Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. N ГК-138-р

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ И АВИАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В целях совершенствования системы профессиональной подготовки авиационного персонала, на основании Федерального закона от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий)", Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 393 "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", Приказа Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 г. N 23 "О введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров" предлагаю:

1. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений гражданской авиации и авиационных учебных центров использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации образовательных программ профессионального образования наравне с традиционными формами обучения, разработку и организацию внедрения в учебный процесс автоматизированных систем обучения, новых методов и передового опыта обучения.

2. Утвердить Положение об использовании ДОТ в образовательных учреждениях гражданской авиации и авиационных учебных центрах (Приложение 1).

3. Начальнику Управления летных стандартов В.В. Солдатову довести настоящее распоряжение до руководителей образовательных учреждений гражданской авиации и авиационных учебных центров Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта В.И. Дмитриева.

 

Руководитель

Г.К.КУРЗЕНКОВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Утверждено

распоряжением Росавиации

от 22 июля 2009 г. N ГК-138-р

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ И АВИАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Положение об использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательных учреждениях гражданской авиации (ГА) и авиационных учебных центрах (АУЦ) (далее - Положение) разработано в соответствии с Приказом Росавиации от 08.06.2009 N 245 "О мерах по совершенствованию деятельности авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

1.2. Положение устанавливает правила использования ДОТ образовательными учреждениями ГА и АУЦ при реализации программ первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала.

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

Настоящее Положение разработано и устанавливает процедуры в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изменениями).

2. Приказ Министерства образования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

5. Приказ Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 "Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ".

6. Федеральные авиационные правила "Сертификация АУЦ" (утв. Приказом директора ФСВТ России от 29.01.99 N 23).

7. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 21.08.2003 N КР-50-р "О совершенствовании организации профессиональной подготовки членов летных экипажей".

 

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

3.2. Основная цель использования ДОТ образовательным учреждением (АУЦ) - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) при соблюдении обязательной ответственности образовательных учреждений ГА (АУЦ) за качество подготовки обучающихся.

3.3. Образовательные учреждения ГА (АУЦ) вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий (за исключением тренажерной подготовки), практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

3.4. При повышении квалификации слушателей в образовательных учреждениях ГА (АУЦ) по программам дополнительного профессионального образования допускается проведение итоговой аттестации с использованием ДОТ при соблюдении следующих условий:

- наличие в аудиториях, предназначенных для проведения аттестации, необходимого комплекса технических средств;

- наличие в образовательных учреждениях ГА (АУЦ) автоматизированной системы on-line тестирования;

- обеспечение контроля итоговой аттестации:

сотрудником образовательного учреждения ГА (АУЦ), ответственным за организацию обучения с использованием ДОТ, непосредственно в аудиториях, предназначенных для проведения итоговой аттестации;

образовательным учреждением ГА (АУЦ) - с использованием Интернет-технологий.

3.5. Использование ДОТ не исключает возможности обучения, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия профессорско-преподавательского и инструкторского персонала образовательного учреждения ГА (АУЦ) с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия профессорско-преподавательского и инструкторского персонала с обучающимся определяется образовательными учреждениями ГА (АУЦ).

3.6. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалов).

3.7. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

3.8. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала.

3.9. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме.

Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и анкетных данных обучающихся на бумажном носителе является обязательным.

3.10. Образовательные учреждения ГА при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим естественнонаучным дисциплинам.

При реализации профессиональных образовательных программ по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования соотношение объема проведенных занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением по согласованию с уполномоченным органом в области гражданской авиации в установленном порядке.

3.11. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

 

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

4.1. Основу образовательного процесса при использовании ДОТ составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого с учебно-методическими материалами на бумажном и электронном носителях информации. При этом должна быть предоставлена возможность консультаций с преподавательским и инструкторским персоналом очно или посредством ДОТ.

4.2. Основными принципами использования ДОТ в учебном процессе являются:

- целостность учебного курса;

- использование новых форм представления и организации информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия;

- непрерывный контроль процесса обучения и уровня подготовки.

4.3. Для достижения указанных принципов образовательным учреждениям ГА (АУЦ) необходимо выполнить следующие основные функции:

- разработка и поддержка (методическое сопровождение) учебных курсов;

- организация консультаций (брифингов) обучающихся;

- многоуровневый контроль знаний.

4.4. Основные цели использования ДОТ:

- повышение эффективности подготовки обучающихся за счет использования передовых методов обучения, непрерывного мониторинга качества образовательного процесса;

- непрерывное поддержание квалификации авиационного персонала;

- персонализация учебного процесса - обучение по индивидуальному графику;

- индивидуализация обучения (адаптивное обучение) за счет учета индивидуальных особенностей обучающихся;

- удешевление компонентов учебного процесса за счет электронной публикации учебных материалов;

- сохранение и тиражирование педагогического опыта, знаний и методики преподавания на основе архивирования и защиты уникальных авторских учебных курсов, структурирования и систематизации знаний экспертов на основе использования информационных технологий.

4.5. Основные задачи использованием ДОТ:

- интенсификация использования преподавательского, научного, методического и технического потенциала образовательных учреждений ГА (АУЦ);

- обеспечение максимального соответствия форм обучения с использованием ДОТ традиционным формам обучения;

- организация доставки учебного материала обучающемуся.

4.6. Образовательные учреждения ГА (АУЦ) при использовании ДОТ несут ответственность за обеспечение:

- качества профессиональной подготовки обучающихся;

- соответствия организации профессиональной подготовки требованиям настоящего Положения, соответствующих руководящих и методических документов;

- объективности результатов аттестации.

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

5.1. Составляющими элементами учебного курса с использованием ДОТ являются:

- учебно-методический комплекс (УМК);

- автоматизированная система администрирования учебного процесса;

- автоматизированная обучающая система;

- автоматизированная система тестирования обучающихся;

- средства коммуникации.

5.1.1. При использовании ДОТ образовательное учреждение ГА обеспечивает доступ обучающихся, профессорско-преподавательского, инструкторского и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), содержание которого должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

При организации обучения с использование ДОТ необходимо обеспечить доступ обучающегося к следующим ресурсам:

- учебному плану;

- программе курса;

- расписанию занятий;

- учебным материалам (электронные учебники, учебные пособия, конспекты лекций, фонды контрольных заданий, предметные и тематические словари и т.д.);

- методическим материалам (комментарии преподавателей, методические рекомендации для обучающихся по изучению учебного курса, организации самоконтроля, текущего и итогового контроля знаний, инструкции, ответы на часто задаваемые вопросы и т.д.);

- библиотеке ресурсов (рекомендованная литература, списки Интернет-ресурсов по дисциплинам (предметам) курса и т.д.).

Учебный материал должен быть представлен как в бумажном, так и в электронном виде с максимальной степенью наглядности.

5.1.2. Автоматизированная система администрирования учебного процесса должна обеспечивать:

- администрации, преподавательскому и инструкторскому персоналу образовательного учреждения ГА (АУЦ) возможность управления обучением в зависимости от уровней доступа;

- обучающимся - доступ к соответствующим учебно-методическим материалам.

5.1.3. Автоматизированная система тестирования обучающихся должна:

- обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии давать объективную оценку обучающегося, на основании которой происходит выдача дипломов, свидетельств, удостоверений об окончании курса обучения;

- включать в себя:

интерактивные тесты;

средства обработки результатов тестирования;

графики прохождения тестов.

5.1.4. Средства коммуникации обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с образовательным учреждением ГА (АУЦ), так и с другими обучающимися в режимах on-line (синхронном) и off-line (асинхронном) и могут содержать:

- электронную почту;

- доски объявлений;

- визуальные конференции;

- видео- и аудиотрансляции;

- виртуальные семинары и обсуждения.

5.2. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.

5.3. Все виды аудиторной работы обучающихся по соответствующим программам с использованием ДОТ должны проводиться в помещениях, оснащенных соответствующим оборудованием, под контролем сотрудника образовательного учреждения ГА (АУЦ), ответственного за организацию обучения с использованием ДОТ.

При самоподготовке могут использоваться личное оборудование и помещения обучающихся.

5.4. Возможны следующие способы передачи учебных и методических материалов обучающимся:

- получение обучающимися лично в образовательных учреждениях ГА (АУЦ) печатных изданий и учебно-методических материалов на электронных носителях информации;

- передача обучающимся учебных и методических материалов сотрудниками образовательного учреждения ГА (АУЦ), ответственными за организацию обучения с использованием ДОТ;

- передача учебных и методических материалов по сети Интернет;

- предоставление доступа к учебным и методическим ресурсам посредством сети Интернет.

5.5. В соответствии с целями и задачи использования ДОТ в учебном процессе предусмотрены следующие категории (статусы) и функции пользователей:

- обучающийся - доступ к учебным (методическим) материалам и ресурсам, прохождение обучения, выполнение заданий теста;

- преподаватель (инструктор) - проведение консультаций (брифингов) обучающихся;

- администрация образовательного учреждения ГА (АУЦ) - создание расписания учебного процесса, индивидуальных планов, настройки интерфейса, регистрация и контроль работы обучаемых, формирование заданий тестирования, управление параметрами учебного процесса, а также правами пользователей; осуществление доступа к учебным материалам;

- ответственный за организацию обучения с использованием ДОТ - информационные функции, подготовка заявок на обучение, идентификация личности обучающихся, контроль программы обучения и успеваемости, организация консультаций (брифингов) обучающихся.

5.6. Компетенции образовательного учреждения ГА (АУЦ):

- разработка стратегии развития системы обучения с использованием ДОТ;

- разработка системы требований к преподавательскому и инструкторскому персоналу, участвующему в обучении, организация подготовки и переподготовки кадров для работы в системе обучения с использованием ДОТ;

- разработка системы стандартных требований к учебно-методическому и программному обеспечению, реализуемому в процессе обучения, а также осуществление мониторинга его фактического применения в учебном процессе;

- создание и ведение баз данных по комплектам учебно-методического и программного обеспечения системы обучения;

- разработка системы требований к ДОТ, а также осуществление мониторинга их качества и применения;

- структурирование и реструктурирование учебного процесса (формирование или изменение учебного плана, определение (корректировка) соотношения форм обучения, видов учебной работы, состава блоков учебных дисциплин и технологий обучения);

- обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами;

- подбор руководителей и участников авторских коллективов для подготовки учебно-методических материалов;

- подбор преподавательского и инструкторского персонала;

- разработка требований к проведению тестирования;

- учет и анализ текущей и итоговой успеваемости обучающихся.

5.7. При проведении обучения с использованием ДОТ на базе обособленных подразделений образовательного учреждения ГА (АУЦ) им передаются следующие функции:

- проведение организационных мероприятий по сопровождению (администрированию) учебного процесса и разработка предложений по его совершенствованию;

- осуществление идентификации личности обучающегося при проведении обучения и тестирования;

- ведение документооборота, предусмотренного настоящим Положением и соответствующими программами подготовки;

- предоставление обучающимся технической и коммуникационной базы для проведения обучения или отдельных его элементов;

- содействие обучающимся в получении учебных материалов и консультаций преподавательского и инструкторского персонала образовательного учреждения ГА (АУЦ).

5.8. Функции обучающегося сводятся к следующим:

- изучение учебных материалов;

- самоконтроль качества обучения;

- консультации с преподавательским (инструкторским) персоналом образовательного учреждения ГА (АУЦ);

- выполнение заданий, тестов.

 

6. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

6.1. Подготовка в образовательных учреждениях ГА (АУЦ) с использование ДОТ должна осуществляться на основе комплексного применения словесных, наглядных и практических методов обучения с использованием автоматизированных обучающих систем (АОС), автоматизированной системы тестирования, других учебно-методических материалов.

6.2. При использовании ДОТ могут быть использованы следующие методы обучения:

- асинхронное обучение, при котором обучающиеся, удаленные от образовательного учреждения ГА (АУЦ), занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением ГА (АУЦ);

- синхронное обучение, когда дистанционно разделены образовательные учреждения ГА (АУЦ), обеспечивающие проведение занятий, и обучающийся или группа обучающихся. При этом взаимодействие между преподавателем и обучающимися происходит в реальном масштабе времени.

6.3. Для поддержки учебного процесса образовательное учреждение ГА (АУЦ) может использовать следующие разновидности ДОТ:

- кейс-технология.

При использовании кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается обучающемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями осуществляется через сеть обособленных подразделений образовательных учреждений ГА (АУЦ);

- сетевая технология.

При использовании сетевой технологии доступ обучающегося к учебно-методическим материалам, общение с преподавательским и инструкторским персоналом осуществляется преимущественно посредством Интернет-технологий (ИТ).

6.4. Методы, формы и средства обучения, используемые при обучении с использованием ДОТ, должны обеспечивать эффективное проведение подготовки и представление обучающимся в полном объеме содержания данного вида подготовки и наглядность излагаемого материала.

6.5. Словесные методы обучения должны быть реализованы посредством:

- аудирования учебного материала, встроенного в АОС;

- консультаций (брифингов) обучающихся с инструкторским и преподавательским персоналом в режиме off-line или on-line.

6.6. Наглядные методы обучения должны быть реализованы посредством:

- просмотра учебного материала в АОС, презентаций по работе систем и оборудования;

- просмотра учебных видеоматериалов;

- работы с литературой в бумажном или электронном виде;

- работы с учебными плакатами.

Практические методы обучения реализуются посредством работы с системами в АОС в интерактивном режиме.

6.7. Основными формами организации учебного процесса с использованием ДОТ являются:

- самостоятельная работа обучающихся с использованием технических средств обучения, включающая изучение учебно-методических материалов в различном исполнении - работу с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, работу с базами данных удаленного доступа;

- индивидуальные и групповые консультации с использованием средств телекоммуникаций;

- контроль знаний в автоматизированной системе тестирования.

6.8. Автоматизированные средства управления учебным процессом, обучения и тестирования обучающихся должны обеспечивать:

- регистрацию обучающихся, ведение их личных дел;

- создание учебных курсов;

- управление системой обучения и тестирования;

- учет успеваемости обучающихся;

- предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов.

 

7. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

7.1. Образовательное учреждение ГА (АУЦ) устанавливает порядок и формы доступа к используемым в обучении информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.

7.2. Выработка и реализация системы защиты информации является неотъемлемой частью технологических процедур реализации системы обучения с использованием ДОТ.

7.3. Система безопасности информации от несанкционированных действий должна обеспечивать защиту системы обучения от несанкционированного доступа на основе использования языков программирования и систем управления базами данных.

Указанные элементы защиты являются обязательными. При этом авторские материалы образовательного учреждения ГА (АУЦ) должны быть защищены как от бесконтрольного распространения, так и от несанкционированного доступа с целью правки и редактирования, а базы данных результатов работы обучающихся - от несанкционированного доступа.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018