Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 мая 2009 г. N 03-917

 

О МАТЕРИАЛАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗА

К ПОРЯДКУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ

И СООРУЖЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет материалы по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений, разработанные в ходе исполнения пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 23 октября 2008 г. N АЖ-П44-6398 и пункта "б" перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 октября 2008 г. N Пр-2240 для возможного использования в работе.

 

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

И.М.РЕМОРЕНКО

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗА К ПОРЯДКУ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

I. Общие положения

 

Материалы подготовлены на основании анализа информации о лучших реализованных архитектурных проектах общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2008 г. N 03-2759), а также по итогам заседаний рабочей группы по вопросу разработки новых строительных норм и правил, а также современных архитектурных проектов общеобразовательных учреждений в части педагогического заказа.

Минрегионом России актуализирован СНиП 31-06-2008 "Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*, размещена на сайте Минрегиона России www.minregion.ru). Указанный свод норм и правил содержит необходимые требования, определяющие строительство зданий и сооружений современных школ.

С 1 октября 2008 года вступили в действие новые СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", которые "...распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений".

Разделом II указанных СанПиН определены требования к размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям помещений для организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России приглашает заинтересованных педагогов и управленцев к обсуждению определения принципов педагогического заказа к новой школьной архитектуре в образовании в интернет-сообществе "Открытый класс": http://www.openclass.ru/projects/ministry/new_school.

 

II. Анализ ситуации по порядку проектирования

и строительства общеобразовательных учреждений

в субъектах Российской Федерации

 

По информации субъектов Российской Федерации, как правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные научно-исследовательскими и проектными институтами СССР. В тоже время в ряде субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ) в последнее время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ, в соответствии с требованиями действующих СНиП.

Анализ представленной в адрес Минобрнауки России информации о реализованных проектах общеобразовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы:

здания и сооружения общеобразовательных учреждений в отношении использованных материалов, внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства, несмотря на различные природно-климатические условия, что связано с применением действующих СанПиН и СНиП;

имеется тенденция к увеличению площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося;

классные комнаты спроектированы в расчете на традиционную рассадку учащихся (ряды парт, выделенное учительское место, прямоугольная форма классной комнаты);

предусмотрены большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных классов и возрастов;

имеется тенденция к увеличению числа общешкольных помещений - залов различной направленности (музыкальный, актовый, конференционный залы, зал защиты проектов), в том числе расширению помещений физкультурно-оздоровительного комплекса (физкультурные, хореографический залы, бассейны с ваннами различного размера);

как правило, проекты предполагают централизованное водо- и электроснабжение, канализацию, в тоже время имеются решения с автономными системами (автономная дизельная электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистные сооружения);

при строительстве зданий и сооружений учитывается необходимость прокладки телекоммуникационных сетей и размещения телекоммуникационного оборудования, в том числе - специализированных устройств приема-передачи спутникового сигнала.

При этом оригинальные авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче объектов - зданий и сооружений общеобразовательных учреждений - в настоящее время не могут рассматриваться как варианты универсальных решений и быть рекомендованы к использованию органам муниципальных образований и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выступающим в качестве заказчиков строительства общеобразовательных школ.

 

III. Принципы педагогического заказа на проектирование

и строительства общеобразовательных учреждений

 

В целях унификации разработки индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений Министерство предлагает учитывать следующие принципы:

обеспечить удешевление строительства за счет использования современных экологичных материалов и строительных технологий;

обеспечить сокращение сроков строительства;

обеспечить учет особенностей организации образовательного процесса, использования коммуникационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

обеспечить учет возрастных особенностей учащихся;

проводить оптимизацию схемы пришкольных участков.

Основные функциональные требования к разработке данных проектных решений с учетом организации учебного процесса на уровне современных образовательных стандартов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ

ПРОЕКТОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Функцио- 
нальные  
единицы  

Функцио-  
нальные   
характерис-
тики      

            Функциональные            
              требования              

Примечания

                    Общие решения зданий и сооружений                   

Общеобра-
зователь-
ная школа
(I - III 
ступень) 

Возраст   
учащихся от
6,5 лет до
18 лет    

Типовые инженерные решения на основе  
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;   
вентиляция пищеблоков столовых должна 
учитывать новую технику и технологию  
приготовления пищи. Технологическое   
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;                           
схемы прямоточного воздухообмена в    
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными   
зонтами);                             
системы водяного отопления необходимо 
проектировать по двухтрубной схеме с  
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов         

 

Школа I  
ступени  
(начальная
школа)   

Возраст   
учащихся от
6,5 лет до
10 (11) лет

Типовые инженерные решения на основе  
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;   
вентиляция пищеблоков столовых должна 
учитывать новую технику и технологию  
приготовления пищи. Технологическое   
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;                           
схемы прямоточного воздухообмена в    
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными   
зонтами);                             
системы водяного отопления необходимо 
проектировать по двухтрубной схеме с  
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов         

Модель   

Школа II 
ступени  
(подрост-
ковая    
школа)   

Возраст   
учащихся от
10 (11) лет
до 15 (16)
лет       

Типовые инженерные решения на основе  
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;   
вентиляция пищеблоков столовых должна 
учитывать новую технику и технологию  
приготовления пищи. Технологическое   
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;                           
схемы прямоточного воздухообмена в    
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными   
зонтами);                             
системы водяного отопления необходимо 
проектировать по двухтрубной схеме с  
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов         

Модель   

Школа III
ступени  
(старшая 
школа)   

Возраст   
учащихся от
15 (16) лет
до 17 (18)
лет       

Типовые инженерные решения на основе  
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;   
вентиляция пищеблоков столовых должна 
учитывать новую технику и технологию  
приготовления пищи. Технологическое   
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;                           
схемы прямоточного воздухообмена в    
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными   
зонтами);                             
системы водяного отопления необходимо 
проектировать по двухтрубной схеме с  
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов         

Модель   

Школа    
полного  
дня
      

Возраст   
учащихся от
6,5 лет до
18 лет    

Наличие дополнительных помещений спор-
тивного, художественно-эстетического  
направления, кабинетов для занятий в  
малых группах (до 15 человек)         

Модель   

Типовые  
школьные 
здания,  
постройки
до 2000 г.

 

Разработка проектов модернизации      
школьных зданий, в том числе увеличение
площади за счет перекрытия внутреннего
пространства типовых зданий в форме   
"КАРЕ", при этом площадь здания       
увеличивается на 30 - 40%             

 

                         Общешкольные помещения                         

Общешколь-
ный атриум

Пространст-
во обще-  
школьного 
общения   
учащихся, 
место про-
ведения об-
щешкольных
выставок и
экспозиций

Наличие верхнего света, специальное   
покрытие стен, возможно расположение  
рядом с входной группой               

 

Информа- 
ционно-  
библио-  
течный   
комплекс 

Возможно  
выделение 
специальной
зоны для  
учащихся  
младших   
классов   

Система индивидуальных рабочих мест для
работы с информацией;                 
помещения для тиражного и иного       
оборудования;                         
компьютерный центр, медиатека и универ-
сальное лекционное помещение;         
встроенные шкафы для книг и хранилище 
книг                                   

 

Залы     

 

Актовый зал с многофункциональной сце-
ной, вместимостью на общее количество 
учащихся школы; хореографический зал, 
раздевалки. Обязательное наличие      
технических помещений (кладовых) и в  
начальной школе - помещений для одежды
учащихся, сушильни для одежды и обуви 

 

                       Основные учебные помещения                       

Учебные  
кабинеты 

 

В основу учебных помещений должен быть
положен принцип универсального учебного
кабинета, рассчитанного на организацию
фронтальных, групповых и индивидуальных
форм работы                           

 

Предметные
кабинеты 

По        
предметам:
химия,    
физика,   
биология  

Должны включать:                      
классную комнату;                     
практикум;                            
лаборантскую.                         
Каждое помещение имеет отдельный выход
в общий коридор и объединено          
внутренними дверями                   

 

           Помещения физкультурно-оздоровительного назначения           

Спортивный
комплекс 

Спортивные
залы для: 
- начальной
школы;    
- основной
и старшей 
школы     

Многофункциональный спортивный зал-   
трансформер с возможностью одновремен-
ных занятий для нескольких классов (при
этом могут быть использованы мобильные
перегородки) и проведения спортивных  
соревнований по различным видам физи- 
ческой культуры и спорта. Наличие раз-
личных зон в спортивном зале - стенок 
для скалолазания, спортивных игр, заня-
тий легкой атлетикой. Наличие качест- 
венного напольного и настенного (про- 
тивоударного, например, пробкового)   
покрытия, зрительских трибун (могут   
быть откидные)                        

Наличие  
раздевалок
с душевыми
кабинами,
тренер-  
ских,    
подсобных
помещений

Бассейн  

Целесооб- 
разность  
строитель-
ства бас- 
сейна     
обусловлена
климатичес-
кими усло-
виями зоны,
в которой 
ведется   
строитель-
ство      

Не менее трех 25-метровых дорожек,    
возможность для прыжков, "лягушатник" 
для обучения плаванию учащихся младшего
школьного возраста. Наличие           
разноуровневых спусков в воду         

Наличие  
раздевалок
с душевыми
кабинами,
тренер-  
ских,    
подсобных
помещений

                           Площади и габариты                           

Площади и габариты помещения, а также их взаимное расположение в объеме 
здания рассчитываются на основе действующих СНиП с учетом тенденции к   
увеличению расчетной площади на одного учащегося до 25 - 30 кв. м       

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018