Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 марта 1995 г. N 325/11

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ IX И XI (XII) КЛАССОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ,

МУНИЦИПАЛЬНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Главное управление развития общего среднего образования разработало рекомендации по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников IX и XI (XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Настоящие рекомендации направляются с целью использования их при разработке соответствующих нормативных документов, принимаемых государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основании Положения об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования от 24 февраля 1995 г. N 88.

До начала экзаменационного периода руководителям общеобразовательных учреждений рекомендуется ознакомить всех участников образовательного процесса (учителей, родителей (лиц, их заменяющих), обучающихся IX и XI (XII) классов) с Положением об итоговой аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и нормативными документами, разработанными на его основе государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

В пределах своей компетенции государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации:

- устанавливают сроки аттестационного периода;

- определяют порядок и формы проведения экзамена по предмету, введенному дополнительно на региональном уровне, а также устанавливают форму проведения экзамена по алгебре и началам анализа для групп заочников и заочников, обучающихся по индивидуальному плану;

- организуют повторные, досрочные экзамены (в том числе и для обучающихся - спортсменов, выезжающих на сборы или соревнования в период итоговой аттестации) и экзамены для выпускников, заболевших в период проведения итоговой аттестации;

- устанавливают порядок проведения письменной итоговой аттестации по родному (нерусскому) языку выпускников IX классов и по родной (нерусской) литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык является языком изучения или обучения;

- разрабатывают тексты для проведения письменных повторных, досрочных экзаменов и экзаменов для выпускников, заболевших в период итоговой аттестации, в том числе тексты для проведения письменной аттестации по родному (нерусскому) языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- разрабатывают тексты для проведения письменного экзамена по математике и русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений при ИТУ и ВТК, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме вспомогательных) и классах компенсирующего обучения;

- определяют порядок награждения выпускников золотыми и серебряными медалями;

- устанавливают порядок хранения документации по итоговой аттестации и экзаменационных материалов;

- определяют порядок окончания учебного года.

При разработке локальных нормативных актов государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации следует использовать сложившуюся практику проведения выпускных экзаменов и обеспечить четкое проведение итоговой аттестации выпускников с учетом следующих организационных моментов.

Итоговая аттестация выпускников IX и XI (XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе экстернов и выпускников, получающих образование в семье, проводится комиссиями, состав которых утверждается советом (педагогическим советом) общеобразовательного учреждения.

Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной комиссии. Председателем аттестационной комиссии может быть директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно - воспитательной, научно - методической работе или учитель по представлению директора. Учитель, преподающий в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем аттестационной комиссии.

При соответствующей организации работы аттестационной комиссии государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации экзамены выпускников могут проводиться с использованием средств массовой информации с предварительным согласованием с Министерством образования Российской Федерации порядка их проведения.

Ответственность за организацию и проведение письменных экзаменов по текстам Министерства образования Российской Федерации с помощью телевидения, радиовещания и печати возлагается на руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному директором общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее (не позже чем за 2 недели до начала аттестационного периода) доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, тестирование.

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (разбор предложения, решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной предметной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендации учителя - предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение вывода по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником учителю. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией учителя на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Тестирование рекомендуется использовать в том случае, если выпускники знакомы с такой формой аттестации. Предлагаемые на выпускных экзаменах тесты предполагают предварительную экспертную оценку соответствующими методическими службами.

Экзаменационный материал для проведения экзаменов по предметам, выбранным выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников IX и XI (XII) классов, разработанных Министерством образования Российской Федерации.

Задания практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике и др.) составляются учителями - предметниками выпускных классов.

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

В общеобразовательных учреждениях, в которых родной (нерусский) язык является языком изучения или обучения, устный экзамен по русскому языку в IX классе может проводиться как по типовым билетам, так и по билетам, составленным общеобразовательным учреждением на их основе самостоятельно.

Для выпускников из семей беженцев и вынужденных переселенцев, недостаточно владеющих русским языком, экзамен по литературе (сочинение) в XI (XII) классах может быть проведен в виде письменной работы (несколько вариантов на выбор выпускника), темы которой представляют собой пересказ прочитанного и изученного эпического произведения или фрагмента из него; характеристику героя произведения; развернутый ответ на вопрос о героях произведения или на свободную тему (т.е. на жизненном материале); отзыв на прочитанную книгу. Темы письменных работ разрабатываются в этих случаях государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Пакет с экзаменационными материалами должен быть получен общеобразовательным учреждением не позднее чем за один день до проведения письменного экзамена.

Темы сочинений, названия изложений, тексты заданий для письменных работ по математике записываются на доске.

Выпускникам XI (XII) классов на сочинении, а также выпускникам IX классов, избравшим экзамен по русскому языку в форме сочинения на литературную тему, через час после начала работы предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

На письменных экзаменах по русскому языку и литературе за один час до их окончания выпускникам разрешается пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

Письменные экзаменационные работы хранятся у директора общеобразовательного учреждения и выдаются ежедневно аттестационной комиссии для их проверки, которая осуществляется в здании общеобразовательного учреждения.

Письменные экзаменационные работы по русскому языку, литературе и математике проверяются и оцениваются в соответствии с действующими нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся по этим предметам.

При проверке ошибки подчеркиваются.

Оценка за письменную экзаменационную работу сообщается выпускнику до сдачи им последующего экзамена.

Выпускникам предоставляется возможность ознакомиться с письменной работой, проверенной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения. Организация порядка ознакомления выпускников с оцененной работой возлагается на председателя комиссии.

В случае несогласия с отметкой, выставленной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения за письменную экзаменационную работу, выпускник имеет право в трехдневный срок обратиться в конфликтную комиссию, создаваемую уполномоченным органом местного самоуправления.

Для выпускников, не сдавших письменные экзамены по русскому языку и литературе (сочинение), форму повторной итоговой аттестации устанавливает аттестационная комиссия с учетом отметок, полученных на экзамене по этим предметам.

По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.

В случае разногласий между членами аттестационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.

Итоговая отметка по предмету, по которому проводились письменный и устный экзамены, выставляется с учетом двух отметок, полученных на экзаменах. При выставлении итоговых отметок аттестационные комиссии руководствуются следующим:

а) итоговая отметка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом отметок промежуточной аттестации в выпускном классе;

б) при неудовлетворительной экзаменационной отметке не может быть выставлена положительная итоговая отметка;

в) итоговая отметка по русскому языку выпускнику XI (XII) класса общеобразовательного учреждения, в старших классах которого русский язык как предмет не изучался, выставляется на основе итоговой отметки за IX класс и экзаменационной за сочинение в XI (XII) классе;

г) выпускникам, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитывают отметки, полученные ими в общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении.

Трудовая (начальная профессиональная) подготовка выпускников XI классов может завершаться по их желанию сдачей квалификационных экзаменов, которые могут засчитываться как экзамены по выбору.

Квалификационные экзамены принимают специальные комиссии, создаваемые непосредственно на производстве. В их состав, как правило, входят: главный или старший специалист предприятия (организации) (председатель), мастер производственного обучения, заведующий мастерской. К работе квалификационных комиссий по возможности привлекаются работники профессиональных учреждений соответствующего профиля, а также представители общественных организаций.

По ряду профессий (водитель автомобиля, тракторист, комбайнер) прием квалификационных экзаменов осуществляется в соответствии с законодательством специальными комиссиями ГАИ, агропромышленных комплексов и т.д. Прием экзаменов на права водителя автомобиля, тракториста, комбайнера у выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется на общих основаниях.

По желанию выпускников IX и XI (XII) классов освоение программы по физической культуре может завершаться сдачей дифференцированного зачета, засчитываемого в качестве экзамена по выбору.

Зачеты по физической культуре необходимо проводить не позднее чем за неделю до начала итоговой аттестации при строгом соблюдении правил техники безопасности.

В соответствии с Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении" и похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" педагогический совет общеобразовательного учреждения принимает решение о награждении выпускников.

При награждении похвальной грамотой учитываются проявление выпускником интереса к избранным предметам, его участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, успешное изучение факультативного курса, работа в предметных кружках и т.п. В похвальной грамоте перечисляются предметы, по которым выпускник обнаружил особые успехи.

При проведении итоговой аттестации выпускников специальных средних общеобразовательных вечерних (сменных) и заочных школ для слепых и слабовидящих и вечерних школ для взрослых глухих необходимо руководствоваться Положением об итоговой аттестации выпускников IX и XI (XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 88 и письмом Министерства просвещения РСФСР от 4 января 1982 г. N 1-М "О проведении экзаменов в специальных вечерних и заочных школах для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих".

 

Начальник Главного

управления развития общего

среднего образования

М.Р.ЛЕОНТЬЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018