Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ПИСЬМО

от 20 апреля 2009 г. N 01-52-359/11-05

 

О НАРУШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В рамках установленных полномочий Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - вузы), федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемких производств по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 252 (далее - ссузы), осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования вузами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, контроль соблюдения вузами и ссузами условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, контроль качества образования в вузах и ссузах.

В 2008 году Рособрнадзором проведены проверки вузов, ссузов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В результате проверок выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области образования. По результатам проверок Рособрнадзором направлены предписания об устранении нарушений.

Описание типичных нарушений в деятельности вузов, ссузов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, приведено в Приложениях 1 и 2.

Нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допускаемые вузами, ссузами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приводят к нарушению установленного порядка регламентации образовательной деятельности, вплоть до ее ведения при отсутствии соответствующих лицензий, к снижению качества реализации образовательных программ, несоблюдению прав обучающихся и выпускников на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, вызывают затруднения в реализации прав выпускников при поступлении на обучение по программам более высоких уровней (ступеней) образования и при трудоустройстве в соответствии с полученным образованием.

Рособрнадзор обращает внимание руководителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, Российского союза ректоров, Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России, Союза директоров средних специальных учебных заведений России, Совета директоров учреждений начального профессионального образования России, на недопустимость указанных нарушений, необходимость обеспечения соблюдения прав обучающихся и выпускников на получение качественного образования.

 

Руководитель

Л.Н.ГЛЕБОВА

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Образовательная деятельность по отдельным направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования осуществляется без соответствующих лицензий (отсутствие лицензий в ряде случаев связано с несвоевременным представлением заявлений на повторное лицензирование).

2. Допускаются нарушения при приеме в вузы и ссузы, в частности, не осуществляется ознакомление абитуриентов с лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

3. Имеют место нарушения при оформлении личных дел студентов, в частности, в личных делах отсутствуют выписки из приказов о зачислении, отчислении, копии документов об образовании, на основании которых студенты были зачислены в образовательные учреждения, в личных делах студентов, завершивших обучение, отсутствуют решения итоговых аттестационных или государственных аттестационных комиссий.

4. Допускаются нарушения при подготовке и проведении итоговой государственной аттестации выпускников вузов и ссузов, в частности, в образовательных учреждениях отсутствуют утвержденные программы государственных экзаменов и критерии оценки выпускных квалификационных работ, решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий не оформляются протоколами.

5. Имеют место нарушения при выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации:

- выдаются документы государственного образца выпускникам, обучавшимся по неаккредитованным направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования, в том числе в филиалах (в ряде случаев в связи с отсутствием государственной аккредитации по причине несвоевременного представления образовательными учреждениями заявлений о государственной аккредитации);

- нарушается установленный порядок регистрации выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (в ряде случаев в книгах регистрации не указаны или неправильно указаны наименование направления подготовки (специальности), присвоенной степени или квалификации; отсутствует подпись руководителя подразделения (службы) образовательного учреждения, выдавшего документ; книги не прошнурованы, не скреплены печатью образовательного учреждения, страницы не пронумерованы, не указаны дата и номер протокола государственной аттестационной комиссии; в книгах имеются исправления, не заверенные в установленном порядке).

6. Допускаются нарушения в деятельности представительств вузов:

- отсутствие в учредительных документах вуза сведений о наличии представительства и места его нахождения;

- отсутствие документов, подтверждающих право вуза на владение, пользование и (или) распоряжение зданиями и помещениями, используемыми для размещения представительства;

- создание и ликвидация представительств без согласия учредителей вузов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения представительства;

- осуществление представительствами вузов образовательной деятельности;

- открытие представительств филиалами вузов.

7. Допускаются нарушения условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности:

- превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии;

- несоответствие укомплектованности штатов и образовательного ценза педагогических работников контрольным нормативам, указанным в лицензии;

- несоответствие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса контрольным нормативам, указанным в лицензии, в том числе отсутствие необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений общежитий, условий для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием, заявленных при лицензировании;

- недостаточная оснащенность образовательного процесса библиотечно-информационными ресурсами;

- несоответствие фактического местонахождения вуза (филиала вуза) местонахождению, указанному в лицензии.

8. Имеет место несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (далее - ГОС):

- структура учебных планов по специальностям, наименования учебных дисциплин и объемы времени на их изучение, указанные в учебных планах и учебных программах вузов и ссузов, наименования учебных дисциплин в расписаниях учебных занятий не соответствуют ГОС;

- при тестировании студентов выявляется, что уровень освоения ими материала образовательных программ по отдельным учебным дисциплинам не соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, установленным ГОС.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Лицензирующие органы субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу лицензий образовательным учреждениям начального профессионального образования на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании не могут быть реализованы в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу лицензий и свидетельств о государственной аккредитации ссузам, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к полномочиям Рособрнадзора.

3. Аккредитационные органы субъектов Российской Федерации при государственной аккредитации образовательного учреждения устанавливают его вид при отсутствии оснований, определенных типовым положением о соответствующем образовательном учреждении.

4. Имеет место выдача свидетельства о государственной аккредитации филиалу ссуза аккредитационным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал, с установлением государственного статуса в отношении филиала образовательного учреждения, что неправомерно, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании государственная аккредитация филиалов образовательных учреждений проводится в составе образовательных учреждений, обособленными структурными подразделениями которых они являются, при этом государственный статус устанавливается в отношении образовательного учреждения.

5. Нарушаются установленные требования к форме и заполнению свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) среднего и высшего профессионального образования и приложения к свидетельству о государственной аккредитации, в частности, ссузам выдаются свидетельства по форме, утвержденной для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования. В ряде случаев аккредитационные органы субъектов Российской Федерации выдают свидетельства о государственной аккредитации, подписанные заместителем руководителя соответствующего органа, а не руководителем; в приложении к свидетельству не указываются сроки окончания государственной аккредитации по конкретным образовательным программам.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018