирования социокультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных обеспечивать интеллектуальные и инновационные потребности России.

В соответствии с основными направлениями развития страны, региона и достижениями ученых СГУ приоритетными направлениями развития (далее - ПНР) университета определены:

математика и информационные технологии (фундаментальные и прикладные исследования в области математического анализа, теории функций и приближений, прикладной математики и информатики, механики деформируемого твердого тела, численных методов, компьютерного моделирования нанотехнологических, физических, биологических и химических процессов, процессов управления и принятия решений, обеспечения информационной безопасности, разработка, создание и внедрение в муниципальные и региональные управленческие структуры информационных систем, анализ территориального планирования с использованием геоинформационных систем);

фундаментальные и прикладные исследования в сфере высоких технологий (радиоэлектроника, микро- и наноэлектроника, физика нанотехнологических процессов, лазерная физика, физика нелинейных систем, физика микро- и наноразмерных структур, материаловедение нано- и биологических материалов, органическая, неорганическая и аналитическая химия, физика и химия экологически чистых источников энергии, химия и технология полимеров, природных энергоносителей и углеродных материалов, электрохимия, геологоразведка);

живые системы (фундаментальные и прикладные исследования в биотехнологии и биомедицине, физиологии животных, растений и микроорганизмов, молекулярной биологии, биохимии, биофизике, биохимической физике, биомеханике, биоинформатике, генетике, селекции зерновых культур, микробиологии и физиологии растений, экологии, физике взаимодействия излучений с веществом, клеточной инженерии, физиологии человека и животных, химии биологически активных веществ, физические и математические основы обработки биомедицинских сигналов, математическое моделирование биомедицинских объектов, физические основы методов диагностики и лечения, а также функционирования диагностической, терапевтической и хирургической аппаратуры);

риски социальных систем (изучение фундаментальных основ и прикладных аспектов социогуманитарного знания и разработка на этой основе междисциплинарной концепции "рисков социальных систем", выявление социального механизма минимизации рисков на рискогенных территориях, в том числе на примере истории и культуры немцев Поволжья, поведения молодежи в ситуациях временного и постоянного рисков, выявление границ социальной ответственности медиасообщества в освещении рискогенной информационной тематики, анализ проблем межнационального и речевого общения в этнических средах и медиакоммуникациях, анализ миграционных отношений в регионе и стране, методологическое, аналитическое, прогностическое обеспечение деятельности органов государственной власти по управлению рискогенными территориями в регионах).

Таким образом, избранные приоритетные направления развития позволяют сконцентрировать интеллектуальный потенциал СГУ - одного из старейших российских университетов, отметившего в 2009 году свое столетие, - на направлениях, реализующих конкурентные преимущества университета в образовательной, научной и инновационной областях.

 

II. Цель и задачи Программы, этапы и сроки реализации,

целевые индикаторы и показатели оценки эффективности

реализации Программы

 

Целью реализации Программы является формирование современного университета, сопоставимого по своим образовательным, исследовательским и инновационным параметрам с ведущими зарубежными университетами и способного вносить заметный вклад в кадровое и научно-инновационное обеспечение развития ключевых секторов экономики и социальной сферы России.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

модернизация основных образовательных программ, разработка новых образовательных программ и образовательных технологий, обеспечивающих формирование компетенций, востребованных высокотехнологическими секторами экономики и социальной сферой по ПНР университета;

обогащение научного знания по ПНР университета путем расширения исследовательских возможностей университета;

обеспечение полного инновационного цикла - от фундаментальных исследований и прикладных разработок до конечного рыночного продукта, в том числе формирование предпринимательской культуры в университетском сообществе и расширение сотрудничества с инновационным бизнесом региона, страны, зарубежных стран;

развитие кадрового потенциала университета за счет повышения квалификации научно-педагогических работников и иного персонала университета, роста доли кадров высшей квалификации, закрепления молодых специалистов в университете, привлечения ведущих ученых и специалистов реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы к научно-педагогической деятельности в университете;

интенсификация стратегического сотрудничества университета с российскими и зарубежными партнерами из академического и вузовского сообществ, производственной и социальной сферы для совместной образовательной, научной и инновационной деятельности;

формирование современной материально-технической базы университета, необходимой для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности;

создание механизмов коммерциализации результатов научно-образовательной деятельности университета;

создание эффективной системы управления университетом и Программой.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2010 - 2019 годах в три этапа:

I этап (2010 - 2011 годы) - изучение образовательного и инновационного рынков, требований работодателей к выпускникам и обучаемых к образовательным программам, формирование требований к содержанию разрабатываемых образовательных программ, проведение модернизации управленческой и научно-исследовательской структуры университета;

II этап (2012 - 2014 годы) - закупка учебного и научного оборудования, оборудования для информационно-коммуникационных систем и организационно-управленческих структур, внедрение разработанных основных и дополнительных образовательных программ, развертывание инновационной деятельности, завершение формирования инновационного пояса университета;

III этап (2015 - 2019 годы) - коррекция разработанных образовательных программ на основании данных обратной связи со студентами и работодателями, расширение инновационной деятельности и коммерциализации созданных инновационных продуктов, поддержка научно-лабораторной базы в рабочем состоянии и выборочное обновление оборудования.

Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.

 

III. Мероприятия Программы

 

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

 

Мероприятие 1. Модернизация содержания основных

и дополнительных образовательных программ, разработка

новых образовательных программ и образовательных технологий,

обеспечивающих формирование компетенций, востребованных

высокотехнологичными отраслями экономики и социальной сферой

 

В ходе реализации этого мероприятия предполагается усилить образовательную компоненту по ПНР университета, разработать соответствующие выбранным профилям блоки дисциплин, в том числе междисциплинарные. Будет разработан широкий спектр программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с потребностями организаций реального сектора экономики, социальной сферы и органов государственной и муниципальной власти и управления. Разработка и последующее внедрение в учебный процесс основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров будет ориентировано на потребности инновационной экономики и социальной сферы.

 

Мероприятие 2. Развитие кадрового потенциала

университета за счет повышения квалификации научных

и научно-педагогических работников и иного персонала

университета, роста доли кадров высшей квалификации,

закрепления молодых специалистов в университете,

привлечения ведущих ученых и специалистов реального

сектора экономики, бизнеса и социальной сферы

к научно-педагогической деятельности в университете

 

Эффективное функционирование университета предполагает высокий уровень образования, научных исследований, менеджмента и инженерно-хозяйственного обеспечения. Это обусловливает необходимость создания в университете современной системы повышения квалификации всех категорий работников, а также организации обучения инженерно-технических работников по программам фирм - изготовителей закупаемого уникального оборудования.

 

Мероприятие 3. Формирование современной

материально-технической базы университета,

необходимой для обеспечения образовательной,

научной и инновационной деятельности университета

 

В рамках данного мероприятия предполагается оснащение учебных, учебно-научных, образовательных центров и лабораторий факультетов и образовательных институтов, реализующих основные и дополнительные образовательные программы по ПНР университета. Планируется также оснащение лекционных и семинарских аудиторий мультимедийным и интерактивным оборудованием, оснащение и закупка программного обеспечения дисплейных классов, реализующих дистанционные формы обучения.

Научным и лабораторным оборудованием и программным обеспечением будут оснащаться образовательно-научный институт наноструктур и биосистем, институт химии, научно-образовательный центр по направлению "нанотехнологии", научно-образовательный центр биотехнологий, международный научно-образовательный центр "Фотоника", инновационный научно-образовательный центр IT, международный научно-исследовательский институт нелинейной динамики, научно-образовательный центр "Сложные системы", научно-внедренческий образовательный центр геоинформационных технологий, научно-производственный образовательный комплекс "Измерительные системы для микро- и наноэлектроники, машиностроения, медицины", научно-производственный образовательный комплекс "Новые технологии поисков месторождений полезных ископаемых и обеспечения рационального природопользования", институт рисков, научно-образовательный центр "Креатив", центр изучения народно-речевой культуры, институт археологии и культурного наследия и другие научно-инновационные структуры университета.

 

Мероприятие 4. Развитие информационных

ресурсов университета

 

Предполагается организационно-техническая модернизация информационно-коммуникационной сети с целью создания депозитария программных продуктов, обеспечение терминального доступа к депозитарию и хранилищам данных, подключение к информационно-коммуникационной сети СГУ серверных сетей стратегических партнеров и совместное формирование с ними информационных порталов. В результате будет создана необходимая информационная база для повышения эффективности научных исследований.

Запланированы организационно-техническая модернизация информационно-коммуникационной сети, контентная и техническая поддержка образовательной компоненты университетского портала. В результате реализации мероприятия будут созданы электронные образовательные ресурсы, значительно пополнена электронная библиотека, увеличена емкость хранилищ данных, управляемость сети и контентное наполнение.

В рамках данного мероприятия также предполагается приобретение учебно-методических материалов в электронном виде, электронных презентаций, сценариев, электронных учебников и пособий, тренажеров, имитаторов, симуляторов, обучающих компьютизированных программ, лабораторных практикумов и других материалов, пользование которыми предусмотрено, в том числе в интерактивном режиме. Ожидаемым итогом этого мероприятия будет наполнение всех форм обучения необходимыми информационными компонентами, а также усиление интерактивных составляющих.

 

Мероприятие 5. Создание эффективной системы

управления университетом и Программой

 

В рамках мероприятия предусмотрены:

совершенствование системы управления университетом;

создание структуры управления Программой;

создание и внедрение автоматизированных систем управления и баз данных;

создание структур по аналитическому сопровождению деятельности университета и Программы;

совершенствование системы управления качеством научно-образовательной деятельности и ее сертификация.

 

IV. Финансовое обеспечение реализации Программы

 

Общий объем финансирования Программы составляет 3610 млн. рублей, в том числе:

ассигнования федерального бюджета - 1800 млн. рублей;

внебюджетные средства - 1810 млн. рублей.

Указанные средства будут направлены на разработку и внедрение основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, повышение квалификации всех категорий работников, на приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, развитие информационной среды университета и его инновационной структуры, создание эффективной системы управления университетом, системы управления качеством научной и инновационной деятельности и ее сертификацию.

Планируется, что финансирование мероприятий Программы в заданном объеме позволит не только укрепить материально-техническую базу университета, обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности выпускаемых специалистов, но и повысить финансовую устойчивость университета.

Объемы финансового обеспечения Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.

Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы планируется, исходя из стратегии наращивания внебюджетных доходов по всем направлениям, с одной стороны, и увеличения доли доходов от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития в общих доходах университета, с другой.

Реализация Программы уже в 2010 году позволит увеличить объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых университетом, со стороны коммерческих предприятий в 4 раза, а за 10 лет реализации Программы в результате мультипликационного эффекта ежегодно получаемые внебюджетные доходы университета от научной деятельности вырастут в 7,5 раз по отношению к 2009 году, что позволит университету сформировать бюджет развития и обеспечить самофинансирование научных разработок в дальнейшем. Доля внебюджетного финансирования в доходах университета от образовательной и научной деятельности в результате реализации Программы вырастет с 34 (2009 год) до 50 (2019 год) процентов.

 

V. Управление реализацией Программы

 

Ректор, который является научным руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор университета представляет учредителю университета ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым показателям Программы.

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:

открытость и гласность при принятии управленческих решений;

обеспечение методического и информационного единства Программы;

обеспечение адекватного представительства коллектива университета, органов государственной власти, работодателей и общественности в органах управления Программой;

привлечение для реализации Программы высококвалифицированных специалистов и специализированных организаций в области менеджмента, экономики, инвестиций и права.

Функции управления Программой будут выполнять органы управления университета - ректор, ректорат, ученый совет.

Оперативное управление Программой осуществляет дирекция Программы, которая:

разрабатывает внутренние регламенты и положения;

разрабатывает сметы расходов на реализацию мероприятий, а также совершенствует механизм реализации Программы;

обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

проводит внутренний и внешний аудит мероприятий Программы;

осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы;

обеспечивает информационное сопровождение реализации Программы.

Координацию работ по мероприятиям Программы будут осуществлять коллегиальные органы - управляющий совет и попечительский совет, в состав которых войдут ведущие специалисты университета, представители предприятий и организаций промышленности и социальной сферы.

Ученый совет университета ежеквартально будет заслушивать отчеты дирекции Программы, готовить рекомендации по более эффективной реализации мероприятий Программы, выявлять научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы, рассматривать результаты реализации мероприятий Программы.

Будет также создана конкурсная комиссия по проведению конкурсных процедур по закупкам Программы. В комиссию войдут сотрудники дирекции Программы и представитель планово-финансового управления, непосредственно курирующий финансовую деятельность в рамках Программы.

Планирование и контроль финансовых расходов, разнесение расходов по статьям бюджета будут осуществлять планово-финансовое управление и бухгалтерия, юридическое сопровождение - управление правового и кадрового обеспечения, управление фондом развития - коммерческий отдел.

 

VI. Предварительная оценка социально-экономической

эффективности Программы

 

Реализация Программы обеспечит появление в России вуза, не только сопоставимого по своим образовательным, исследовательским и инновационным параметрам с ведущими зарубежными университетами, но и занимающего лидирующие позиции в сферах, определенных приоритетными направлениями развития университета. Концентрация сил и средств на указанных направлениях позволит усилить существующие университетские научные школы, получит развитие система подготовки специалистов на основе индивидуальных образовательных траекторий и проектной формы обучения.

Ожидается тенденция к массовой интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь региона и страны, что приведет к снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению сроков поиска работы молодыми гражданами, увеличению доли молодых людей, занятых в бизнесе, науке, образовании, вовлечению молодежи из групп социальных рисков в экономическую деятельность.

Создание на базе СГУ исследовательского университета станет мощным катализатором социально-экономического, духовного и культурного развития региона и сопредельных территорий. Университет в качестве системного интегратора обеспечит инновационное развитие высокотехнологичных отраслей экономики, что, в свою очередь, повлечет за собой рост других ее секторов и совершенствование деятельности социальных институтов. Произойдет позитивное воздействие на развитие системы образования и деятельность научных учреждений региона, которые будут не только обеспечены высококвалифицированными кадрами, но и подключены к осуществляемым в университете фундаментальным и прикладным научным исследованиям. Все это приведет к повышению инвестиционной привлекательности Саратовской области и всего Нижнего Поволжья, стимулирует динамичное развитие наукоемких производств, гармонизирует потребности рынка труда и предлагаемые в регионе образовательные услуги. Подготовка в университете специалистов, способных решать исследовательские и технологические задачи по ПНР, приведет к существенному повышению конкурентоспособности регионального инновационного бизнеса и ускорит инновационные процессы в высокотехнологичных отраслях и экономике в целом. Свою позитивную роль в этом призваны сыграть и малые предприятия, которые будут создаваться вокруг СГУ для реализации его разработок.

В целом же создание исследовательского университета на базе СГУ, интегрированного с ведущими научными центрами и предприятиями реального сектора экономики, окажет позитивное воздействие на развитие высокотехнологичных отраслей страны и региона, на повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и высоких технологий, а также на решение важнейших научно-технических проблем (изучение фундаментальных свойств живых систем, освоение возобновляемых источников энергии, решение проблемы "чистой воды", создание новых биоматериалов, повышение продуктивности аграрного сектора и др.), повысит уровень подготовки и профессиональной культуры выпускаемых специалистов, что будет способствовать формированию в России инновационной экономики.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Программе развития

государственного образовательного

учреждения высшего профессионального

образования "Саратовский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского"

на 2010 - 2019 годы, утвержденной


Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от

от 28 июня 2010 г. N 718

 

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САРАТОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

 N 

       Показатель      

Единица
измере-
ния   

 2010 
  год 

 2011 
  год 

 2012 
  год 

 2013 
  год 

 2014 
  год 

 2015 
  год 

 2016 
  год 

 2017 
  год 

 2018 
  год 

 2019 
  год 

 1 

           2           

   3  

   4  

   5  

   6  

   7  

   8  

   9  

  10  

  11  

  12  

  13  

1. 

                               Показатели успешности образовательной деятельности                              

1.1.

Доля обучающихся в     
национальном исследова-
тельском университете  
(далее - НИУ) по       
приоритетным направле- 
ниям развития (ПНР) НИУ
(далее - профильные    
обучающиеся НИУ) в общем
числе обучающихся      

процен-
тов   

70,9  

71,8  

72,5  

73,5  

73,8  

76,8  

78,8  

81,9  

84,2  

86,6  

1.2.

Доля профильных обучаю-
щихся НИУ, трудоустроен-
ных по окончании обуче-
ния по специальности, в
общем числе профильных 
обучающихся НИУ        

процен-
тов   

60,0  

65,0  

70,0  

75,0  

80,0  

85,0  

90,0  

95,0  

100,0 

100,0 

1.3.

Количество человек,    
принятых в аспирантуру и
докторантуру из        
сторонних организаций по
ПНР НИУ, в расчете на  
одного научно-педагоги-
ческого работника      

человек

0,02657

0,03305

0,03953

0,04666

0,05314

0,05962

0,06610

0,07583

0,08555

0,09916

1.4.

Количество молодых     
ученых (специалистов,  
преподавателей) из     
сторонних организаций, 
прошедших профессиональ-
ную переподготовку или 
повышение квалификации 
по ПНР НИУ, в расчете на
одного научно-педагоги-
ческого работника      

человек

0,09268

0,11860

0,14517

0,16461

0,18471

0,20415

0,22359

0,24368

0,26312

0,27673

2. 

                         Показатели результативности научно-инновационной деятельности                         

2.1.

Количество статей по ПНР
НИУ в научной периодике,
индексируемой иностран-
ными и российскими     
организациями (Web of  
Science, Scopus,       
Российский индекс      
цитирования), в расчете
на одного научно-педаго-
гического работника    

единиц

0,381 

0,440 

0,500 

0,559 

0,618 

0,677 

0,736 

0,796 

0,855 

0,914 

2.2.

Доля доходов от        
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
работ (НИОКР) из всех  
источников по ПНР НИУ в
общих доходах НИУ      

процен-
тов   

13,5  

15,0  

16,5  

18,0  

19,0  

20,0  

22,0  

24,0  

26,0  

28,0  

2.3.

Отношение доходов от   
реализованной НИУ и    
организациями его инно-
вационной инфраструктуры
научно-технической     
продукции по ПНР НИУ,  
включая права на резуль-
таты интеллектуальной  
деятельности, к расходам
федерального бюджета на
НИОКР, выполненные НИУ 

процен-
тов   

341,7 

390,3 

441,2 

451,4 

505,2 

430,0 

472,5 

525,0 

582,3 

636,6 

2.4.

Количество поставленных
на бухгалтерский учет  
объектов               
интеллектуальной       
собственности по ПНР НИУ

единиц

18    

21    

21    

23    

24    

24    

25    

25    

25    

25    

2.5.

Доля опытно-конструктор-
ских работ по ПНР НИУ в
общем объеме НИОКР НИУ 

процен-
тов   

6,6   

7,3   

7,7   

8,3   

9,5   

10,0  

11,4  

11,5  

12,6  

12,7  

2.6.

Количество научных     
лабораторий по ПНР НИУ,
оснащенных высокотехно-
логичным оборудованием 

единиц

1     

1     

2     

1     

1     

0     

0     

0     

0     

1     

3. 

                               Показатели успешности образовательной деятельности                              

3.1.

Доля научно-педагогиче-
ских работников и      
инженерно-технического 
персонала возрастных ка-
тегорий от 30 до 49 лет

процен-
тов    

41,0  

43,0  

44,0  

45,0  

46,0  

47,0  

47,5  

48,0  

48,5  

49,0  

3.2.

Доля научно-педагогиче-
ских работников, имеющих
ученую степень доктора 
наук или кандидата наук

процен-
тов   

73,0  

74,0  

75,0  

76,0  

77,0  

78,0  

79,0  

80,0  

81,0  

82,0  

3.3.

Доля аспирантов и      
научно-педагогических  
работников, имеющих опыт
работы (прошедших      
стажировки) в ведущих  
мировых научных и      
университетских центрах

процен-
тов   

6,4   

10,0  

10,0  

5,0   

5,0   

2,0   

2,0   

2,0   

3,0   

3,0   

3.4.

Эффективность работы   
аспирантуры и          
докторантуры по ПНР НИУ

процен-
тов   

45,7  

46,2  

46,8  

48,4  

49,0  

51,5  

52,5  

55,0  

56,9  

58,7  

4. 

                                      Показатели международного признания                                      

4.1.

Доля иностранных обучаю-
щихся лиц (без учета   
государств - участников
Содружества Независимых
Государств) по ПНР НИУ 

процен-
тов   

0,92  

1,22  

1,55  

1,82  

2,00  

2,21  

2,44  

2,53  

2,72  

2,81  

4.2.

Доля обучающихся лиц из
государств - участников
Содружества Независимых
Государств по ПНР НИУ  

процен-
тов   

1,20  

1,49  

1,82  

2,08  

2,25  

2,45   

2,67  

2,75  

2,93  

3,10  

4.3.

Объем НИОКР по ПНР НИУ в
рамках международных   
научных программ в     
расчете на одного      
научно-педагогического 
работника              

млн.  
рублей

0,006 

0,011 

0,014 

0,020 

0,026 

0,033 

0,039 

0,046 

0,053 

0,059 

5. 

                                       Показатели финансовой устойчивости                                      

5.1.

Финансовое обеспечение 
Программы из           
внебюджетных источников

млн.  
рублей

80,0  

90,0  

90,0  

40,0  

60,0  

200,0 

250,0 

300,0 

350,0 

350,0 

5.2.

Доходы НИУ из всех     
источников от образова-
тельной и научной      
деятельности в расчете 
на одного научно-педаго-
гического работника    

млн.  
рублей

0,959 

0,929 

0,949 

0,995 

0,988 

1,004 

1,075 

1,151 

1,233 

1,321 

5.3.

Доля внебюджетного     
финансирования в доходах
НИУ от образовательной и
научной деятельности   

процен-
тов   

41,4  

47,0  

49,3  

43,8  

49,2  

50,0  

50,5  

51,0  

51,5  

52,0  

5.4.

Отношение заработной   
платы 10 процентов самых
высокооплачиваемых     
работников НИУ к       
заработной плате 10    
процентов самых низко- 
оплачиваемых работников

процен-
тов   

559   

553   

547   

541   

535   

529   

523   

517   

511   

505   

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Программе развития

государственного образовательного

учреждения высшего профессионального

образования "Саратовский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского"

на 2010 - 2019 годы, утвержденной

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от

от 28 июня 2010 г. N 718

 

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО" НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

N

       Мероприятия       

   2010  

   2011  

   2012  

   2013  

   2014  

2015

2016

2017

2018

2019

 ФБ 
<*>

 ВБ
<**>

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

1

            2            

  3 

 4 

  5 

 6 

  7 

 8 

  9 

 10

 11 

 12

 13 

 14 

 15 

 16 

 17 

1.

Модернизация и           
актуализация содержания  
основных и дополнительных
образовательных программ,
разработка новых         
образовательных программ и
образовательных          
технологий, обеспечивающих
формирование компетенций,
востребованных высокотех-
нологичным отраслями эко-
номики и социальной сферой

5,0 

0,0

11,3

7,0

15,1

3,0

11,3

3,0

10,9

3,0

5,0 

5,0 

4,0 

4,0 

4,0 

2

Развитие кадрового       
потенциала университета за
счет повышения квалифика-
ции научно-педагогических
работников и иного персо-
нала, роста доли кадров  
высшей квалификации,     
закрепления молодых спе- 
циалистов в университете,
привлечения ведущих ученых
и специалистов реального 
сектора экономики, бизнеса
и социальной сферы к     
научно-педагогической дея-
тельности в университете 

5,0 

45,0

23,2

43,5

19,4

47,5

7,7 

22,0

15,1

25,0

17,0

23,0

22,5

28,0

28,0

3

Формирование современной 
материально-технической  
базы университета, необхо-
димой для обеспечения    
образовательной, научной и
инновационной деятельности
университета             

383,0

19,0

410,0

22,0

410,0

22,0

180,0

12,0

272,0

21,0

170,0

210,0

260,0

300,0

300,0

4

Развитие информационных  
ресурсов университета    

5,0 

12,0

3,5 

12,5

3,5 

12,5

0,5 

1,5

1,0 

7,0

6,0 

9,0 

10,0

14,0

14,0

5

Создание эффективной     
системы управления универ-
ситетом и Программой     

2,0 

4,0

2,0 

5,0

2,0 

5,0

0,5 

1,5

1,0 

4,0

2,0 

3,0 

3,5 

4,0 

4,0 

Итого                       

400,0

80,0

450,0

90,0

450,0

90,0

200,0

40,0

300,0

60,0

200,0

250,0

300,0

350,0

350,0

 

--------------------------------

<*> Средства федерального бюджета.

<**> Внебюджетные средства.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018