Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 13 апреля 1993 г. N 134

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

РАБОЧИХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

1. Утвердить Положение о производственном обучении и производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса, согласованное с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Государственным комитетом по вопросам архитектуры и строительства Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

2. Ввести в действие данное Положение с 1 сентября 1993 года.

3. Приказ Государственного комитета СССР по профессионально - техническому образованию от 4 июля 1985 г. N 116 в учебных заведениях начального профессионального образования Российской Федерации не применяется.

4. Органам управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга довести настоящее Положение до каждого профессионального училища, лицея (ВПУ) строительного профиля.

5. Настоящий Приказ подлежит включению в перечень действующих нормативных актов Министерства образования Российском Федерации.

 

Министр

Е.В.ТКАЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

Утверждено

Приказом

Министерства образования

Российской Федерации

от 13 апреля 1993 г. N 134

 

Согласовано

Министерство труда

Российской Федерации

Первый заместитель Министра

В.Ф.КОЛОСОВ

18 декабря 1992 года

 

Министерство финансов

Российской Федерации

Заместитель Министра

И.П.МОЛЧАНОВ

16 декабря 1992 года

 

ЦК профсоюза работников

строительства и промышленности

строительных материалов

Российской Федерации

Председатель ЦК профсоюза

С.С.ВВЕДЕНСКИЙ

17 декабря 1992 года

 

Министерство архитектуры,

строительства и жилищно -

коммунального хозяйства

Российской Федерации

Заместитель Министра

О.С.ФОМЕНКО

30 декабря 1992 года

 

Министерство топлива

и энергетики

Российской Федерации

Первый заместитель Министра

Э.В.ГРУШЕВЕНКО

21 декабря 1992 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

РАБОЧИХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профобразования <*> включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику.

--------------------------------

<*> К учреждениям начального профессионального образования относятся профессионально - технические училища, высшие профессиональные училища, профессиональные лицеи.

 

Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Основная задача производственного обучения - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии (группе профессий).

1.2. Производственное обучение учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется в несколько этапов и предусматривает обучение в учебно - производственных мастерских, на учебных полигонах или учебно - производственных участках строительных организаций (предприятий) и на строительных объектах.

Завершающим этапом производственного обучения является производственная практика, проводимая на рабочих местах строительства, во время которой учащиеся в составе рабочих бригад самостоятельно выполняют работы, характерные для соответствующей профессии и уровня квалификации.

1.3. Производственное обучение учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется по учебным планам и программам, разработанным на основе типовых, согласованных с организациями (предприятиями) - заказчиками рабочих кадров и утвержденными в установленном порядке.

Производственная практика учащихся проводится по программам, разработанным учебным заведением совместно с организацией (предприятием) - заказчиком рабочих кадров и утвержденным в установленном порядке.

1.4. Обучение и аттестация учащихся по безопасности труда осуществляется согласно действующих: Положения об организации работы по охране труда в профессионально - технических учебных заведениях, порядка аттестации и выдачи выпускникам профессионально - технических учебных заведений удостоверений на право обслуживания объектов котлонадзора и подъемных сооружений, подконтрольных органам Госгортехнадзора, программ производственного обучения и производственной практики, а также согласно нормативно - распорядительной документации по вопросам безопасности труда, действующей в отрасли и непосредственно в строительных организациях (предприятиях), где учащиеся проходят производственное обучение и практику.

 

2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

2.1. Основным содержанием производственного обучения является обучение учащихся трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии.

Содержание производственного обучения по профессиям, занятым в строительном комплексе, определяется требованиями профессионально - квалификационных характеристик, предусмотренных соответствующими ЕТКС. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях (предприятиях) технологическими картами, инструкциями, разрабатываемыми на основе технологии выполнения работ по профессии.

2.2. Первоначальный период производственного обучения учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется в учебных мастерских, на учебных полигонах или учебно - производственных участках строительных организаций (предприятий). В дальнейшем производственное обучение проводится непосредственно на объектах строительно - монтажных организаций (предприятий).

В учебных мастерских учащиеся последовательно осваивают приемы, операции и способы выполнения строительных, сборочно - разборочных, регулировочных и др. (в зависимости от осваиваемой профессии) видов работ.

На учебных полигонах, учебно - производственных участках строительных организаций (предприятий) учащиеся осваивают приемы монтажа сборных элементов зданий, выполняют кладку каменных конструкций, отрабатывают первоначальные навыки управления дорожно - строительными машинами, автомобильными, гусеничными и пневмоколесными кранами, другими машинами, осваивают приемы их технического обслуживания, а также способы механизированного выполнения строительных работ.

Обучение учащихся на полигонах вождению соответствующих дорожно - строительных машин (бульдозера, скрепера, экскаватора, крана автомобильного, автовышки, автопогрузчика и др.) проводят мастера производственного обучения индивидуально с каждым учащимся по соответствующим программам и утвержденному графику.

На строительных объектах (предприятиях) учащиеся в составе учебных групп, ученических бригад (звеньев) последовательно закрепляют полученные в мастерских или на полигоне первоначальные навыки выполнения работ по профессии, обучаются приемам работы с применением современных механизмов, средств малой механизации, усовершенствованных инструментов и приспособлений, приобретают необходимые практические навыки самостоятельного, качественного выполнения работ по осваиваемой профессии (группе профессий), овладевают рыночными экономическими методами хозяйствования, прогрессивными методами труда.

В связи с переходом строительных организаций на рыночные экономические отношения производственное обучение может проводиться на самостоятельном строительстве объектов и выполнении самостоятельных видов строительных работ.

Производственное обучение на самостоятельном строительстве объектов целесообразно организовывать тем училищам, где ведется подготовка учащихся по основным общестроительным профессиям или в кооперации с другими училищами.

Перевод учащихся на строительный объект проводится только при освоении учащимися первоначальных навыков работы по профессии в учебных мастерских и на учебном полигоне.

Перед началом работ на строительном объекте с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности и принимается зачет.

Главным требованием производственного обучения на строительных объектах, в т.ч. и на самостоятельном строительстве объектов, является выполнение содержания обучения учебных программ, создание условий для освоения учащимися прогрессивной технологии строительно - монтажных работ, возведения объектов индустриальными методами, освоения бригадных форм организации труда и экономических методов хозяйствования.

2.3. Занятия в учебных мастерских проводятся в форме урока производственного обучения или в составе ученических бригад.

При обучении на строительных объектах, в т.ч. и при самостоятельном строительстве, формами организации занятий являются обучение в составе ученической бригады, бригады квалифицированных рабочих или обучение на штатных рабочих местах.

Выбор той или иной формы организации занятий определяется особенностью изучаемой профессии, периодом обучения и материально - техническим обеспечением занятий.

2.4. Производственное обучение по профессиям строительного профиля осуществляется в группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - в группах по 8 - 10 человек.

2.5. Занятия с учащимися проводят мастера производственного обучения, закрепленные за учебными группами или за учебными мастерскими. В последнем случае обучение осуществляется по принципу (методу) "мастер - мастерская".

2.6. Рабочие места учащихся и мастера производственного обучения в учебных мастерских и на полигонах учреждений начального профобразования строительного профиля оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, средствами обучения в соответствии с действующими нормативами.

На выполняемые работы разрабатывается инструкционно - технологическая документация.

В процессе производственного обучения учащиеся изготавливают полезную продукцию, оказывают платные услуги населению (выполняют ремонтно - строительные работы).

2.7. Учет производственного обучения учащихся на всех его этапах ведется в журнале мастером производственного обучения.

 

3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

3.1. Производственная практика - заключительный этап процесса подготовки квалифицированных рабочих.

Основная задача производственной практики - закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений учащихся по изучаемой профессии, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, средств малой механизации, автоматизации производственных процессов, овладение высокопроизводительными методами труда, освоение установленных норм выработки, адаптация учащихся в конкретных условиях коллективов строительных участков, бригад, звеньев.

3.2. Производственная практика учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, как правило, проводится на штатных рабочих местах в организациях (предприятиях), для которых осуществляется подготовка рабочих (служащих).

Производственная практика проводится на строительных объектах, участках с современной технологией и организацией строительного производства, высоким уровнем механизации строительных работ, безопасными условиями труда, прогрессивными методами хозяйствования.

3.3. Производственная практика учащихся проводится на последнем курсе в конце обучения, в составе учебной группы численностью 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - численностью 8 - 10 человек. Сроки ее проведения устанавливаются учебными планами индивидуально для каждой профессии (группы профессий).

Содержание производственной практики определяется программами, разработанными учебными заведениями совместно с организациями (предприятиями) - заказчиками кадров, учитывающими конкретные условия места прохождения практики и специфики профессии.

Программы производственной практики разрабатываются индивидуально для каждой профессии (группы профессий), рассматриваются методической комиссией учебного заведения, согласовываются с организацией (предприятием) - заказчиком рабочих кадров и утверждаются директором или заместителем директора по учебно - производственной работе учреждения начального профессионального образования.

В соответствии с конкретными условиями работы организации (предприятия) и требованиями к подготовке рабочих кадров в ходе производственной практики могут вноситься изменения в содержание программы прохождения практики. Изменения в программу производственной практики вносятся по совместному решению учебного заведения и организации - заказчика кадров. Эти изменения рассматриваются методической комиссией и утверждаются руководством учреждения начального профессионального образования.

3.4. Учащиеся на производственную практику направляются только после изучения содержания учебных программ теоретического обучения, отработки соответствующих тем программы производственного обучения, усвоения безопасного выполнения всех видов работ, предусмотренных программой прохождения всех этапов обучения (в учебных мастерских, на учебных полигонах или учебно - производственных участках организаций (предприятий) и строительных объектах), после прохождения аттестации на начальный уровень квалификации по всем осваиваемым профессиям и сдачи экзамена по предмету "Охрана труда", предусмотренного учебным планом, или зачета, если предмет "Охрана труда" не выделен отдельно в учебном плане.

3.5. Продолжительность рабочего дня учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом по производственному обучению и не превышать продолжительности рабочего дня, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.

Продолжительность рабочего дня в производствах и на работах, перечисленных в "Списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10.09.80 N 283/П-9 с изменениями, внесенными в этот список Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 июня 1985 г. N 198/П-6, не свыше 4 часов в день, при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарно - гигиенических норм.

3.6. В зависимости от профиля, характера и содержания выполняемых работ, форм организации труда на строительстве (предприятии) производственная практика учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, проводится, как правило, в составе ученической бригады (звена), на отдельном рабочем месте, в составе одной или нескольких комплексных рабочих бригад (звеньев) строек.

3.7. На период производственной практики учащиеся приказом по организации (предприятию) зачисляются на штатные рабочие места, включаются в списочный состав государственной организации (предприятия), но не учитываются в их среднесписочной численности.

С момента зачисления на рабочие места учащихся на них распространяется выполнение требований стандартов, инструкций, правил и норм по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и других норм и правил, действующих на предприятии по соответствующей профессии и уровню квалификации рабочих. Учащиеся, зачисленные на рабочие места, подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми рабочими и служащими.

3.8. Руководство производственной практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.

Мастер производственного обучения несет ответственность за: правильность распределения учащихся - практикантов по рабочим местам, участкам, объектам в соответствии с их профессией; выполнение программы производственной практики; своевременное оформление документов на оплату труда учащихся - практикантов; воспитание у учащихся бережного отношения к оборудованию и инструменту; экономное расходование учащимися материалов, сырья, электроэнергии; обеспечение высокой производительности труда и качества выполняемых учащимися работ, соблюдение ими трудовой дисциплины, правил техники безопасности, инструкций по охране труда и безопасного выполнения работ. Мастер производственного обучения несет ответственность за санитарное состояние и организацию рабочих мест, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о мастере производственного обучения.

3.9. Руководителям организаций (предприятий) разрешено в период проведения производственной практики учащихся под руководством мастеров производственного обучения премировать этих мастеров на условиях, действующих на данном предприятии (организации) для аналогичных категорий работников.

3.10. Для руководства производственной практикой и обучением учащихся в условиях производства (строительства) руководители организаций (предприятий) выделяют инженерно - технических работников и квалифицированных рабочих, которые в обязательном порядке должны быть аттестованными по вопросам безопасности труда.

Руководители производственной практики (обучения в условиях строительства) из числа инженерно - технических работников и квалифицированных рабочих организации - заказчика кадров выделяются в случае, когда мастер производственного обучения не в состоянии обеспечить постоянный контроль за работой (действиями) каждого учащегося, в частности:

при прохождении производственной практики учащимися одной учебной группы на нескольких объектах, участках, бригадах, в разные смены, когда мастер производственного обучения не в состоянии обеспечить: безопасность выполнения работ учащимися, соблюдения ими технологических процессов, режимов; необходимый подбор производственных работ; проверку качества работ, выполнения норм выработки;

при прохождении учащимися производственной практики в качестве дублеров (стажеров) под непосредственным руководством квалифицированных рабочих, где по производственным условиям исключается присутствие мастера производственного обучения, когда необходимо детальное инструктирование учащегося - практиканта по содержанию работ, правилам и нормативам охраны труда, когда необходимы постоянное наблюдение и помощь соответствующих специалистов или квалифицированных рабочих.

3.11. В случае назначения руководителей производственной практики от организации (предприятия) - заказчика рабочих кадров с мастера производственного обучения не снимается ответственность за руководство производственной практикой учащихся согласно пункту 3.8 данного Положения. Мастер производственного обучения ведет итоговый учет выполнения учащимися производственных заданий, установленных норм выработки, осуществляет контроль за выполнением программы производственной практики, исполняет другие обязанности, возложенные на него.

3.12. Учреждение начального профобразования и строительная организация (предприятие), не позже чем за 15 дней до направления учащихся на практику, обязаны заключить договор о производственной практике учащихся училища на строительных объектах или предприятиях (Приложение 1), в котором указываются взаимные обязательства учебного заведения и строительной организации (предприятия).

Договор заключается учебным заведением с каждой строительной организацией (предприятием), куда направляются учащиеся для производственной практики, вне зависимости от периода обучения и их численности.

3.13. За время производственной практики учащиеся должны научиться самостоятельно выполнять работы по изучаемой профессии (группе профессий) в соответствии с программой производственной практики и квалификационной характеристикой (характеристиками) соответствующего разряда.

Производственная практика учащихся завершается выполнением квалификационной (пробной) работы, сдачей выпускных квалификационных экзаменов.

Учащиеся, обучающиеся совмещенным профессиям (группам профессий), квалификационную пробную работу выполняют отдельно по каждой из совмещенных профессий.

Перечень и содержание квалификационных пробных работ разрабатываются мастером производственного обучения под руководством старшего мастера учебного заведения и согласовываются с руководителями организаций (предприятий) - заказчиками рабочих кадров. Содержание квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда (класса), которым должен обладать выпускник профессионального учебного заведения.

По профессиям машиниста дорожно - строительных, погрузочно - разгрузочных и др. машин, используемых в строительстве (бульдозеров, экскаваторов, кранов, погрузчиков и др.), квалификационная работа должна включать самостоятельное выполнение работ на соответствующих машинах; наладку, регулировку и подготовку машин, агрегатов на заданный режим работы; технический уход и ремонт машин в объеме требований, предусмотренных квалификационной характеристикой на соответствующий разряд (класс).

По профессиям рабочих, связанным с обслуживанием машин, агрегатов, установок или производственных участков и других технологических процессов, по которым не может быть установлено конкретное содержание пробной работы, квалификация учащихся определяется экзаменационной комиссией на основе производственных показателей, достигнутых ими в процессе производственной практики, а также путем непосредственной проверки подготовленности учащихся к самостоятельной работе на рабочем месте стройки (предприятия).

К сдаче выпускных квалификационных экзаменов допускаются учащиеся учреждения начального профобразования, закончившие полный курс обучения и имеющие положительные итоговые оценки по всем дисциплинам профессионального цикла и производственному обучению.

В конце производственной практики учащимся выдается характеристика (Приложение 2), в которой указывается наименование организации (предприятия), где учащийся проходил практику, дата начала и окончания практики, разряд (класс) выполняемых работ, их качество, сведения о нормах (времени) выработки, знании технологического процесса, рекомендации о присвоении квалификационного разряда (класса).

По результатам квалификационных экзаменов и с учетом производственной характеристики учащимся присваивается соответствующий тарифный разряд (класс) по профессии (группе профессий).

 

4. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА

(СТРОИТЕЛЬСТВА)

 

4.1. Для успешного прохождения учащимися производственного обучения и производственной практики на стройках (предприятиях) учебное заведение обеспечивает предварительную теоретическую и профессиональную подготовку учащихся в учебных мастерских, на полигонах или учебных участках строительства, в соответствии с учебными планами и программами, а также изучение учащимися правил и требований технической и безопасной эксплуатации строительных машин, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и других правил охраны труда, предусмотренных для соответствующих профессий.

4.2. Учебное заведение совместно со строительными организациями (предприятиями) должно заранее определить объекты производственной практики (обучения), согласовать сроки их проведения, составить графики перемещения учащихся по рабочим местам с таким расчетом, чтобы каждый учащийся имел возможность научиться самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные учебной программой производственного обучения или производственной практики и соответствующей характеристикой тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых на работах строительного комплекса.

4.3. Учебное заведение обязано обеспечить: направление учащихся на строительные объекты (предприятия) в сроки, установленные учебными планами, программами, договором (Приложение 1) и согласованные со строительной организацией (предприятием); полное использование по прямому назначению объема часов, отведенных учебным планом на производственное обучение и производственную практику учащихся; изучение и соблюдение учащимися действующих на строительстве (предприятии) правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, пожарной безопасности, санитарно - гигиенических требований, инструкций по технике безопасности и других норм и правил, установленных для соответствующих профессий и уровней квалификации рабочих организации (предприятия); соблюдение учащимися установленных требований эксплуатации оборудования, машин, инструмента, правильное использование выдаваемых им средств индивидуальной защиты, а также экономное расходование учащимися материалов и электроэнергии.

4.4. Учреждение начального профобразования осуществляет учебно - методическое руководство производственным обучением и производственной практикой учащихся, следит за своевременным обеспечением учащихся оборудованными рабочими местами, материалами, инструментами, производственными заданиями в соответствии с требованиями учебных программ, СНиП, правил и норм безопасности труда, проверяет выполнение учащимися установленных норм выработки, проводит учет выполненных учащимися объемов работ; организует совместно со строительной организацией (предприятием) инструктирование учащихся, изучение ими современной техники, технологии и экономики производства, освоение передовых приемов и методов труда; обеспечивает своевременное выполнение учащимися квалификационной пробной работы.

4.5. В случае, если на объектах строительства (предприятий) не обеспечены безопасные условия труда и др. необходимые условия проведения производственной практики (обучения), руководство учебного заведения и мастера производственного обучения не должны допускать учащихся к выполнению работ, поставив об этом в известность администрацию строительной организации (предприятия).

4.6. В тех случаях, когда строительная организация (предприятие) - заказчик рабочих кадров не может обеспечить всех учащихся рабочими местами, отвечающими требованиям учебных программ и правил охраны труда, а также в случаях простоев учащихся в период производственной практики по вине строительной организации (предприятия), учебное заведение имеет право проводить производственную практику учащихся на объектах других строительных организаций (предприятий) по согласованию с местным органом управления профессионального образования. В указанных случаях учебное заведение обязано заранее предупредить строительную организацию (предприятие) о переводе учащихся на другие объекты.

 

5. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТРОИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

5.1. Строительные организации (предприятия) - заказчики рабочих кадров для организации производственного обучения учащихся в учреждениях начального профобразования оказывают содействие в создании необходимых учебно - производственных мастерских, участков, цехов, выпускающих полезную продукцию, обеспечении учебных заведений производственными заказами, отвечающими требованиям учебных программ, выделяют необходимое оборудование, приборы, инструменты и материалы как для учебных целей, так и для выполнения в процессе производственного обучения заказов предприятий, объединений и организаций.

5.2. Строительные организации (предприятия) в период прохождения учащимися производственного обучения или производственной практики в условиях производства (строительства) обязаны:

издать приказ о зачислении учащихся на производственное обучение или производственную практику с указанием профессий, конкретных объектов или рабочих мест, видов выполняемых работ, системы оплаты труда;

предоставлять учащимся оплачиваемые рабочие (штатные) места и работы, соответствующие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик, в объеме, обеспечивающем полное использование учебного времени, отводимого учебным планом;

выделять для работы учащимся в составе учебных групп, ученических бригад, как правило, отдельные (самостоятельные) объекты или участки, обеспечивающие выполнение учащимися предусмотренных программами учебно - производственных работ;

знакомить учащихся с формами организации и стимулирования труда в строительстве в рыночных экономических условиях, с новой техникой и технологией производства, с передовыми методами труда;

осуществлять контроль за качеством выполняемых работ учащимися, проводить с ними вводный инструктаж;

своевременно обеспечивать учащихся технической документацией, материалами, деталями, конструкциями, инструментами, приспособлениями, оборудованием, соответствующими машинами, механизмами и горюче - смазочными материалами, осуществлять приемку и учет выполненных учащимися работ, не допускать простоев учащихся;

выделять рабочих для обслуживания строительных машин и механизмов, связанных с обеспечением работ учебных групп, ученических бригад;

обеспечивать учащихся питанием (в т.ч. диетическим, для тех, кто в нем нуждается) по безналичному расчету по специальному меню в пределах утвержденной стоимости рациона питания;

создавать здоровые и безопасные условия труда производственного обучения и производственной практики учащихся в соответствии с правилами и нормами по охране труда и требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих - строителей, научной организации труда. Руководители организаций (предприятий), в соответствии с действующими нормативными документами, несут персональную ответственность за обеспечение безопасных условий труда учащихся в период их обучения (практики) в условиях производства;

обеспечивать учащимся условия труда в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями; выдавать учащимся и мастерам производственного обучения на период производственного обучения и производственной практики за счет производства специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты по типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, занятых на строительных, строительно - монтажных и ремонтно - строительных работах, предусмотренных для рабочих соответствующих профессий, а при работах с вредными условиями труда выдавать молоко или другие равноценные продукты по нормам, установленным для рабочих; предоставлять производственно - бытовые помещения или передвижные отапливаемые вагончики, оборудованные в соответствии с требованиями охраны труда и промышленной санитарии;

при работе в составе рабочих бригад (звеньев) осуществлять техническое руководство во время производственной практики, при выдаче производственного задания проводить инструктаж и проверку знаний учащимися правил технической эксплуатации машин, стандартов, инструкций, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

выдавать перед началом работ задания (наряды) на работы, поручаемые учащимся для самостоятельного выполнения.

5.3. Работа руководителей производственной практики (производственного обучения) из числа инженерно - технических работников и квалифицированных рабочих оплачивается организацией - заказчиком кадров из средств на подготовку кадров дополнительно в течение периода практики (производственного обучения в условиях производства) ежемесячно в следующих размерах от заработной платы, получаемой ими по основному месту работы: при числе учащихся - практикантов - 1 - 2 чел. - 5%; от 3 до 4 чел. - 10%; от 5 до 7 чел. - 20%; от 8 до 10 человек - 30%.

5.4. При направлении учащихся учреждений начального профобразования для прохождения производственной практики вне места расположения учебного заведения (на отдаленные строительные объекты в пределах города или района) строительные организации (предприятия) производят оплату транспортных расходов или обеспечивают своими транспортными средствами доставку учащихся к месту производственной практики и обратно; обеспечивают учащихся питанием по безналичному расчету в пределах утвержденной стоимости рациона питания.

При прохождении учащимися производственной практики в других городах, селах, поселках, организации (предприятия) предоставляют учащимся и мастерам производственного обучения на время практики бесплатно жилье, постельные принадлежности;

организуют питание учащихся по установленным для них нормам и стоимости дневного рациона питания в соответствии с действующим законодательством за счет средств учебных заведений, а также создают условия для нормального быта и отдыха учащихся - практикантов. Для учащихся, получающих стипендию или денежную компенсацию взамен предоставления бесплатного питания и обмундирования, питание организуется за их счет.

5.5. Строительные организации (предприятия) обеспечивают учащихся, сдающих выпускные квалификационные экзамены (в последнем месяце производственной практики) рабочими местами, материалами, машинами, механизмами, оборудованием и инструментами, необходимыми для выполнения квалификационной работы; выдают производственную характеристику на каждого учащегося (Приложение 2); выделяют представителей в состав экзаменационной комиссии.

5.6. Строительные организации (предприятия) в соответствии с договором между ними и училищем обязаны предоставлять учащимся, окончившим учреждения начального профобразования, работу, как правило, в тех бригадах, в которых они проходили производственную практику в соответствии с полученной профессией и присвоенным уровнем квалификации.

5.7. Несчастные случаи, происшедшие с учащимися - практикантами, работающими на рабочих местах организации (предприятия), расследуются и учитываются в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

 

6. ОПЛАТА ТРУДА УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ОБУЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

6.1. За все работы, выполненные учащимися во время производственного обучения и производственной практики, строительные организации (предприятия) ежемесячно начисляют суммы, рассчитанные по действующим нормам и расценкам, ставкам, объему выполненных работ или повременной оплате труда, с выплатой премий, предусмотренных положениями о премировании, с учетом установленного коэффициента к заработной плате, доплат и надбавок, действующих в данной строительной организации (предприятии).

6.2. При прохождении производственного обучения и производственной практики учащимися в составе производственных бригад денежные суммы за выполненные ими работы начисляются по тарифной ставке рабочего 1 - 2 разряда соответствующей профессии, а по отдельным профессиям с 4-годичным сроком подготовки и получением к концу обучения повышенного уровня квалификации - по тарифной ставке рабочего 1 - 3 разряда, с учетом действующего порядка распределения общебригадного заработка в данной строительной организации (предприятии).

6.3. Расчет за выполненные учащимися в процессе производственного обучения и производственной практики работы, на которые установлена повременная или повременно - премиальная система оплаты труда, производится по фактически отработанному времени и по тарифным ставкам:

при сроке обучения 4 года -

на втором году обучения - в размере тарифной ставки рабочего первого разряда;

на третьем году обучения - в размере тарифной ставки рабочего второго разряда;

в последующий период до окончания срока обучения, предусмотренного учебным планом и программой, - в размере тарифной ставки рабочего третьего разряда;

при сроке обучения 3 года -

на втором году обучения - в размере тарифной ставки рабочего первого разряда;

в последующий период до окончания срока обучения, предусмотренного учебным планом и программой, - в размере тарифной ставки рабочего второго разряда;

при сроке обучения 2 года -

во втором полугодии первого года обучения и в первом полугодии второго года обучения - в размере тарифной ставки рабочего первого разряда;

в последующий период до окончания срока обучения, предусмотренного учебным планом и программой (включая производственную практику), - в размере тарифной ставки рабочего второго разряда;

при сроке обучения 1 год -

во втором полугодии обучения - в размере тарифной ставки рабочего первого разряда;

в период производственной практики - в размере тарифной ставки рабочего второго разряда;

при сроке обучения 5 - 8 месяцев -

для учащихся из числа военнослужащих, уволенных в запас с действительной военной службы, - в размере тарифной ставки рабочего того разряда, на который ведется подготовка;

для учащихся из числа выпускников средних общеобразовательных школ, успешно прошедших курс трудового обучения в межшкольных учебно - производственных комбинатах, учебных участках, - в размере тарифной ставки рабочего второго разряда.

6.4. При прохождении производственного обучения и производственной практики учащимися по профессиям, для которых установлены должностные оклады (тарифные ставки), оплата производится за фактически отработанное время по этим окладам (ставкам), если они замещают штатные должности.

6.5. В случае простоя в период производственного обучения и производственной практики по вине строительной организации (предприятия) оплата производится в порядке, установленном для рабочих, занятых в строительстве. Не допускается перевод учащихся на работы, не предусмотренные программой производственного обучения (производственной практики).

6.6. Начисленные учащимся учреждений начального профобразования денежные суммы перечисляются строительными организациями (предприятиями) на текущий счет учебного заведения не позднее 3-дневного срока после выплаты заработной платы рабочим организации (предприятия).

6.7. Оплата за переработку (перевыполнение) норм выработки и премии учащимся, проходящим производственную практику в составе бригад, производится непосредственно на производстве.

6.8. Выплата денежного вознаграждения учащимся за выполнение ими работы в период производственного обучения и производственной практики на строительных объектах (предприятиях) производится учебным заведением не позднее 3-дневного срока со дня поступления средств на текущий счет училища, в размерах, установленных действующим законодательством (не менее 50% заработанных ими сумм).

6.9. На сумму начисленной учащимся - практикантам учебных заведений начального профессионального образования оплаты труда по всем основаниям начисляются взносы на государственное социальное страхование по тарифу, устанавливаемому ежегодно Верховным Советом Российской Федерации.

Пособия за период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам, наступившим в период производственной практики учащихся, выдаются предприятием (организацией) в счет страховых взносов по условиям, установленным абзацем первым пункта 97 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 с последующими дополнениями и изменениями.

При исчислении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам учитывается заработная плата, на которую начисляются страховые взносы по государственному социальному страхованию.

6.10. Настоящее Положение обязательно для всех учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса, для организаций - заказчиков рабочих (кадров) строительно - монтажных и ремонтно - строительных организаций (включая подсобные производства и предприятия) и других предприятий, независимо от их организационно - правовых форм, где учащиеся проходят производственное обучение и производственную практику.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Положению о производственном

обучении и производственной

практике учащихся учреждений

начального профобразования

Российской Федерации,

подготавливающих

квалифицированных рабочих

для строительного комплекса

 

ТИПОВОЙ ДОГОВОР

О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

 

__________________________________________________________________

   (полное наименование учебного заведения, его номер, название

__________________________________________________________________

                города, области, края республики)

в лице директора училища (лицея) _________________________________

                                     (фамилия, имя, отчество)

именуемое в дальнейшем "УЧИЛИЩЕ", с одной стороны, и

__________________________________________________________________

        (наименование строительно - монтажной организации,

__________________________________________________________________

             объединения, концерна, корпорации, др.)

в лице ___________________________________________________________

            (должность, фамилия, имя, отчество руководителя)

именуемая(ое, ый)    в   дальнейшем   "СТРОИТЕЛЬНАЯ   ОРГАНИЗАЦИЯ"

("ПРЕДПРИЯТИЕ"),  с  другой   стороны,   заключили   нижеследующий

договор:

    1. "УЧИЛИЩЕ" обязуется:

    1.1. Руководствуясь   учебными   планами   и  программами  для

подготовки квалифицированных рабочих, направить с

_____________ 19__ г. по _______________ 19__ г.

 

на производственную практику ________ групп учащихся

                             (кол-во)

по профессиям ____________________________________________________

__________________________________________________________________

в количестве ______ чел. Списки учащихся по группам на ____ листах

прилагаются (с указанием фамилии,  имени  и  отчества  учащихся  и

мастера производственного обучения каждой учебной группы).

    1.2. В соответствии с Положением о производственном обучении и

производственной   практике   учащихся    учреждений    начального

профобразования     Российской     Федерации,     подготавливающих

квалифицированных рабочих для строительного комплекса,  обеспечить

предварительную профессиональную подготовку учащихся, направляемых

на  практику,  изучение  и  соблюдение  ими   правил   технической

эксплуатации  производственного оборудования,  правил поведения на

рабочих местах и на территории строительства (предприятия), правил

и   норм   безопасности   труда,   действующих   на  строительстве

(предприятии).  Учащиеся в период  практики  подчиняются  правилам

внутреннего    трудового   распорядка   строительной   организации

(предприятия).

    1.3. "УЧИЛИЩЕ"   через   мастеров  производственного  обучения

обеспечивает организацию учебной работы и методическое руководство

практикой учащихся.

    1.4. Выплачивать  денежное  вознаграждение  учащимся в размере

___________________________________________________ за выполненные

    (указать процент от заработанных ими сумм)

ими работы  в  период   производственной   практики   не   позднее

_____________  срока  со  дня поступления средств от "СТРОИТЕЛЬНОЙ

(кол-во дней)

ОРГАНИЗАЦИИ" ("ПРЕДПРИЯТИЯ") на текущий счет "УЧИЛИЩА".

    2. "СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ" ("ПРЕДПРИЯТИЕ") обязуется:

    2.1. Создать   условия   для   высококачественного   овладения

учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками труда.

    2.2. Предоставить учащимся подготовленные  рабочие  места  или

участки,    обеспечить    фронтом    работ   согласно   программам

производственного обучения, необходимой технической документацией,

не  допускать  простоев  учащихся  и  отвлечения их на работы,  не

предусмотренные программой производственного обучения (практики).

    2.3. Обеспечить    на   объектах   производственной   практики

безопасные и санитарно - гигиенические условия труда для учащихся,

а также проведение инструктажа по безопасным методам труда.

    2.4. Вести  учет  выполненных  учащимися  работ,  представлять

"УЧИЛИЩУ" ведомость с указанием денежных сумм, заработанных каждым

учащимся, перечислять эти суммы на текущий счет учебного заведения

до _______ каждого месяца.

   (число)

    2.5. Выделять   для   учащихся   машины,  механизмы,  приборы,

инструменты  и  материалы  как  для  учебных  целей,  так  и   для

выполнения     заказов    строек    (предприятий)    в    процессе

производственной практики.

    2.6. Предоставлять   учащимся   и  мастерам  производственного

обучения   на   период   производственной   практики   спецодежду,

спецобувь,   индивидуальные  средства  защиты  и  специальное  или

лечебно - профилактическое питание по  нормам,  установленным  для

соответствующих   профессий   рабочих   строительной   организации

(предприятия); бытовые помещения для хранения одежды (спецодежды),

инструмента учащихся и обеспечить их сохранность.

    2.7. Обеспечивать в  необходимых  случаях  за  свой  счет  или

своими  транспортными  средствами  перевозку  учащихся  и мастеров

производственного обучения к  месту  производственной  практики  и

обратно.

    При прохождении учащимися производственной практики  в  других

городах,   селах,   поселках  предоставлять  учащимся  и  мастерам

производственного обучения  на  время  практики  бесплатно  жилье,

постельные  принадлежности,  организовывать  питание  учащихся  по

установленным для них нормам и стоимости дневного рациона  питания

в  соответствии  с  действующим  законодательством за счет средств

учебных заведений,  а также создавать условия для нормального быта

и отдыха учащихся - практикантов.

    2.8. За   все   работы,   выполненные   учащимися   во   время

производственного обучения и производственной практики, ежемесячно

начислять денежные суммы,  рассчитанные по  действующим  нормам  и

расценкам,  ставкам,  объему  выполненных  работ  или  повременной

оплате труда,  с выплатой премий,  предусмотренных  положениями  о

премировании,  с  учетом  установленного коэффициента к заработной

плате,  доплат  и  надбавок,  действующих  в  данной  строительной

организации (предприятии).

    2.9. При  прохождении  производственной  практики  в   составе

производственных  бригад  денежные  суммы  за  выполненные  работы

начислять по тарифной ставке рабочего ____________________________

                                            (указать разряд)

разряда профессии _______________________________________________,

                            (наименование профессии)

с учетом   действующего   порядка   распределения   общебригадного

заработка в данной строительной организации (предприятии).

    2.10. Расчет   за    выполненные    учащимися    в    процессе

производственной   практики   работы,   на   которые   установлена

повременная или повременно -  премиальная  система  оплаты  труда,

производить   по  фактически  отработанному  времени  по  тарифным

ставкам рабочего ________________ разряда.

                 (указать разряд)

    2.11. Оплату по профессиям __________________________________,

                                    (наименование профессий)

для которых  установлены  должностные  оклады  (тарифные  ставки),

производить  за  фактически  отработанное  время  по  этим окладам

(ставкам).

    2.12. В  случае  простоя  по  вине  "СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

("ПРЕДПРИЯТИЯ") оплату производить в  порядке,  установленном  для

рабочих, занятых в строительстве.

    2.13. Оплату за переработку (перевыполнение) норм выработки  и

премии  учащимся,  проходящим  производственную практику в составе

бригад, производить непосредственно на производстве.

    2.14. На  сумму  заработной  платы  учащихся  -  практикантов,

включая премии,  начислять взносы  на  государственное  социальное

страхование по тарифу _____________________, которые перечисляются

"УЧИЛИЩУ" в срок ______.

    2.15. Для  руководства  производственной  практикой   учащихся

выделить ________________________________________________________,

                       (количество ИТР, рабочих)

которым дополнительно  выплачивать  из  своих  средств  в  течение

практики ежемесячно сумму в размере ______________________________

                                   (указать процент в соответствии

__________________________________________________________________

         с п. 5.3 Положения о производственной практике)

от заработной платы, получаемой ими по основному месту работы.

    2.16. Предоставлять учащимся, окончившим учреждение начального

профобразования работу, как правило, в тех бригадах, в которых они

проходили  производственную  практику  в соответствии с полученной

профессией и присвоенным уровнем квалификации.

    3. При     непредоставлении     "СТРОИТЕЛЬНОЙ    ОРГАНИЗАЦИЕЙ"

("ПРЕДПРИЯТИЕМ") для  производственной  практики  учащихся  работ,

отвечающих  требованиям учебных программ,  необеспечивании условий

безопасности труда,  а также при использовании труда  учащихся  на

сторонних  или  подсобных  работах  "УЧИЛИЩЕ"  по  согласованию  с

местным органом образования отзывает учащихся с практики, поставив

об  этом  в  известность  администрацию "СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

("ПРЕДПРИЯТИЯ").

    4. Дополнительные обязательства сторон _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    5. "УЧИЛИЩЕ" и "СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ"  ("ПРЕДПРИЯТИЕ")  по

вопросам  охраны  труда  учащихся  профтехучилищ  и  расследования

производственного   травматизма    руководствуются    действующими

положениями  об  организации  работы по охране труда в учреждениях

начального профессионального образования,  о расследовании и учете

несчастных   случаев   на   производстве,   другими   нормативными

документами  по  безопасности  труда,  действующими  в  отрасли  и

непосредственно в строительной организации (предприятии).

    6. Невыполнение  обязательств  по   договору   разрешается   в

соответствии с действующим законодательством.

    Срок действия договора с ________ 19__ г. до _________ 19__ г.

Настоящий договор составлен в _____ экз.  и хранится по _____ экз.

у каждой из сторон.

    Юридические адреса сторон:

    "УЧИЛИЩА" ____________________________________________________

                         (наименование, адрес, телефон)

Текущий счет N __________________ в _____________________________.

                                         (наименование банка)

    "СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" ("ПРЕДПРИЯТИЯ")

__________________________________________________________________

                  (наименование, адрес, телефон)

Расчетный счет N _________________ в ____________________________.

                                          (наименование банка)

 

Директор учреждения начального           Руководитель строительной

профессионального образования            организации (предприятия)

 

"__" _______________ 19___  г.           "__" __________ 19___  г.

 

М.П.                                     М.П.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Положению о производственном

обучении и производственной

практике учащихся учреждений

начального профобразования

Российской Федерации,

подготавливающих

квалифицированных рабочих

для строительного комплекса

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

    На учащегося(уюся) ___________________________________________

                                 (фамилия, имя, отчество)

Наименование и N училища _________________________________________

Группа N _____________________ Профессия _________________________

    1. Учащийся(аяся) ____________________________________________

                               (фамилия, имя, отчество)

за время прохождения производственной практики ___________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

       (наименование строительной организации, предприятия)

с ______________________ 19__ г. по ______________________ 19__ г.

выполнял(а) работы ___________________________ разряда (класса) по

__________________________________________________________________

                (перечислить основные виды работ)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    2. Качество выполнения работ _________________________________

                                            (оценка)

    3. Выполнение производственных норм в  течение  предпоследнего

месяца производственной практики _________________________________

                                            (показатель)

__________________________________________________________________

за последний месяц практики ______________________________________

    4. Знание   технологического  процесса,  умение  обращаться  с

оборудованием, приборами и инструментами _________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                        (подробный отзыв)

    5. Трудовая дисциплина _______________________________________

                                     (замечания и оценка)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    6. Заключение: учащийся(аяся) ________________________________

                                        (фамилия и инициалы)

показал(а) ___________________________ профессиональную подготовку

                    (оценка)

и заслуживает присвоения ______________ тарифного разряда (класса)

по профессии(ям) _________________________________________________

__________________________________________________________________

 

М.П.   Начальник участка (цеха)            _______________________

                                           (Ф.И.О., подпись, дата)

 

       Мастер производственного

       обучения                            _______________________

                                           (Ф.И.О., подпись, дата)

 

       Мастер бригады                      _______________________

                                           (Ф.И.О., подпись, дата)

 

       Старший мастер училища              _______________________

                                           (Ф.И.О., подпись, дата)

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018