Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 октября 1993 г. N 169-М

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ,

ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

 

В связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" вопросы обеспечения профессиональной подготовки инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в учреждениях начального профессионального образования Минобразования России приобретают особую важность.

При организации учебного процесса в названных учреждениях с данным контингентом не всегда учитываются его особенности, специфика и трудности, что вызывает необходимость обращения внимания территориальных органов управления образованием (профессиональным образованием) на эту проблему.

Профессиональное обучение инвалидов следует организовывать, как правило, на основе заявок и предложений местных органов исполнительной власти, социальной защиты, обществ инвалидов, служб занятости, других организаций и по договорам с предприятиями, на которые будут направлены выпускники училищ. При этом должны соблюдаться медицинские показания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК.

В соответствии с Временным положением о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите (Постановление Министерства труда Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21в), работодатели должны создавать или выделять необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В профессиональные образовательные учреждения принимаются лица, страдающие олигофренией в степени легкой дебильности без нарушений двигательных функций, а также слабослышащие. Для их обучения в учреждениях необходимо организовывать отдельные группы без получения среднего образования.

В методическом обеспечении учебного процесса в указанных группах следует учитывать следующее: при определении профиля и сроков подготовки необходимо использовать Перечень профессий рабочих и служащих, по которым возможно профессиональное обучение инвалидов (Приложение 1).

Профессиональные образовательные учреждения при обучении по конкретной профессии названного Перечня могут использовать учебные планы и программы учебных заведений Министерства социальной защиты Российской Федерации по подготавливаемым профессиям либо действующие учебные планы и программы для подготовки в профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России рабочих и молодежи без получения среднего образования, скорректировав их с учетом специфики подготавливаемого контингента.

В этом случае следует предусмотреть резерв учебного времени (для реабилитации учащихся по общеобразовательным предметам, необходимым для овладения профессией (до 100 час.), физическая культура заменяется лечебной физкультурой (не менее 4 час. в неделю), вводится специализированный углубленный курс социальной адаптации. В специальном цикле необходимо предусмотреть на заключительном этапе обучения предмет (предметы) узкой специализации, позволяющий обеспечить трудоустройство выпускников в соответствии с социально-экономической ситуацией, складывающейся на рынке труда региона к моменту окончания учащимися учебного заведения.

Кроме того, учебно-программная документация может разрабатываться профессиональными образовательными учреждениями как самостоятельно, так и по их заказам территориальными научно-методическими органами и организациями. Во всех рассмотренных случаях рабочие учебные планы должны быть согласованы с территориальными органами образования).

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

Ю.М.РОГОВСКИЙ

16 сентября 1993 года

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ,

ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

 

 N
п/п

     Наименование профессии рабочего,    
           должности служащего           

Минимальный срок
профессиональной
   подготовки   
   (в месяцах)  

 1

                    2                    

        3       

1.

Автоматчик игольно-платинных изделий     

2               

2.

Автоматчик картонажного производства     

5               

3.

Вышивальщик(ца) <*>

-               

4.

Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров

3               

5.

Гравер <*>

-               

6.

Градуировщик                             

4               

7.

Доводчик-притирщик                       

4               

8.

Дозиметрист                               

5               

9.

Закройщик                                

6               

10.

Изготовитель <*>

-               

11.

Измеритель <*>

-               

12.

Киномеханик                              

6               

13.

Кондитер                                 

6               

14.

Ковровщица                               

9               

15.

Контролер <*>

-               

16.

Комплектовщик <*>

-               

17.

Кружевница                               

4               

18.

Лаборант <*>

-               

19.

Литейщик пластмасс                       

1               

20.

Маникюрша                                

3               

21.

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и  
приборов                                 

3               

22.

Наборщик на наборно-печатающих машинах   

6               

23.

Намотчик <*>

-               

24.

Обдирщик алмазов                         

6               

25.

Обработчик <*>

-               

26.

Огранщик алмазов в бриллианты            

6               

27.

Обувщик <*>

-               

28.

Озеленитель                              

2               

29.

Оператор акустических испытаний          

3               

30.

Оператор заправочных станций             

2               

31.

Оператор теплового пункта                

2               

32.

Оператор электронно-вычислительных и     
вычислительных машин                     

5               

33.

Переводчик рисунков                      

3               

34.

Переплетчик (документов)                 

2               

35.

Портной                                  

до 6            

36.

Прессовщик изделий из пластмасс          

1               

37.

Радиомеханик по обслуживанию и ремонту   
радиотелевизионной аппаратуры <**>

12              

38.

Распределитель работ                     

5               

39.

Распиловщик алмазов                      

6               

40.

Резчик <*>

-               

41.

Ремонтировщик респираторов и противогазов

2               

42.

Ретушер                                  

6               

43.

Садовник                                 

5               

44.

Сборщик <*>

-               

45.

Секретарь (машинистка)                   

5               

46.

Склейщик-окрасчик очковых оправ из       
пластмасс                                

1               

47.

Слесарь механосборочных работ <**>

5               

48.

Слесарь-сборщик <*>

-               

49.

Слесарь по контрольно-измерительным      
приборам и автоматике <*>

5               

50.

Станочник жестяно-баночного оборудования 

5               

51.

Столяр                                   

4                

52.

Сортировщик <*>

-               

53.

Токарь                                   

6               

54.

Фрезеровщик                              

6               

55.

Цветовод                                 

5               

56.

Часовщик <*>

-               

57.

Чертежник                                

6               

58.

Чертежник-конструктор                    

6               

59.

Швея                                     

до 5            

60.

Штамповщик                               

3               

61.

Электромонтажник <*>

-               

62.

Ювелир <*>

-               

 

--------------------------------

<*> Наименование группы профессий с учетом ограничений по физическим нагрузкам и передвижению в процессе работы.

<**> Профессии с ограничением физических нагрузок.

 

Пояснительная записка

 

Представленный Перечень содержит профессии рабочих и должности служащих, по которым целесообразна подготовка в профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, без получения ими среднего образования, и является рекомендательным документом. Перечень содержит наименования профессий (групп профессий), сроки обучения.

С целью более полного удовлетворения потребностей в профессиональной подготовке рассматриваемой категории обучаемых включены как профессии, подготовка которых традиционно ведется в профессиональных образовательных учреждениях, так и профессии, по которым ведется подготовка рабочих на производстве.

В Перечне указан минимальный срок подготовки по данной профессии, определенный Перечнем профессий для подготовки рабочих на производстве (ч. I - III. Москва, 1987), лиц, ранее не имевших профессии. Конкретный срок обучения, исходя из уровня сложности профессии, исходного уровня подготовки принимаемого на обучение, медицинских показаний и рекомендаций ВТЭК, определяется непосредственно образовательным учреждением. Аналогично определяется срок обучения по любой из профессий, входящих в группу (помечены *), в связи с чем в Перечне не указан срок подготовки.

При необходимости подготовки по профессии, не вошедшей в данный Перечень, если такая подготовка носит разовый характер или специфична для данного региона, образовательному учреждению предоставляется право вести подготовку по согласованию с местными органами образования (профессионального образования).

Для инвалидов III группы, имеющих заболевания, не указанные в данном письме, подготовка проводится в соответствии с медицинскими показаниями в зависимости от уровня образования на различных отделениях профессиональных образовательных учреждений в составе общих групп.

При учебно-методических кабинетах (центрах) территориальных органов образования (профобразования) следует организовывать совместно с органами социальной защиты, здравоохранения и службами занятости специальные курсы переподготовки и повышения квалификации для работников, непосредственно связанных с обучением этой категории молодежи.

Профессиональные образовательные учреждения при необходимости могут рассматривать вопросы о штатах мастеров производственного обучения, а также численности учащихся в группах, укомплектованных лицами, имеющими недостатки в физическом или умственном развитии, по аналогии с профтехучилищами-интернатами системы Министерства социальной защиты населения Российской Федерации.

В целях координации работы по организационному и методическому обеспечению подготовки в профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, просим по итогам 1993 - 1994 учебного года сообщить в Главное управление профессионального образования сведения о профессионально-квалификационном составе учащихся данной категории, а также анализ проблемных ситуаций, возникающих при их обучении.

 

Заместитель Министра

Ю.М.РОГОВСКИЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024