Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Председателя

Госкомвуза России

В.ШАДРИКОВ

30 декабря 1993 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

520400 - ФИЛОСОФИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

Действуют в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.

 

1. Общая характеристика направления

520400 - Философия

 

1.1. Направление утверждено Приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.

1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень - "Бакалавр".

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520400 - Философия.

Деятельность бакалавра направлена на формирование научных основ мировоззрения учащейся молодежи; на логический, методологический и философский анализ развития и функционирования общества, различных сфер его жизни, социальных институтов, на обслуживание органов управления в системе государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур в целях научного обеспечения их деятельности.

1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

- к обучению в магистратуре по направлению 520400 - Философия;

- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;

- к освоению профессиональных и образовательных программ по специальности 020100 - Философия в сокращенные до года сроки.

1.5. Бакалавр может в установленном порядке работать преподавателем в образовательных учреждениях, сотрудником научных подразделений НИИ, референтом, консультантом в органах управления государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур, в издательствах и средствах массовой информации.

 

2. Требования к уровню подготовки лиц, завершивших

обучение по программе бакалавра

 

2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цели и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин

Бакалавр должен:

в области экономики, истории, культурологии, педагогики, психологии:

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенности, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношение с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребности и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно - исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно - воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач;

в области социологии, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношений и процессов, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно - политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно - этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести на иностранном языке беседу - диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин

Бакалавр должен иметь представление:

в области математики и информатики:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неевклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

в области концепций современного естествознания:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной ассиметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен обнаружить:

- понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры, соотношения философии и других форм духовной жизни (религии, науки, искусства);

- знание основных этапов развития мировой философской мысли, школ и учений выдающихся философов античности, европейского средневековья, нового времени, современной западной философии, религиозно - философских учений Востока, исламского мира, русской философской традиции; знакомство с классическими философскими текстами;

- знание научных, философских, религиозных картин мироздания, фундаментальных понятий и принципов, с помощью которых описываются эти картины; многообразия форм познания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального, чувственного и абстрактного, роли практики в познании, категориальной структуры мышления и философско - методологических принципов познания (объективность, системность, диалектическая противоречивость, единство исторического и логического и т.д.);

- знание взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального в человеке; сущности, назначения и смысла жизни человека, его отношения к природе и обществу, структурированности общества по национально - культурным, классово - групповым и религиозным признакам; движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- понимание сущности познания, роли и значения абстрактного (логического) мышления в научном познании, основных форм фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных процедурах; знание основного содержания классической дедуктивной логики, основных разновидностей неклассических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, особенностей аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;

- знание содержания основных философско - этических учений от античности до современности, сущности, функций и структуры нравственности, учений о формировании личности, ее свободы и ответственности, понимание роли насилия и ненасилия в истории, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе; знание основных этических категорий, исторических форм морали и современных проблем нравственного сознания;

- целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности;

- понимание историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса, представление об аксиологическом измерении истории;

- знание основных религиозных конфессий, истории религиозных представлений; общее представление о философии религии, социологии религии, психологии религии, а также об основных направлениях религиозной философии, о традиции свободомыслия в духовной культуре и основных формах свободомыслия, о свободе совести;

- знание основных этапов исторической эволюции науки от античности до современности, критерия научности, роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности, структуры научных теорий, проблемы соизмеримости теорий и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки с другими формами общественного сознания, основной проблематики философии математики, физики, биологии и гуманитарных наук;

- умение самостоятельно анализировать философскую, социально - политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать;

- владеть основными навыками педагогической, методической и научно - исследовательской работы, межличностного общения и работы в коллективе, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, научно - литературной и редакторской работы.

2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях философии.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.

 

3. Обязательный минимум содержания

профессиональной образовательной программы

по направлению 520400 - Философия

 

Индекс

    Наименование дисциплин и их основные    
          дидактические единицы <*>

Всего часов
на освоение
 учебного 
 материала

ГСЭ.00

Цикл общих гуманитарных и социально - эконо-
мических дисциплин:                         

1632      

ГСЭ.01

Экономика:                                  
предмет экономической науки; введение в эко-
номику (основы экономического анализа, основы
обмена, функционирование конкурентного рынка,
основы государственного сектора); основные  
понятия собственности: экономические и право-
вые аспекты; введение в макроэкономику; день-
ги, денежное обращение и денежная политика; 
национальный доход, совокупные расходы,     
спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-
ная политика; макроэкономические проблемы   
инфляции и безработицы; основные макроэконо-
мические школы; мировая экономика и экономи-
ческий рост; спрос, потребительский выбор,  
издержки и предложение; фирма и формы конку-
ренции; структура бизнеса, регулирование и  
дерегулирование; факторные рынки и распреде-
ление доходов; экономика сельскохозяйственных
и природных ресурсов; сравнительные экономи-
ческие системы                              

 

ГСЭ.02

Иностранный язык:                           
закрепление программы средней школы, изучение
нового лексико - грамматического материала, 
необходимого для общения в наиболее распрост-
раненных повседневных ситуациях; различные  
виды речевой деятельности и формы речи (уст-
ной, письменной, монологической или диалоги-
ческой), овладение лексико - грамматическим 
минимумом; курс реферирования и аннотирования
научной литературы, курс научно - техническо-
го перевода и т.п.                          

340       

ГСЭ.03

Культурология:                              
история мировой культуры; история культуры  
России; школы, направления и теории в культу-
рологии; охрана и использование культурного 
наследия                                    

 

ГСЭ.04

История:                                    
сущность, формы, функции исторического созна-
ния; типы цивилизаций в древности; проблема 
взаимодействия человека и природной среды в 
древних обществах; цивилизация Древней Руси;
место средневековья во всемирно - историчес-
ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста- 
новления цивилизации в русских землях; проб-
лема складывания основ национальных госу-    
дарств в Западной Европе; складывание Москов-
ского государства; Европа в начале Нового   
времени и проблема формирования целостности 
европейской цивилизации; Россия в XV - XVII 
вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-
канской истории; проблема перехода в "царство
разума"; особенности российской модернизации
в XVIII в.; духовный мир человека на пороге 
перехода к индустриальному обществу; основные
тенденции развития всемирной истории в XIX  
в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно - историческом процессе; новый уровень
исторического синтеза; глобальная история;  
менталитет человека, его эволюция и особен- 
ности в Западной Европе и России, в других  
регионах мира                               

 

ГСЭ.05

Физическая культура:                        
физическая культура в общекультурной и про- 
фессиональной подготовке студентов; социаль-
но - биологические основы физической культу-
ры; основы здорового образа и стиля жизни;  
оздоровительные системы и спорт (теория, ме-
тодика, практика); профессионально - приклад-
ная физическая подготовка студентов         

 

ГСЭ.06

Право:                                      
право, личность и общество; структура права 
и его действие; конституционная основа право-
вой системы; частное право; сравнительное   
правоведение                                

 

ГСЭ.07

Социология:                                 
история становления и развития социологии;  
общество как социокультурная система; соци- 
альные общности как источник и субъект само-
движения, социальных изменений; личность как
активный субъект; взаимосвязь личности и об-
щества; ролевые теории личности; социальный 
статус личности; социальные связи, действия,
взаимодействия между индивидами и группами, 
групповая динамика, социальное поведение, со-
циальная структура, социальная стратификация,
социальные институты, социальная организация;
гражданское общество и государство; социаль-
ный контроль; массовое сознание и массовые  
действия; социальные движения; источники со-
циального напряжения, социальные конфликты и
логика их разрешения; социальные изменения; 
глобализация социальных и культурных процес-
сов в современном мире; социально - культур-
ные особенности и проблемы развития россий- 
ского общества, возможные альтернативы его  
развития в будущем; методология и методы со-
циологического исследования                 

 

ГСЭ.08

Политология:                                
объект, предмет и метод политологии, ее место
в системе социально - гуманитарных дисциплин;
история политических учений; теория власти и
властных отношений; политическая жизнь, ее  
основные характеристики; политическая систе-
ма, институциональные аспекты политики; поли-
тические отношения и процессы; субъекты поли-
тики; политическая культура; политические   
идеологии (история развития, современное со-
стояние, перспективы); политический процесс в
России; мировая политика и международные от-
ношения; сравнительная политология          

 

ГСЭ.09

Психология и педагогика:                    
психология: объект и предмет психологии; со-
отношение субъективной и объективной реаль- 
ности; психика и организм; активность психики
(души); психика, поведение и деятельность;  
структура субъективной реальности; личность и
межличностные отношения; свобода воли; лич- 
ностная ответственность; общее и индивидуаль-
ное в психике человека;                     
педагогика: предмет педагогики; цели образо-
вания и воспитания; педагогический идеал и  
его конкретно - историческое воплощение;    
средства и методы педагогического воздействия
на личность; общие принципы дидактики и их  
реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и   
идейные взаимоотношения поколений; семейное 
воспитание и семейная педагогика; межличност-
ные отношения в коллективе; нравственно -   
психологический образ педагога; мастерство  
педагогического общения                     

 

ГСЭ.10

Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)             

324       

ЕН.00

Цикл математических и естественнонаучных    
дисциплин:                                  

714       

ЕН.01

Математика и информатика:                   
геометрия Евклида как первая естественнонауч-
ная теория; аксиоматический метод; основные 
этапы становления современной математики;   
структура современной математики; основные  
черты математического мышления; математичес-
кие доказательства; элементы, множества, от-
ношения, отображения; числа; комбинаторика; 
конечные и бесконечные множества; основные  
структуры на множестве; неевклидовы геомет- 
рии; геометрия микро- и макромира; основные 
идеи математического анализа; дифференциаль-
ные уравнения; общая постановка задачи о при-
нятии решения, математические методы в целе-
направленной деятельности; математика случай-
ного; элементы теории вероятностей; основные
понятия математической статистики; математи-
ческие методы проверки гипотез; роль матема-
тики в гуманитарных науках; основные понятия
и методы теории информации и кодирования; ап-
паратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации

 

ЕН.02

Концепции современного естествознания:      
естественнонаучная и гуманитарная культуры; 
научный метод; история естествознания; пано-
рама современного естествознания, тенденции 
развития; корпускулярная и континуальная кон-
цепции описания природы; порядок и беспорядок
в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры;     
пространство, время; принципы относительнос-
ти; принципы симметрии; законы сохранения;  
взаимодействие; близкодействие; дальнодейст-
вие; состояние; принципы суперпозиции, неоп-
ределенности, дополнительности; динамические
и статистические закономерности в природе;  
законы сохранения энергии в макроскопических
процессах; принцип возрастания энтропии; хи-
мические системы, энергетика химических про-
цессов, реакционная способность веществ; осо-
бенности биологического уровня организации  
материи; принципы эволюции, воспроизводства и
развития живых систем; многообразие живых ор-
ганизмов - основа организации и устойчивости
биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-
ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-
способность; биоэтика; экология и здоровье; 
человек, биосфера и космические циклы; ноо- 
сфера; необратимость времени; самоорганизация
в живой и неживой природе; принципы универ- 
сального эволюционизма; путь к единой культу-
ре                                          

 

ЕН.03

Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)             

200       

ДН.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин направле-
ния:                                         

3390      

ДН.01

Логика:                                     
предмет и значение логики, мышление и язык, 
логический анализ естественного языка, клас-
сическая логика высказываний и предикатов,  
силлогистика, основные типы неклассических  
логик, правдоподобные рассуждения, учение о 
понятии, определения, теория аргументации   

300       

ДН.02

Систематическая философия:                  
природа философского знания; предмет и основ-
ные функции философии, методология философ- 
ского мышления, метафизика, основные катего-
рии философии, принципы развития, детерминиз-
ма, субъект - объектное отношение, учение об
истине, взаимодействие рационального и ирра-
ционального в человеческом познании, творчес-
кое познание                                

460       

ДН.03

Социальная философия:                       
природа социально - философского познания;  
понятие и "анатомия" общества; развитие и   
функционирование общества; история как дей- 
ствительность общественной жизни; историосо-
фия XX в.                                   

340       

ДН.04

История зарубежной философии:               
философия в ее историческом существовании;  
история античной философии; философская мысль
Древнего Китая и Индии; европейская средневе-
ковая философия; арабо - мусульманская фило-
софия; философия нового времени; современные
философские направления                     

860       

ДН.05

История русской философии:                  
предмет истории русской философии; философ- 
ская мысль России X - XVII вв.; философия   
эпохи Просвещения в России; основные философ-
ские течения XIX в.; философия русского зару-
бежья; русская философия в XX в.             

300       

ДН.06

Этика:                                      
предмет и значение этики как философской дис-
циплины; история этических учений; сущность,
функции и структура нравственности; основные
категории и понятия этики; основные тенденции
исторического развития нравственности       

200       

ДН.07

Эстетика:                                   
предмет и значение эстетики как философской 
дисциплины; история эстетических учений; эс-
тетическое сознание и эстетическая деятель- 
ность; основные категории эстетики; субъект 
эстетического и художественного творчества, 
виды искусств, их содержание и формы; проб- 
лемы эстетического воспитания личности      


200       

ДН.08

Религиоведение:                             
предмет религиоведения; структура религиове-
дения; история религии; философия религии;  
социология религии; психология религиозного и
нерелигиозного мировоззрений; свобода совес-
ти, религии и убеждений                      

200       

ДН.09

Философия и методология науки:              
наука как социокультурный феномен; наука в  
системе мировоззренческой ориентации; природа
науки и критерии научности; структура науки;
методы и формы научного познания; современные
концепции философии науки                   

206       

ДН.10

Философские проблемы конкретных дисциплин:  
философия математики; философия физики; фило-
софия биологии; методология гуманитарного по-
знания                                      

200       

ДН.11

Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)             

124       

ДС.00

Цикл дисциплин специализации                

700       

ДП.00

Дополнительные виды подготовки (военная под-
готовка, гражданская оборона и др.)         

510       

ФД.00

Факультативные дисциплины                   

290       

 

Всего часов:                                

7236      

П.00 

Практика                                    

2 недели  

ГА.00

Государственная итоговая квалификационная   
аттестация                                  

2 недели  

 

--------------------------------

<*> Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

 

Настоящая программа составлена на основе следующих данных:

теоретическое обучение - 54 ч x 134 нед. = 7236 ч;

практика - 2 недели;

экзаменационные сессии - 32 недели;

каникулы - 32 недели;

отпуск после окончания вуза - 4 недели;

итого: 204 недели.

Примечания. 1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и уменьшения минимального содержания дисциплины.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе, учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную специфику, научно - исследовательские предпочтения преподавателей и обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.

6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.

7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп. 5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018