Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Председателя

Госкомвуза России

В.ШАДРИКОВ

30 декабря 1993 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 -

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

Действуют в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.

 

1. Общая характеристика направления

521400 - Юриспруденция

 

1.1. Направление утверждено Приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 6 мая 1992 г. N 142.

1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при очной форме - 4 года. Квалификационная академическая степень - "Бакалавр".

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521400 - Юриспруденция

Деятельность бакалавра направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются правовые отношения граждан и организаций.

1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

- к обучению в магистратуре по направлению 521400 - Юриспруденция;

- к освоению образовательных профессиональных программ по специальностям: 020200 - Политология, 021100 - Юриспруденция, 022500 - Связи с общественностью, 022800 - Социальная работа в сокращенные до 1 года сроки;

- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

1.5. Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

 

2. Требования к уровню подготовки лиц, завершивших

обучение по программе бакалавра

 

2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин

Бакалавр должен:

в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношении науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально - экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно - исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно - воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, экономики, политологии:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно - политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести на иностранном языке беседу - диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин

Бакалавр должен иметь представление:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре в истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неевклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в науке;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, перехода из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем и их целостности и гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен:

в области государственно - правового цикла дисциплин (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечественного и зарубежных стран, конституционное право отечественное и зарубежных стран, административное право, финансовое право, международное право):

- иметь научное представление о государственно - правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права;

- знать основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития России;

- понимать роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни в целом;

- знать основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи государственно - правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;

- знать содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ;

- знать конституционное устройство России, ее конституционное и административное право;

- понимать принципы международного права, знать содержание важнейших международно - правовых документов;

- уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно - правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

в области гражданско - правового цикла дисциплин (гражданское право, гражданский процесс, римское право, международное частное право, трудовое право, хозяйственное право, экологическое право):

- иметь представление о месте и роли гражданского права в системе права;

- знать содержание гражданско - правовой формы регулирования общественных отношений;

- знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому праву, содержание различных гражданско - правовых договоров;

- знать важнейшие нормы международного частного права, уметь анализировать гражданско - правовые отношения с иностранным элементом;

- знать порядок разрешения гражданско - правовых и хозяйственных споров;

- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско - правовых и гражданско - процессуальных отношений;

- знать основное содержание российского трудового права, особенности трудовых правоотношений, трудовые права и обязанности граждан, права и обязанности работодателей;

- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений, знать порядок разрешения трудовых споров;

- знать содержание российского экологического права и законодательства, виды экологических правонарушений и ответственности за них;

в области уголовно - правового цикла дисциплин (уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, криминология, правоохранительные органы):

- знать основные принципы и содержание российского уголовного права и уголовного процесса;

- уметь анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;

- иметь представление о порядке судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговоров суда;

- знать основы криминалистической деятельности и иметь навыки применения криминалистической техники;

- уметь формулировать криминологическую характеристику отдельных видов преступной деятельности и анализировать причины преступности;

- знать правовое положение, принципы и содержание деятельности правоохранительных органов государства.

2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности в более узких направлениях юриспруденции.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.

 

3. Обязательный минимум содержания

профессиональной образовательной программы

по направлению 521400 - Юриспруденция

 

Индекс

    Наименование дисциплин и их основные    
         дидактические единицы <*>

Всего часов
на освоение
 учебного 
 материала

ГСЭ.00

Цикл общих гуманитарных и социально - эконо-
мических дисциплин:                         

1800      

ГСЭ.01

Философия:                                  
роль философии в жизни человека и общества; 
исторические типы философии; человек во Все-
ленной; философская, религиозная и научная  
картины мира; природа человека и смысл его  
существования; познание, его возможности и  
границы; знание и вера; общество; многообра-
зие культур, цивилизаций, форм социального  
опыта; человек в мире культуры; Запад, Вос- 
ток, Россия в диалоге культур; личность;    
проблемы свободы и ответственности; человек 
в информационно - техническом мире; роль на-
учной рациональности в развитии общества;   
проблемы и перспективы современной цивилиза-
ции; человечество перед лицом глобальных    
проблем                                     

 

ГСЭ.02

Иностранный язык:                           
закрепление программы средней школы по      
иностранному языку, изучение нового лексико 
- грамматического материала, необходимого   
для общения в наиболее распространенных по- 
вседневных ситуациях; различные виды речевой
деятельности и формы речи (устной, письмен- 
ной, монологической или диалогической), ов- 
ладение лексико - грамматическим минимумом; 
курс реферирования и аннотирования научной  
литературы, курс научно - технического пере-
вода и т.п.                                 

340       

ГСЭ.03

Культурология:                              
история мировой культуры; история культуры  
России; школы, направления и теории в культу-
рологии; охрана и использование культурного 
наследия                                    

 

ГСЭ.04

История:                                    
сущность, формы, функции исторического созна-
ния; типы цивилизаций в древности; проблема 
взаимодействия человека и природной среды в 
древних обществах; цивилизация Древней Руси;
место средневековья во всемирно - историчес-
ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста- 
новления цивилизации в русских землях; проб-
лема складывания основ национальных госу-   
дарств в Западной Европе; складывание Москов-
ского государства; Европа в начале Нового   
времени и проблема формирования целостности 
европейской цивилизации; Россия в XV - XVII 
вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-
канской истории; проблема перехода в "царство
разума"; духовный мир человека на пороге пе-
рехода к индустриальному обществу; основные 
тенденции развития всемирной истории в XIX  
в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно - историческом процессе; новый уровень
исторического синтеза; глобальная история;  
менталитет человека, его эволюция и особен- 
ности в Западной Европе и России, в других  
регионах мира                               

 

ГСЭ.05

Социология:                                 
история становления и развития социологии;  
общество как социокультурная система; соци- 
альные общности как источник самодвижения,  
социальных изменений; культура как система  
ценностей, смыслов, образцов действий индиви-
дов; влияние культуры на социальные и эконо-
мические отношения; обратное влияние экономи-
ки и социально - политической жизни на куль-
туру; личность как активный субъект; взаимо-
связь личности и общества; ролевые теории   
личности; социальный статус личности; соци- 
альные связи, действия, взаимодействия между
индивидами и группами, групповая динамика,  
социальное поведение, социальный обмен и    
сравнение как механизм социальных связей; со-
циальная структура, социальная стратификация;
социальные институты, социальная организация;
гражданское общество и государство; социаль-
ный контроль; массовое сознание и массовые  
действия; социальные движения; источники со-
циального напряжения, социальные конфликты и
логика их разрешения; социальные изменения; 
глобализация социальных и культурных процес-
сов в современном мире; социально - культур-
ные особенности и проблемы развития россий- 
ского общества; возможные альтернативы его  
развития в будущем; методология и методы со-
циологического исследования                 

 

ГСЭ.06

Политология:                                
объект, предмет и метод политологии, ее место
в системе социально - гуманитарных дисциплин;
история политических учений; теория власти и
властных отношений; политическая жизнь, ее  
основные характеристики; политическая систе-
ма, институциональные аспекты политики; поли-
тические отношения и процессы; субъекты поли-
тики; политическая культура; политические   
идеологии (история развития, современное со-
стояние, перспективы); политический процесс в
России; мировая политика и международные от-
ношения; сравнительная политология          

 

ГСЭ.07

Психология и педагогика:                     
психология: объект и предмет психологии; со-
отношение субъективной и объективной реаль- 
ности; психика и организм; активность психики
(души); психика, поведение и деятельность;  
структура субъективной реальности; личность 
и межличностные отношения; свобода воли; лич-
ностная ответственность; общее и индивидуаль-
ное в психике человека;                     
педагогика: предмет педагогики; цели образо-
вания и воспитания; педагогический идеал и  
его конкретно - историческое воплощение;    
средства и методы педагогического воздействия
на личность; общие принципы дидактики и их  
реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и   
идейные взаимоотношения поколений; семейное 
воспитание и семейная педагогика; межличност-
ные отношения в коллективе; нравственно -   
психологический образ педагога; мастерство  
педагогического общения                     

 

ГСЭ.08

Экономика:                                  
предмет экономической науки; введение в эко-
номику (основы экономического анализа, основы
обмена, функционирование конкурентного рынка,
основы государственного сектора); основные  
понятия собственности: экономические и право-
вые аспекты; введение в макроэкономику; день-
ги, денежное обращение и денежная политика; 
национальный доход, совокупные расходы,     
спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-
ная политика; макроэкономические проблемы ин-
фляции и безработицы; основные макроэкономи-
ческие школы; мировая экономика и экономичес-
кий рост; спрос, потребительский выбор, из- 
держки и предложение; фирма и формы конкурен-
ции; структура бизнеса, регулирование и дере-
гулирование; факторные рынки и распределение
доходов; экономика сельскохозяйственных и   
природных ресурсов; сравнительные экономичес-
кие системы                                 

 

ГСЭ.09

Физическая культура:                        
физическая культура в общекультурной и про- 
фессиональной подготовке студентов; социально
- биологические основы физической культуры; 
основы здорового образа и стиля жизни; оздо-
ровительные системы и спорт (теория, методи-
ка, практика); профессионально - прикладная 
физическая подготовка студентов             

408       

ГСЭ.10

Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)             

324       

ЕН.00

Цикл общих математических и естественнонауч-
ных дисциплин:                              

700       

ЕН.01

Математика и информатика:                   
геометрия Евклида как первая естественнонауч-
ная теория; аксиоматический метод; основные 
этапы становления современной математики;   
структура современной математики; основные  
черты математического мышления; математичес-
кие доказательства; элементы, множества, от-
ношения, отображения; числа; комбинаторика; 
конечные и бесконечные множества; основные  
структуры на множестве; неевклидовы геомет- 
рии; геометрия микро- и макромира; основные 
идеи математического анализа; дифференциаль-
ные уравнения; общая постановка задачи о при-
нятии решения, математические методы в целе-
направленной деятельности; математика случай-
ного; элементы теории вероятностей; основные
понятия математической статистики; математи-
ческие методы проверки гипотез; роль матема-
тики в гуманитарных науках; основные понятия
и методы теории информации и кодирования; ап-
паратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации

 

ЕН.02

Концепции современного естествознания:      
естественнонаучная и гуманитарная культуры; 
научный метод; история естествознания; пано-
рама современного естествознания; тенденции 
развития; корпускулярная и континуальная кон-
цепции описания природы; порядок и беспорядок
в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры; про-
странство, время; принципы относительности; 
принципы симметрии; законы сохранения; взаи-
модействие; близкодействие; дальнодействие; 
состояние; принципы суперпозиции, неопреде- 
ленности, дополнительности; динамические и  
статистические закономерности в природе; за-
коны сохранения энергии в макроскопических  
процессах; принцип возрастания энтропии; хи-
мические системы, энергетика химических про-
цессов, реакционная способность веществ; осо-
бенности биологического уровня организации  
материи; принципы эволюции, воспроизводства и
развития живых систем; многообразие живых ор-
ганизмов - основа организации и устойчивости
биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-
ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-
способность; биоэтика; человек, биосфера и  
космические циклы; ноосфера; необратимость  
времени; самоорганизация в живой и неживой  
природе; принципы универсального эволюциониз-
ма; путь к единой культуре                   

 

ЕН.03

Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)             

100       

ДН.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин направле-
ния:                                        

4250      

ДН.01

Теория государства и права:                 
закономерности возникновения, развития и    
функционирования государства и права; госу- 
дарственная власть; государственный аппарат;
типы и формы государства; государство в поли-
тической системе общества; правовое государс-
тво; понятие и сущность права; источники пра-
ва; система права; правоотношения; реализация
права; законность; толкование права; юриди- 
ческая ответственность; право и личность,   
правосознание, правовая культура            

350        

ДН.02

История политических и правовых учений:     
критерии оценки политико - правовых доктрин;
становление и развитие политико - правовой  
идеологии; политические и правовые идеи в го-
сударствах Древнего Востока, Древней Индии и
Древнего Китая; политические и правовые уче-
ния Древней Греции и Рима; политические и   
правовые учения в феодальном обществе; воз- 
никновение буржуазной политико - правовой   
идеологии; теория естественного права; теория
разделения властей; утопический социализм;  
политические и правовые учения в России; пра-
вовые и политические учения Канта и Гегеля; 
марксистские политико - правовые учения; ос-
новные политические и правовые учения второй
половины XIX в. (Остин, Еллинек и др.) и XX 
в. (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)             

170       

ДН.03

История отечественного государства и права: 
раннефеодальные государства на территории   
России; древнерусское государство и право (IX
- XII вв.); государство и право Руси в период
феодальной раздробленности (XII - XIII вв.);
татаро - монгольские государства на террито-
рии России (XIII - XV вв.); образование цент-
рализованного государства и развитие права  
(XIV - начало XVI вв.); сословно - представи-
тельная монархия; образование и развитие аб-
солютной монархии; государство и право в пе-
риод становления и развития капитализма; воз-
никновение и основные этапы развития советс-
кого государства и права; государство и право
Российской Федерации                        

300       

ДН.04

История государства и права зарубежных стран:
государство и право в странах Древнего Восто-
ка (Египет, Вавилон, Индия, Китай); государс-
тво и право античного мира; история римского
права; феодальное государство и право в стра-
нах Европы и Востока; мусульманское право;  
возникновение и развитие буржуазного государ-
ства и права (Англия, США, Франция, Германия
и др.); образование англосаксонской, конти- 
нентальной системы права; государство и право
новейшего времени (США, Великобритания, Фран-
ция, Италия и др.); государство и право соци-
алистических стран; государство и право стран
Латинской Америки; основные тенденции разви-
тия государства и права зарубежных стран в XX
в.                                          

280       

ДН.05

Конституционное (государственное) право Рос-
сии:                                        
понятие и предмет конституционного права;   
место конституционного права в системе права;
конституционные основы общественного и госу-
дарственного строя; основы правового положе-
ния граждан; форма правления; государственное
устройство; конституционная система органов 
государства; избирательное право и избира-  
тельная система; гражданство; референдумы;  
порядок принятия и изменения конституции;   
конституционные законы; местное самоуправле-
ние; муниципальное право                    

280       

ДН.06

Конституционное (государственное) право зару-
бежных стран:                               
политические системы современных стран Запада
(США, Франция, Великобритания, Германия и   
др.); государство в политической системе об-
щества; роль политических партий и других   
элементов политической системы; конституция и
конституционализм; классификация конституций;
конституционное право и конституционная за- 
конность; основные теории демократии в разви-
тых странах; правовое положение граждан; раз-
новидности политических режимов; формы госу-
дарства; избирательное право и избирательные
системы; органы государства и их положение; 
парламент и парламентаризм; муниципальные   
системы                                     

150       

ДН.07

Гражданское право:                          
гражданское право в системе права России;   
гражданско - правовой метод регулирования об-
щественных отношений; понятие гражданского  
правоотношения; граждане как субъекты граж- 
данского права; юридические лица; объекты   
гражданских прав; юридические факты; понятие
и виды сделок; ответственность по гражданско-
му праву; понятие права собственности; право
собственности граждан; право собственности  
юридических лиц; право государственной собс-
твенности; личные имущественные права; автор-
ское право, право на открытие и др.; понятие
и виды обязательств; гражданско - правовой  
договор; виды договоров (купля - продажа, ме-
на, аренда и др.); право наследования       

350       

ДН.08

Гражданское процессуальное право:           
формы защиты гражданских прав; понятие граж-
данского судопроизводства; процессуальная   
форма; принципы российского гражданского про-
цессуального права; гражданские процессуаль-
ные отношения; подведомственность гражданских
дел; подсудность; понятие иска; виды исков; 
судебное доказывание; исковое производство; 
судебное разбирательство; виды судебных по- 
становлений; исполнительное производство; ар-
битраж; нотариат; третейские суды           

200       

ДН.09

Административное право:                     
понятие административного права; администра-
тивно - правовой метод регулирования общест-
венных отношений; источники административного
права; административно - правовые нормы;    
субъекты административного права; администра-
тивное право и государственное управление;  
понятие государственной службы; органы, при-
меняющие административное принуждение; адми-
нистративная ответственность; административ-
ное правонарушение; дисциплинарная ответс-  
твенность; административный процесс; админи-
стративное производство; процессуальные га- 
рантии в административном производстве; конт-
роль и надзор, их виды; правовые основы уп- 
равления в отраслях материального производс-
тва и социально - культурной сфере          

150       

ДН.10

Трудовое право:                             
трудовые отношения рабочих и служащих и про-
изводные от них отношения как предмет трудо-
вого права; источники трудового права; субъ-
екты трудового права; понятие трудового пра-
воотношения; трудовой коллектив; права и роль
профсоюзов; понятие коллективного договора и
его роль; правовое регулирование трудоустрой-
ства; понятие трудового договора; виды трудо-
вых договоров; контракт; рабочее время и вре-
мя отдыха; системы заработной платы; правила
внутреннего трудового распорядка; трудовая  
дисциплина; материальная ответственность сто-
рон трудового правоотношения; охрана труда; 
трудовые конфликты и порядок их разрешения  

300       

ДН.11

Уголовное право:                            
понятие уголовного права; принципы российско-
го уголовного права; понятие уголовной ответ-
ственности и ее основания; понятия преступле-
ния и преступности; состав преступления; объ-
ект преступления; объективная сторона прес- 
тупления; субъект преступления; субъективная
сторона преступления; обстоятельства, исклю-
чающие преступность деяния; понятие, виды,  
цели и назначение наказания; особенная часть
уголовного права; виды преступлений по рос- 
сийскому уголовному законодательству; источ-
ники уголовного права; политика государства в
области уголовного права                    

350        

ДН.12

Уголовный процесс:                          
понятие уголовного процесса; уголовно - про-
цессуальное право; уголовно - процессуальные
правоотношения; источники уголовно - процес-
суального права; принципы российского уголов-
ного процесса, презумпция невиновности, прин-
цип осуществления правосудия только судом;  
субъекты уголовного процесса; доказательства
в уголовном процессе; меры процессуального  
принуждения; возбуждение уголовного дела;   
предварительное следствие и дознание; понятие
и виды подсудности; предание суду; судебное 
разбирательство; обжалование и опротестование
приговоров; исполнение приговора; пересмотр в
порядке надзора вступившего в силу приговора
суда                                        

200       

ДН.13

Международное право:                        
международное право как особая система юриди-
ческих норм; субъекты международного права; 
источники международного права и процесс соз-
дания норм; взаимодействие международного и 
внутригосударственного права; основные прин-
ципы международного права; право международ-
ных договоров; международные организации и  
конференции; ответственность в международном
праве; дипломатическое и консульское право; 
право международной безопасности; права чело-
века и международное право; международное   
экономическое право; морское право; воздушное
право; экологическое право; мирные средства 
разрешения международных споров             

150       

ДН.14

Экологическое право:                        
экологическая функция государства; понятие  
экологического права; источники экологическо-
го права; окружающая среда как объект право-
вой охраны; право природопользования; право-
вой механизм охраны окружающей среды; органи-
зационно - правовые формы экологического    
контроля; ответственность по экологическому 
праву; экологические правонарушения; правовой
режим использования и охраны земель, недр,  
лесов, вод, атмосферного воздуха; право при-
родопользования граждан; международно - пра-
вовая охрана окружающей среды               

100       

ДН.15

Римское право:                              
роль римского права в истории права; источни-
ки римского права; обычное право и закон;   
эдикты магистратов; деятельность юристов; ис-
ки; правовое положение римских граждан и дру-
гих субъектов римского права; римская семья;
вещные права; содержание права частной собс-
твенности; сервитуты; эмфитевзис и суперфи- 
ций; обязательственное право; виды договоров;
исполнение обязательств и ответственность за
неисполнение; право наследования, по завеща-
нию и по закону; легаты и фидеикомиссы; ре- 
цепция римского права                       

100       

ДН.16

Международное частное право:                
понятие международного частного права; поня-
тие унификации; международное частное и меж-
дународное публичное право; источники между-
народного частного права; методы регулирова-
ния гражданско - правовых отношений с иност-
ранным элементом; коллизионные нормы; субъек-
ты международного частного права; внешнеэко-
номические сделки; вопросы собственности в  
международных отношениях; правовое регулиро-
вание иностранных инвестиций; авторское и   
изобретательское право; семейное право; кол-
лизионные вопросы в области наследственного 
права и деликтных обязательств; международный
гражданский процесс; арбитраж               

120       

ДН.17

Финансовое право:                           
понятие финансов и финансовой деятельности; 
финансовая система; финансовые и кредитные  
органы; понятие финансового права; источники
финансового права; финансовый контроль; бюд-
жетное право; бюджетная система; бюджетный  
процесс; налоговое право; виды налогов; пра-
вовое регулирование банковского кредитования;
банковское право; эмиссионные права Госбанка;
правила ведения валютных операций           

100       

ДН.18

Хозяйственное право:                        
понятие хозяйственного права; правовой статус
предприятий и объединений; предприниматель- 
ское право; организационно - правовые формы 
осуществления хозяйственной деятельности; ко-
оперативы; совместные предприятия; хозяй-   
ственный договор и его виды; кредитование;  
коммерческий кредит; права предприятия в об-
ласти ценообразования; ответственность пред-
приятий; экономический механизм действия иму-
щественных санкций; юридическая служба; пра-
вовое регулирование внешнеэкономических свя-
зей предприятий; рассмотрение и разрешение  
хозяйственных споров                        

150        

ДН.19

Криминалистика:                             
предмет криминалистики; взаимосвязь кримина-
листики с криминологией, судебной медициной,
судебной психиатрией и психологией; кримина-
листическая характеристика преступления; кри-
миналистическая деятельность; методы кримина-
листики; идентификация; криминалистическая  
версия; моделирование при расследовании прес-
туплений; криминалистическая техника; трассо-
логия; судебная баллистика; исследование до-
кументов; экспертиза, ее виды; криминалисти-
ческая тактика; следственный эксперимент;   
тактика обыска, выемки, допроса; криминалис-
тическая методика расследования; виды методик
расследования                               

250       

ДН.20

Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)             

200       

ДС.00

Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых 
вузом (факультетом)                         

940       

ДП.00

Дополнительные виды подготовки (военная под-
готовка, гражданская оборона и др.)         

510       

ФД.00

Факультативные дисциплины                   

200       

 

Всего часов:                                

8400      

П.00 

Практика                                    

12 недель 

ГА.00

Государственная итоговая квалификационная   
аттестация                                  

2 недели  

 

--------------------------------

<*> Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

 

Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:

теоретическое обучение - 54 ч x 156 нед. = 8424 ч;

практика - 12 недель;

итоговая аттестация - 2 недели;

каникулы - 30 недель;

итого: 200 недель.

Примечания. 1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов без превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин.

1.2. Устанавливать число часов по дисциплинам цикла общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема времени циклов и реализации минимума содержания дисциплин.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную специфику, научно - исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.

6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.

7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп. 5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018