Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 21 июня 2010 г. N 660

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

В соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", от 26 апреля 2010 г. N 2 приказываю:

Утвердить прилагаемую программу развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет" на 2010 - 2019 годы.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждена

Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 июня 2010 г. N 660

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

I. Основные предпосылки и обоснование

создания национального исследовательского университета,

характеристика приоритетных направлений развития

национального исследовательского университета

 

Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет" на 2010 - 2019 годы (далее - Программа, ТГУ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).

С момента своего основания ТГУ развивался как элитарное высшее учебное заведение классического исследовательского типа, в котором обучение и научные исследования находятся в неразрывном единстве и главный акцент делается на воспитание и подготовку исследователя, творческой личности, способной к саморазвитию. Это означает, что основой классического исследовательского университета являются наука и научно-педагогические школы, а в учебном процессе предполагается сочетание естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и фундаментальность образования. В то же время, будучи созданным при значительной поддержке промышленников, университет сразу же был сориентирован на развитие производительных сил Сибири.

И сегодня ТГУ видит свою миссию в генерации и распространении передовых знаний, технологий и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции науки и образования, инновационных подходов в соответствии с кадровыми и технологическими запросами и потребностями национальной экономики.

ТГУ имеет развитую инновационную инфраструктуру, включающую инновационно-технологический бизнес-инкубатор и "инновационный пояс" из 26 инновационных компаний, реализующих интеллектуальную собственность университета и служащих базой подготовки кадров и трудоустройства выпускников.

Учитывая исключительную важность информационно-коммуникационных технологий в обеспечении высокого уровня образовательной, научно-инновационной и коммуникационной деятельности университетом создан межрегиональный центр спутникового доступа (Телепорт) - крупнейший за Уралом космический комплекс по оказанию услуг связи (передача данных, Интернет, видеоконференцсвязь, телевидение, радио, телефония), в том числе позволяющий получить удаленный доступ к центрам коллективного пользования уникальным оборудованием и к суперкомпьютеру СКИФ Cyberia.

ТГУ имеет современное оборудование для проведения научных исследований и учебного процесса, приобретенное или созданное в ходе реализации инновационной образовательной программы в 2006 - 2007 годах и сконцентрированное в 12 центрах коллективного пользования (80 процентов оборудования в ТГУ имеет возраст до 5 лет).

Историческое развитие научно-педагогических школ ТГУ привело к формированию приоритетных направлений развития (далее - ПНР), актуальность которых на сегодня определяется направлениями технологической модернизации экономики.

В Программе определены следующие приоритетные направления развития:

кадровое и научно-инновационное обеспечение в области нанотехнологий и материалов;

кадровое и научно-инновационное обеспечение в области информационно-телекоммуникационных и суперкомпьютерных технологий;

кадровое и научно-инновационное обеспечение в области рационального природопользования и биологических систем;

кадровое и научно-инновационное обеспечение в области проектирования перспективных космических и ракетно-артиллерийских систем;

социально-гуманитарные знания и технологии в модернизации экономики и социальной сферы.

 

ПНР "Кадровое и научно-инновационное обеспечение

в области нанотехнологий и материалов"

 

Работы по данному ПНР базируются на достижениях сформировавшихся в начале XX века научно-педагогических школ университета в области физики металлов, физики и техники полупроводников и диэлектриков, оптики и спектроскопии, радиофизики, механики жидкости, газа и плазмы, химического материаловедения, катализа. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), выполняемые в университете с участием студентов, магистрантов и аспирантов, ориентированы на решение таких приоритетных задач как повышение энергоэффективности, разработка новых медицинских технологий, технологий безопасности и оборонных технологий, при этом инновационно-технологические разработки реализуются на 11 малых предприятиях инновационного пояса университета.

За 2006 - 2009 годы, в рамках ПНР получено 58 охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, выполнено 180 научных разработок на сумму свыше 370 млн. рублей, разработано и внедрено в учебный процесс 19 магистерских программ.

Университет по данному ПНР активно взаимодействует с предприятиями Госкорпорации "Росатом", Минпромторга России, Роскосмоса, Минобороны России и др.

В то же время в стране остро стоят научные и кадровые проблемы создания отечественных промышленных импортозаменяющих или не имеющих мировых аналогов технологий в области функциональной электроники, сенсорики и фотоники, порошковых материалов, композиционных керамических и полимерных материалов, наноструктурированных материалов, в том числе наноструктурированных катализаторов, а также проблемы обеспечения метрологии, стандартизации и средств измерения в области нанотехнологий и материаловедения. Деятельность университета по данному ПНР будет способствовать решению этих проблем.

 

ПНР "Кадровое и научно-инновационное обеспечение

в области информационно-телекоммуникационных

и суперкомпьютерных технологий"

 

ТГУ одним из первых в стране начал работы в области вычислительной математики, кибернетики, а затем и в области телекоммуникаций и информационных технологий, именно в ТГУ была открыта первая за Уралом кафедра прикладной и вычислительной математики и заработала первая в азиатской части России ЭВМ. В 2004 году в ТГУ был построен Телепорт - крупнейший за Уралом центр спутникового доступа, в 2007 году запущен суперкомпьютер СКИФ Cyberia с пиковой производительностью 12 Тфлопс, включенный в систему Телепорта как центр удаленного доступа.

НИОКР, выполняемые в университете с участием студентов, магистрантов, аспирантов, ориентированы на решение таких приоритетных задач модернизации экономики как разработка новых стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения, космических технологий, медицинских технологий, а также технологий безопасности.

Активное взаимодействие осуществляется с 12 IT-подразделениями инновационной инфраструктуры, в том числе созданными с участием крупных компаний: Microsoft, Cisco Systems, IBM.

За 2006 - 2009 годы в рамках данного ПНР получено 43 охранных документа на объекты интеллектуальной собственности, выполнено 86 научных разработок на сумму 119 млн. рублей, разработано и внедрено в учебный процесс 12 магистерских программ.

По данному ПНР университет активно взаимодействует с Госкорпорацией "Росатом", Минпромторгом России, Роскосмосом, IT-компаниями.

В то же время на сегодня характерно значительное отставание России по целому ряду показателей, характеризующих продвижение к информационному обществу, существует большая диспропорция между структурой подготовки кадров и постоянно возрастающим спросом на IT-специалистов во всех секторах экономики, низок уровень развития отечественной IT-индустрии, включая аппаратное и программное обеспечение, на рынке преобладание зарубежной продукции. В этой связи исключительно актуальна задача насыщения российского рынка отечественной продукцией, что обеспечит информационную безопасность страны. Важнейшим условием этого является развитие фундаментальных исследований и проведение НИОКР в этой области, обеспечение соответствующего кадрового сопровождения, которые университет будет осуществлять по данному ПНР.

 

ПНР "Кадровое и научно-инновационное обеспечение

в области рационального природопользования

и биологических систем"

 

Работы по данному ПНР базируются на результатах деятельности научных школ в области биотехнологии, молекулярной биологии, экологии, биобезопасности, почвоведения, геоэкологии, геологии, экономики природопользования, геоинформатики, экологического права и охраны природы.

НИОКР, выполняемые в университете с участием студентов, магистрантов, аспирантов, ориентированы на решение таких приоритетных задач модернизации экономики как повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, разработка новых медицинских технологий, технологий безопасности, при этом инновационно-технологические разработки реализуются на 13 малых предприятиях инновационного пояса университета.

За 2006 - 2009 годы в рамках ПНР получен 51 охранный документ на объекты интеллектуальной собственности, выполнены 274 научные разработки на сумму 301,4 млн. рублей, разработано и внедрено в учебный процесс 29 магистерских программ.

По данному ПНР университет активно взаимодействует с Госкорпорацией "Росатом", Минпромторгом России, МЧС России, Минсельхозом России и др.

В то же время на сегодня актуальными являются такие проблемы как гашение факелов на нефтегазовых месторождениях, детоксикация окружающей среды от органических соединений, ликвидация техногенных загрязнений и восстановление биоресурсов, повышение эффективности поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, обеспечение биобезопасности, прогноз катастрофических изменений гидрологического режима крупных рек Сибири, прогноз возникновения и распространения лесных и степных пожаров.

Деятельность университета по данному ПНР будет способствовать решению перечисленных задач.

 

ПНР 4 "Кадровое и научно-инновационное обеспечение

в области проектирования перспективных космических

и ракетно-артиллерийских систем"

 

Деятельность университета по данному ПНР нацелена на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований и подготовку специалистов в интересах высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса в области создания научно-технических основ проектирования космических аппаратов и систем вооружения нового поколения с использованием современных вычислительных и экспериментальных технологий двойного назначения.

Выполняемые в университете НИОКР ориентированы на повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, разработку космических технологий, технологий безопасности и оборонных технологий.

За 2006 - 2009 годы получен 21 охранный документ на объекты интеллектуальной собственности, выполнено 102 научные разработки на сумму свыше 135 млн. рулей, разработано и внедрено в учебный процесс 10 магистерских программ.

По данному ПНР университет активно взаимодействует с Минобороны России, Роскосмосом, Госкорпорацией "Росатом".

В то же время необходимы дальнейшие исследования и соответствующее кадровое сопровождение в области разработки и эксплуатации систем кинетического оружия нового поколения, новых конструкций и компоновок двигателей с использованием новых высокоэнергетических топлив, материалов с заданными характеристиками, систем тепловой защиты, интегрированной системы проектирования космических аппаратов.

 

ПНР "Социально-гуманитарные знания и технологии

в модернизации экономики и социальной сферы"

 

Деятельность университета по данному ПНР нацелена на выполнение фундаментальных и прикладных исследований в области экономики и управления, философии и культурологии, филологии и истории, социальной работы и юриспруденции, когнитивистики и антропологии, психологии и социологии. В 2009 году в ТГУ создан парк социогуманитарных технологий.

За 2006 - 2009 годы получено 23 охранных документа на объекты интеллектуальной собственности, выполнено 236 научных разработок на сумму свыше 230 млн. рублей, разработано и внедрено в учебный процесс 26 магистерских программ.

В рамках ПНР университет активно сотрудничает с федеральными органами власти, администрациями регионов, производственными компаниями.

Дальнейшая деятельность университета по данному ПНР будет ориентирована на развитие и реализацию социокультурного потенциала университета, на повышение эффективности разработок и внедрение социальных и гуманитарных технологий, на разработку и реализацию эффективных механизмов привлечения молодежи к инновационной деятельности, разработку универсальных технологий диагностики и развития инновационного потенциала личности.

 

II. Цель и задачи Программы, этапы

и сроки реализации, целевые индикаторы и показатели

оценки эффективности реализации Программы

 

Целью Программы является формирование на базе ТГУ исследовательского классического университета, выполняющего соответствующие мировому уровню фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки для высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы с соответствующим кадровым сопровождением, реализующего эффективные формы интеграции науки и образования.

При этом базовым элементом выполнения работ по ПНР университета является научно-образовательный центр (НОЦ), являющийся интегрированным по общему научному направлению объединением научных и образовательных структур, на базе которых осуществляется деятельность научно-педагогических школ. Важно отметить, что это объединение может быть межведомственным, в частности, на базе ТГУ сформированы научно-образовательные объединения с учреждениями Российской академии наук и других государственных академий наук, с частными компаниями.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач.

Задача 1. Совершенствование образовательной деятельности, направленное на создание и развитие научно-образовательной среды генерации исследовательских и технологических компетенций выпускников для кадрового обеспечения науки, высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы.

Для решения данной задачи:

будут модернизированы существующие, разработаны и внедрены новые образовательные программы;

будут разработаны и внедрены новые обучающие технологии, формы организации учебного процесса с целью повышения конкурентоспособности выпускников;

предусматривается развитие кадрового потенциала образовательной деятельности путем подготовки научно-педагогических кадров мирового уровня;

будет сформирована научно-образовательная среда молодежного инновационного предпринимательства на основе технологических компетенций обучающихся и научно-педагогических работников;

предусматриваются развитие и совершенствование системы дополнительного образования как условия повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и социальной сферы;

предусматривается развитие материально-технической базы образовательной деятельности как существенного условия качества подготовки кадров мирового уровня.

Задача 2. Совершенствование научно-инновационной деятельности, направленное на создание и развитие среды генерации новых знаний и технологических инноваций и их приложений в сфере высоких технологий и социальной сферы.

Для решения данной задачи:

предусматривается повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований и кадрового потенциала научно-педагогических школ до уровня мировых лидеров;

будет повышено качество работы аспирантуры и докторантуры, развиты новые формы отбора, поддержки и закрепления молодых талантливых исследователей;

планируется расширение исследовательской и инновационно-технологической активности студентов и повышение ее эффективности;

будут расширены возможности и спектр услуг научных лабораторий, центров коллективного пользования в обеспечении фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ;

будет повышена публикационная активность научно-педагогических работников, докторантов, аспирантов и студентов ТГУ;

предусматривается повышение эффективности технико-внедренческой деятельности, развитие инновационной инфраструктуры и инновационного пояса ТГУ.

Задача 3. Развитие и совершенствование информационно-коммуникационной среды университета на основе принципов и механизмов сетевого взаимодействия с научно-образовательными центрами и предприятиями реального сектора экономики.

Для решения данной задачи:

будет усовершенствована электронная информационная система университета;

будет создано интегрированное информационно-коммуникационное пространство с учреждениями общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;

будет создана единая информационно-коммуникационной среда с предприятиями-партнерами и работодателями; будут созданы сетевые объединения с участием университета как современной формы интеграции образования, науки и бизнеса.

Задача 4. Совершенствование управления университетом как интегрированной научно-образовательной системой.

Для решения данной задачи предусматриваются:

совершенствование системы управления качеством образовательной и научно-инновационной деятельности университета;

развитие кадрового обеспечения управленческой деятельности университета;

создание и развитие единой корпоративной информационно-аналитической системы поддержки управления университетом;

развитие организационно-экономических механизмов, обеспечивающих диверсификацию источников финансирования университета.

Реализацию Программы предполагается осуществить в один этап в 2010 - 2019 годах. Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.

 

III. Мероприятия Программы

 

Решение задач Программы реализуется путем выполнения пяти мероприятий.

 

Мероприятие 1. Развитие материально-технической базы,

оснащение подразделений университета учебно-лабораторным,

технологическим и научным оборудованием

 

В рамках этого мероприятия главным образом предусматриваются:

развитие материально-технической базы, оснащение научных лабораторий и центров коллективного пользования современным аналитическим и измерительным оборудованием, комплектация нового уникального оборудования, расширение имеющейся системы удаленного доступа к оборудованию центров коллективного пользования, приобретение метрологического обеспечения, аттестация оборудования;

модернизация технического оснащения образовательной инфраструктуры, приобретение высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования;

материально-техническое оснащение и модернизация информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры, приобретение высокотехнологичного оборудования для IT-центров и подразделений университета;

оснащение бизнес-инкубатора демонстрационным оборудованием, созданным на базе исследований и разработок университета;

приобретение иного оборудования, необходимого для реализации задач Программы.

 

Мероприятие 2. Разработка образовательных программ

высшего профессионального, послевузовского

и дополнительного образования

 

В рамках этого мероприятия предусматриваются:

модернизация содержания, структуры и формы образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, разработанными стандартами университета и международными стандартами качества;

разработка новых образовательных программ (в том числе на английском языке) по наукоемким и междисциплинарным направлениям;

значительное расширение и обновление программ подготовки в магистратуре на основе результатов научных исследований с участием в разработке образовательных программ представителей науки, бизнеса и социальной сферы;

разработка и внедрение в образовательный процесс модели формирования компетенций современного выпускника;

совершенствование программ аспирантской подготовки с учетом запросов реального сектора экономики, формирование и реализация совместных программ подготовки аспирантов и докторантов с зарубежными и российскими партнерами, создание системы распределенной аспирантуры и докторантуры с удаленным доступом к ведущим научно-педагогическим школам и к уникальному оборудованию на основе Телепорта ТГУ;

расширение комплекса реализуемых оригинальных программ поддержки талантливой молодежи (преддокторантура ТГУ и др.);

разработка и модернизация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, направленных на переподготовку специалистов для современной инновационной сферы, на развитие человеческого капитала, на основе взаимодействия науки, образования, государственного и частного бизнеса;

развитие системы дистанционного обучения, создающего базу для развития образовательной деятельности в России и за рубежом;

разработка и модернизация программ дополнительного образования, направленных на развитие заочных профильных школ ТГУ и довузовской подготовки.

 

Мероприятие 3. Повышение квалификации и профессиональная

переподготовка научных и научно-педагогических работников,

направленные на развитие кадрового потенциала университета

 

В рамках этого мероприятия предусмотрены:

повышение квалификации научных и научно-педагогических работников университета в рамках ПНР;

стажировки научно-педагогических, инженерно-технических работников университета, аспирантов и докторантов в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, на предприятиях, производящих оборудование и программное обеспечение для научных исследований, с целью повышения их квалификации и обеспечения работы на высокотехнологичном оборудовании;

приглашение ученых и педагогов из ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров для повышения квалификации научно-педагогических работников университета с целью формирования научно-педагогических кадров, обеспечивающих элитарное образование;

повышение квалификации работников университета - пользователей высокотехнологичного оборудования;

повышение квалификации и переподготовка административно-управленческих работников университета с целью формирования инновационной инфраструктуры и развития системы управления университетом для работы в современной инновационной научно-образовательной сфере.

 

Мероприятие 4. Развитие информационных ресурсов

 

В рамках мероприятия главным образом планируется:

развитие полифункционального Web-пространства университета, обеспечивающего полноту, актуальность, востребованность и доступность информации о результатах научной, образовательной и инновационной деятельности университета;

совершенствование электронной информационной системы университета;

расширение системы доступа к мировым информационным ресурсам, базам данных и расширение ресурсов электронной библиотеки университета;

создание цифровых образовательных ресурсов для программ высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования;

создание интегрированной информационно-коммуникационной системы для обеспечения дистанционного доступа к центрам коллективного пользования университета, сетевого взаимодействия университета с организациями-партнерами и работодателями для целевой подготовки специалистов, апробации и распространения перспективных моделей сетевого взаимодействия, создание распределенной информационной системы анализа потребностей в специалистах и содействия трудоустройству выпускников университета, разработка исследовательских практикумов для программ бакалавриата, магистратуры, реализуемых на базе высокотехнологичного оборудования научных лабораторий, центров коллективного пользования;

развитие сегмента образовательного портала университета для системы общего, начального, среднего и высшего профессионального образования на основе научно-образовательного интернет-портала ТГУ "Электронный университет";

создание на базе суперкомпьютера ТГУ межрегионального центра обработки данных, обеспечивающего получение, обработку, каталогизацию и хранение больших объемов данных - результатов научных и мониторинговых исследований, прикладного программного обеспечения для наукоемких расчетов;

развитие научно-образовательного телевизионного канала "ТВ-Университет" с целью сохранения и приумножения культурных ценностей, распространения знаний и традиций лучших образцов отечественной науки и российского образования;

создание общественного интернет-лектория по актуальным проблемам социокультурного развития, приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

создание новых научных журналов (в том числе электронных), издание журналов ТГУ на английском языке на внебюджетные средства;

создание информационной аналитической системы поддержки молодежных интеллектуальных конкурсов и других мероприятий, активизирующих научно-инновационную деятельность молодежи;

развитие иных информационных ресурсов для образовательной и научной деятельности.

 

Мероприятие 5. Совершенствование системы управления

качеством образования и научных исследований

и развитие инновационной инфраструктуры

 

В рамках мероприятия предусмотрены:

совершенствование системы управления качеством образовательной и научно-инновационной деятельности университета, включая внедрение системы менеджмента качества во всех структурных подразделениях университета;

совершенствование внутренней рейтинговой системы оценки функционирования структурных подразделений университета;

проведение международной оценки качества и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

внедрение эффективных механизмов ротации кадров;

создание единой системы электронного документооборота ТГУ, создание единой информационно-аналитической системы для обеспечения эффективности управленческих решений;

разработка программно-аппаратного обеспечения информационной и компьютерной безопасности;

создание системы регулярного проведения исследований и мониторинга оценки потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах;

разработка, апробация и внедрение системы выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, оформления и защиты объектов интеллектуальной собственности, учета и применения в хозяйственной деятельности нематериальных активов;

создание системы комплексной экспертизы коммерческого потенциала разработок, проектов договоров передачи имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

разработка и внедрение эффективных форм участия университета в управлении хозяйственными обществами;

создание инновационной инфраструктуры формирования собственных инновационных проектов в сфере высоких технологий и коммерциализации разработок ТГУ;

развитие организационно-экономических механизмов, обеспечивающих диверсификацию источников финансирования университета;

создание совместных с Российской академией наук и другими государственными академиями наук и научными центрами структур (научных лабораторий, базовых кафедр);

создание сетевых молодежных объединений - студенческих бизнес-инкубаторов, специализированных конструкторских бюро, технологических парков.

 

IV. Финансовое обеспечение реализации Программы

 

Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий Программы составляют 1800 млн. рублей, объемы финансового обеспечения мероприятий Программы из внебюджетных источников составляют 2110 млн. рублей, всего 3910 млн. рублей.

Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.

Внебюджетные доходы университета будут поступать от платных образовательных услуг и целевой подготовки специалистов по ПНР, а также постоянно возрастающей доли доходов от реализации научных разработок, сотрудничества с бизнес-структурами, участия ТГУ в выполнении крупных проектов, программ и грантов. Финансовая устойчивость университета после прекращения бюджетного финансирования Программы гарантируется устойчивым ростом показателей эффективности, прежде всего, финансовых, за счет внедрения инновационных подходов в образование, науку и управление университетом.

Объемы финансового обеспечения Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.

 

V. Управление реализацией Программы

 

Ректор является научным руководителем Программы, осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор университета представляет учредителю университета ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым показателям Программы.

Управление реализацией Программы будет осуществляться советом Программы, исполнительной дирекцией и руководителем Программы, которым является ректор университета. В совет Программы, возглавляемый руководителем Программы, входят руководители выполнения задач (проректоры университета), которые несут ответственность за организационные и финансовые условия решения задач, осуществляют контроль получения конечных результатов, а также входят ответственные исполнители по ПНР, утверждаемые приказом ректора университета.

Совет программы регулярно (не реже 1 раза в месяц) рассматривает общий ход выполнения Программы и дает рекомендации по ее корректировке исполнительной дирекции, оформленные в виде распоряжения руководителя Программы.

Ответственные исполнители работ по ПНР формируют и возглавляют советы по ПНР, в состав которых входят ведущие специалисты университета, представители сторонних научных учреждений и предприятий реального сектора экономики и сферы услуг.

Основными задачами советов по ПНР являются:

регулирование совместной деятельности в области кадрового и технологического обеспечения и планов ее реализации;

определение требований к профессиональной подготовке кадров в соответствии с реальными потребностями различных секторов экономики, организация практик и трудоустройства выпускников;

разработка и реализация совместных научно-исследовательских проектов, позволяющих на основе использования конкурентных преимуществ сторон добиться результатов мирового уровня, и др.

Составы советов по ПНР и планы работ утверждаются ректором университета.

Руководителем Программы назначается исполнительная дирекция (возглавляемая заместителем руководителя Программы, первым проректором), которая работает в постоянном режиме, проводя еженедельные рабочие заседания. В ее состав входят ответственные исполнители по ПНР, сотрудники аппарата управления университетом, обеспечивающие организацию работы исполнительной дирекции.

Исполнительная дирекция осуществляет контроль за реализацией мероприятий Программы, проводит мониторинг реализации Программы, обеспечивает отчетность по Программе.

В сфере ответственности перед исполнительной дирекцией работают центр мониторинга Программы, центр менеджмента качества, центр маркетинговых исследований и коммуникаций, руководители которых в структуре управления университетом подчиняются первому проректору.

Для учета мнения научных, образовательных, предпринимательских кругов и общественности о ходе выполнения Программы, корректировки деятельности совета программы создается наблюдательный совет, в состав которого входят выдающиеся ученые, деятели образования, представители Администрации Томской области и г. Томска, особой экономической зоны технико-внедренческого типа, представители деловых кругов и общественности.

 

VI. Предварительная оценка

социально-экономической эффективности Программы

 

В результате реализации Программы значительно возрастет роль вузовского сектора науки в процессах модернизации и технологического развития региональных производств и отраслей экономики, комплексное взаимодействие университета с Томской технико-внедренческой зоной обеспечит серьезное развитие Сибирского региона. Ряд научно-педагогических школ университета, работающих по тематике ПНР, войдет в число лидирующих в мировом научном сообществе.

В результате повышения качества и расширения спектра магистерских программ (прежде всего междисциплинарных), значительного увеличения контингента и доли магистрантов и аспирантов произойдет заметное увеличение занятости молодежи и существенные сдвиги на российском и региональном рынках труда в пользу исследовательской и технико-внедренческой деятельности, профильного трудоустройства выпускников.

Системное значение имеет создание на базе ТГУ сетевой распределенной структуры повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов с целью распространения результатов инновационной деятельности на всю систему высшего образования России, в которую вовлечены на сегодня 60 вузов из 6 федеральных округов.

Разработки ТГУ в сфере образования предполагается транслировать в другие университеты (в частности, в рамках ассоциации "Сибирский открытый университет").

Совместно с организациями-партнерами и работодателями будет создана сетевая модель интегрированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей высокую эффективность системы непрерывного дополнительного образования, академическую мобильность научно-педагогических школ, реализацию инновационных образовательных программ в едином научно-образовательном пространстве, формирование успешных сетевых структур для выполнения совместных (в том числе международных) проектов, системное трудоустройство выпускников вузов.

Будут разработаны и внедрены новые наукоемкие технологии, способствующие созданию новых технологических платформ с кадровым сопровождением.

Будут сформированы новые научные школы, нацеленные на решение крупных научных проблем, имеющих важное социокультурное значение. Будут предложены научно-обоснованные экономические, социальные и технологические решения, внедрение которых внесет значительный вклад в развитие экономики страны. Будет разработана системная методология развития инновационного потенциала личности и поддержки талантливой молодежи, способствующая решению проблем трудоустройства выпускников ТГУ и повышению их конкурентоспособности.

Получит дальнейшее развитие система дополнительного образования, в рамках которой на базе ТГУ до 2020 года пройдут обучение до 50 тыс. специалистов инновационного сектора экономики, работников образования, управления и социальной сферы, что имеет огромный социальный эффект.

В целом на основе реализации Программы в ТГУ и вокруг него будет создана уникальная научно-образовательная инновационная среда, в которой научные и научно-педагогические работники и обучающиеся обладают исследовательскими, инновационно-технологическими и общекультурными компетенциями, а также возможностями коммерциализации интеллектуальной собственности. В этой среде будет осуществляться постоянный процесс генерации знаний и их внедрение в учебный процесс, созданная интеллектуальная собственность будет реализовываться в инновационном поясе предприятий университета и в высокотехнологичных секторах экономики.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Программе развития

государственного образовательного

учреждения высшего профессионального

образования "Томский государственный

университет" на 2010 - 2019 годы,


утвержденной Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 июня 2010 г. N 660

 

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТОМСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

 N 

     Показатель     

 Единица
измерения

 2010 
  год 

 2011 
  год 

 2012 
  год 

 2013 
  год 

 2014 
  год 

 2015 
  год 

 2016 
  год 

 2017 
  год 

 2018 
  год 

 2019 
  год 

 1 

          2         

    3   

   4  

   5  

   6  

   7  

   8  

   9  

  10  

  11  

  12  

  13  

1. 

                              Показатели успешности образовательной деятельности                              

1.1.

Доля обучающихся в  
национальном        
исследовательском   
университете (далее -
НИУ) по приоритетным
направлениям развития
(ПНР) НИУ (далее -  
профильные обучающие-
ся НИУ) в общем числе
обучающихся         

процентов

73,0  

75,0  

77,0  

80,0  

84,0  

87,0  

90,0  

92,0  

93,0  

93,0  

1.2.

Доля профильных     
обучающихся НИУ,    
трудоустроенных по  
окончании обучения по
специальности, в об-
щем числе профильных
обучающихся НИУ     

процентов

75,0  

76,0  

77,0  

79,0  

80,0  

81,0  

82,0  

83,0  

84,0  

85,0  

1.3.

Количество человек, 
принятых в аспиранту-
ру и докторантуру из
сторонних организаций
по ПНР НИУ, в расчете
на одного научно-   
педагогического     
работника           

человек 

0,02286

0,02426

0,02772

0,04158

0,06930

0,07346

0,07484

0,07623

0,07969

0,08660

1.4.

Количество молодых  
ученых (специалистов,
преподавателей) из  
сторонних организа- 
ций, прошедших      
профессиональную    
переподготовку или  
повышение квалифика-
ции по ПНР НИУ, в   
расчете на одного   
научно-педагогическо-
го работника        

человек 

0,08316

0,11781

0,16632

0,22176

0,27720

0,33264

0,38808

0,44060

0,48510

0,50243

2. 

                         Показатели результативности научно-инновационной деятельности                        

2.1.

Количество статей по
ПНР НИУ в научной пе-
риодике, индексируе-
мой иностранными и  
российскими         
организациями (Web of
Science, Scopus,    
Российский индекс ци-
тирования), в расчете
на одного научно-   
педагогического     
работника           

единиц  

0,470 

0,56  

0,61  

0,75  

0,90  

1,00  

1,10  

1,25  

1,40   

1,50  

2.2.

Доля доходов от     
научно-исследователь-
ских и опытно-      
конструкторских работ
(НИОКР) из всех     
источников по ПНР НИУ
в общих доходах НИУ 

процентов

20,0  

22,0  

26,0  

28,0  

30,0  

33,0  

37,0  

40,0  

45,0  

50,0  

2.3.

Отношение доходов от
реализованной НИУ и 
организациями его   
инновационной инфра-
структуры научно-   
технической продукции
по ПНР НИУ, включая 
права на результаты 
интеллектуальной    
деятельности, к     
расходам федерального
бюджета на НИОКР,   
выполненные НИУ     

процентов

254,0 

293,0 

360,0 

395,0 

450,0 

470,0 

495,0 

520,0 

568,0 

600,0 

2.4.

Количество поставлен-
ных на бухгалтерский
учет объектов интел-
лектуальной собствен-
ности по ПНР НИУ    

единиц  

5     

7     

8     

9     

10    

11    

12    

13    

14    

15    

2.5.

Доля опытно-        
конструкторских работ
по ПНР НИУ в общем  
объеме НИОКР НИУ    

процентов

20,0  

21,3  

22,6  

23,8  

25,0  

27,2  

29,4  

30,7  

32,1  

33,0  

2.6.

Количество научных  
лабораторий по ПНР  
НИУ, оснащенных     
высокотехнологичным 
оборудованием       

единиц  

1     

2     

2     

1     

1     

1     

1     

1     

1     

1     

3. 

                                   Показатели развития кадрового потенциала                                   

3.1.

Доля научно-педагоги-
ческих работников и 
инженерно-техническо-
го персонала        
возрастных категорий
от 30 до 49 лет     

процентов

36,0  

37,0  

38,0  

39,2  

40,5  

41,8  

43,3  

44,6  

46,1  

48,0  

3.2.

Доля научно-педагоги-
ческих работников,  
имеющих ученую      
степень доктора наук
или кандидата наук  

процентов

71,0  

72,0  

73,0  

74,0  

75,0  

76,0  

77,0  

78,0  

79,0  

80,0  

3.3.

Доля аспирантов и   
научно-педагогических
работников, имеющих 
опыт работы (прошед-
ших стажировки) в ве-
дущих мировых научных
и университетских   
центрах             

процентов

6,0   

10,0  

10,9  

11,2  

11,4  

11,9  

12,4  

13,4  

13,9  

14,9  

3.4.

Эффективность работы
аспирантуры и докто-
рантуры по ПНР НИУ  

процентов

40,0  

43,0  

46,0  

49,0  

52,0  

57,0  

61,0  

65,0  

71,0  

75,0  

4. 

                                      Показатели международного признания                                     

4.1.

Доля иностранных    
обучающихся лиц (без
учета государств -  
участников Содружест-
ва Независимых Госу-
дарств) по ПНР НИУ  

процентов

0,20  

0,55  

0,80  

1,25  

1,50  

1,75  

2,01  

2,40  

2,75  

3,00  

4.2.

Доля обучающихся лиц
из государств -     
участников Содружест-
ва Независимых      
Государств по ПНР НИУ

процентов

7,10  

7,30  

7,50  

8,00  

8,10  

8,20  

8,30  

8,40  

8,50  

8,60  

4.3.

Объем НИОКР по ПНР  
НИУ в рамках        
международных научных
программ в расчете на
одного научно-педаго-
гического работника 

млн.    
рублей  

0,030 

0,040 

0,055 

0,075 

0,120 

0,215 

0,330 

0,400 

0,450 

0,500 

5. 

                                      Показатели финансовой устойчивости                                      

5.1.

Финансовое обеспече-
ние Программы из вне-
бюджетных источников

млн.    
рублей  

80,0  

90,0  

90,0   

40,0  

60,0  

250,0 

300,0 

350,0 

400,0 

450,0 

5.2.

Доходы НИУ из всех  
источников от       
образовательной и   
научной деятельности
в расчете на одного 
научно-педагогическо-
го работника        

млн.    
рублей  

1,750 

1,973 

2,173 

2,755 

2,882 

3,000 

3,200 

3,300 

3,500 

3,700 

5.3.

Доля внебюджетного  
финансирования в    
доходах НИУ от      
образовательной и   
научной деятельности

процентов

45,0  

45,8  

46,0  

46,3  

50,0  

56,0  

56,0  

60,0  

60,0  

62,0  

5.4.

Отношение заработной
платы 10 процентов  
самых высокооплачива-
емых работников НИУ к
заработной плате 10 
процентов самых     
низкооплачиваемых   
работников          

процентов

815   

810   

800   

790   

785   

780   

770   

760   

755   

750   

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Программе развития

государственного образовательного

учреждения высшего профессионального

образования "Томский государственный

университет" на 2010 - 2019 годы,

утвержденной Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 июня 2010 г. N 660

 

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТОМСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2010 - 2019 ГОДЫ

 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

N

      Мероприятия      

     2010    

   2011  

   2012  

   2013  

   2014  

2015

2016

2017

2018

2019

ФБ <*>

ВБ <**>

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

1

           2           

   3 

   4  

  5 

 6 

  7 

 8 

  9 

 10

 11 

 12

 13 

 14 

 15 

 16 

 17 

1.

Мероприятие 1. Развитие
материально-технической
базы, оснащение подраз-
делений университета   
учебно-лабораторным,   
технологическим и      
научным оборудованием  

286,2

54,2  

280,6

77,5

310,5

84,0

170,6

3,8

197,5

45,0

157,3

203,7

249,5

297,3

343,9

2.

Мероприятие 2. Разработ-
ка образовательных     
программ высшего       
профессионального,     
послевузовского и допол-
нительного образования 

9,2  

0,0   

25,5

7,5

28,7

0,0

4,4 

2,2

22,5

0,0

18,8

19,7

24,3

24,2

25,3

3.

Мероприятие 3. Повышение
квалификации и         
профессиональная       
переподготовка научных и
научно-педагогических  
работников, направленные
на развитие кадрового  
потенциала университета

33,2 

5,0   

41,3

5,0

41,5

6,0

25,0

14,7

33,5

5,0

32,9

32,9

32,8

32,5

32,6

4.

Мероприятие 4. Развитие
информационных ресурсов

71,4 

16,0  

95,8

0,0

64,2

0,0

0,0 

18,7

43,5

10,0

38,4

41,1

40,6

43,0

45,0

5.

Мероприятие 5. Совершен-
ствование системы управ-
ления качеством образо-
вания и научных исследо-
ваний и развитие иннова-
ционной инфраструктуры 

0,0  

4,8   

6,8 

0,0

5.1 

0,0

0,0 

0,6

3,0 

0,0

2,6 

2,6 

2,8 

3,0 

3,2 

Итого                     

400,0

80,0  

450,0

90,0

450,0

90,0

200,0

40,0

300,0

60,0

250,0

300,0

350,0

400,0

450,0

 

--------------------------------

<*> Средства федерального бюджета.

<**> Внебюджетные средства.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018