Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 марта 2009 г. N 03-436

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ

КОМПЛЕКСОВ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе Рекомендации по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

Замечания и предложения просим направлять в адрес Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России (контактный телефон: 8 (495) 629-97-53, электронный адрес: Komissarova@mon.gov.ru).

 

Директор Департамента

государственной

политики в образовании

И.М.РЕМОРЕНКО

 

 

 

 

 

Утверждены

письмом Департамента

государственной политики

в образовании Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от 12 марта 2009 г. N 03-436

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СФЕРЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Данные Рекомендации предназначены педагогам, руководителям образовательных учреждений и организаций различных типов, видов и ведомственной принадлежности, органам, осуществляющим управление в сфере образования различных уровней (муниципального, регионального, федерального), и направлены на обеспечение взаимодействия исследовательских групп, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования.

Учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Приоритетного национального проекта "Образование", результаты работы сети федеральных экспериментальных и региональных экспериментальных площадок, следующим шагом поддержки инноваций может стать переход к комплексной поддержке инновационных педагогических практик.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2008 году было проведено исследование, направленное на обобщение имеющегося опыта в сфере поддержки инновационных педагогических практик, и предложена модель их оптимального комплексного развития и распространения. Подробное рассмотрение темы инновационных комплексов в сфере общего образования представлено в полном тексте научно-методических рекомендаций по результатам исследования, размещенных на сайте: www.setilab.ru.

Предлагаемая модель инновационных комплексов в сфере образования (далее - ИнКО) непосредственно ориентирована на поддержку исследовательско-педагогических групп, обеспечивающих сохранение, обновление, развитие принципиально значимых педагогических практик. Опосредованно деятельность таких комплексов может затрагивать большинство аспектов развития российского образования.

Модель инновационных комплексов в сфере образования предлагается в качестве механизма развития и распространения конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, предусматривающего взаимодействие причастных к данной практике ученых, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников.

В рамках деятельности ИнКО могут рассматриваться варианты взаимодействия образовательных учреждений как с традиционными структурами педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации (методические службы, педагогические училища, вузы, ИПК), так и с перспективными моделями научно-педагогических групп ("ВНИКи по актуальным проблемам развития образования и защиты детства", "Экспертные группы социокультурных исследований в образовании" и пр.).

 

Предпосылки развития ИнКО

 

Существующий массовый опыт организации деятельности по поддержке инновационных практик преимущественно имел характер общественно-педагогических и научно-педагогических инициатив, а в плане административная поддержка осуществлялась зачастую ситуативно. Однако имеются примеры систематической работы на региональном уровне по управленческому и нормативному обеспечению инновационных педагогических практик. Такими примерами могут служить:

- краевые инновационные комплексы в системе регионального образования Красноярского края;

- межулусные образовательные объединения сельских школ, учителей и учащихся в Республике Саха (Якутия) и механизмы обеспечения их деятельности.

Определенные управленческие, организационные, нормативные подходы, которые могут быть использованы для налаживания работы ИнКО, складываются сегодня во многих субъектах Российской Федерации, например, в механизмах взаимодействия научно-методических центров, ресурсных центров и разных моделей организации опытно-экспериментальной деятельности (г. Санкт-Петербург); в системе взаимодействия вокруг "магнитных" школ (Республика Карелия); в опыте взаимной поддержки сельских и городских школ (Ленинградская область). Опыт ряда субъектов Российской Федерации по перспективам создания ИнКО накоплен в ресурсных центрах в сфере среднего профессионального образования, в сельских социокультурных комплексах. Эти и другие нарабатываемые в регионах модели и механизмы могут быть использованы и при создании ИнКО, и для обеспечения деятельности ИнКО по сохранению и развитию опыта наиболее ценных педагогических практик (как в масштабах страны, так и в рамках конкретного региона).

Значительная часть фундаментальных инновационных идей в образовании в нашей стране разрабатывалась на протяжении 60-х, 70-х, 80-х годов. В 80-х, 90-х годах они воплощались в более широком масштабе. За четверть века был накоплен огромный опыт их освоения, стали очевидными его возможные результаты.

Отечественные разработки были дополнены и значительным кругом зарубежных инновационных педагогических практик, прошедших многолетнюю адаптацию и переосмысление на российской почве.

Практика работы многих педагогов на основе инновационных педагогических подходов показала, как различными способами могут быть решены ключевые проблемы в области качественного для всех детей дошкольного и начального школьного образования, а в решающей степени - и основные проблемы в области образования подростков.

Стала заметна и другая сторона инновационных достижений: именно там, где учителя включались в освоение инновационных педагогических практик, наиболее успешно осуществлялись и проекты общественно-государственного взаимодействия в сфере образования, организовывались различные формы сотрудничества школы и родителей, складывались эффективные формы педагогического образования.

В то же время к настоящему моменту стала очевидной необходимость системной организационной поддержки тех педагогов, исследователей, методистов, которые реализуют и развивают лучшие педагогические практики, обеспечивающие успешное образование для всех детей.

 

Задачи ИнКО

 

Приоритетная задача ИнКО - обеспечение системного, содержательного и продуктивного взаимодействия его участников с целью сохранения, обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на успешное образование для всех детей (на определенном возрастном этапе, в определенных областях образовательной деятельности).

Дополнительная задача - формирование готовности сотрудников ИнКО к активному участию в проектах различного масштаба, значимых для развития образования или человеческого потенциала в целом; включение новых участников в деятельность ИнКО и в применение инновационных педагогических практик.

Перспектива деятельности ИнКО - превращение инновационных практик в стабильный источник долгосрочного развития системы дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного образования в регионе.

ИнКО направлены на поддержку тех педагогических практик, которые отвечают следующим основным требованиям:

- ориентированы на задачи общедоступности качественного образования;

- предлагают оптимальные и эффективные решения наиболее важных задач для успешного образования всех обучающихся на разных возрастных этапах и в разных областях обучения; укрепляют уверенность детей в своих силах, их умение продуктивно действовать;

- ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образования, их эмоциональное благополучие.

 

Участники и структура ИнКО

 

Участниками ИнКО могут быть:

- педагоги-исследователи и представители других профессиональных и социальных групп, ориентированные на соучастие в исследовательской, педагогической, методической работе или на ее обеспечение;

- организации и учреждения образования, науки, культуры, производственной сферы, их структурные подразделения;

- педагогические площадки - те подразделения (классы, группы, клубы, сообщества), в которых осуществляется непосредственная педагогическая деятельность участников ИнКО.

С точки зрения организационно-правовой формы ИнКО может иметь статус:

- самостоятельной организации или учреждения той или иной формы собственности;

- объединения организаций;

- саморегулируемой организации;

- подразделения учреждения или организации;

- особого рода программы (проекта), относительно которой проработан механизм финансирования, определены сотрудники, полномочия различных учреждений и организаций;

- общественного объединения, профессионального союза и т.п.;

- родительского объединения (или ассоциации таких объединений);

- сочетать любые из перечисленных форм.

 

Направления деятельности ИнКО

 

Наиболее распространенные направления деятельности ИнКО.

1. Исследовательская деятельность.

2. Деятельность по сохранению и развитию педагогического сообщества.

3. Деятельность по обучению и повышению квалификации педагогов, их подготовке к инновационной работе.

4. Редакционно-издательская деятельность.

5. Управленческое обеспечение инновационных процессов.

6. Проектирование и осуществление общественно-педагогических акций и событий.

7. Материально-финансовое, нормативно-правовое, административное, организационное обеспечение программ, проектов.

8. Другое.

Исходя из обозначенных направлений деятельности, выполняемых в связи с задачами развития и распространения инновационной педагогической практики, может быть построено, например, следующее соотношение возможных организационных блоков ИнКО (см. схему).

 

   ┌───────────────┐                                               ┌─────────────────────┐

   Летние и зимние│                                               │Служба консалтинговых│

        школы                                                    │и тренинговых про-  

   └───────────────┘                                               │грамм для предприятий│

┌───────────────┐                                                  │и организаций        

    Служба                                                       └─────────────────────┘

│образовательных│┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ программ для  ││          Центр педагогических проектов          │┌─────────────────┐

     детей     ││┌───────────────────────────────────────────────┐││Служба образова- │

└───────────────┘││              ┌────────────┐                   │││тельных программ │

                 ││              │Учебный цент│                   │││для взрослых и   

                 ││              └────────────┘                   │││студентов       

                 ││┌────────────┐┌─────────────┐┌────────────────┐││└─────────────────┘

                 │││Педагогичес-││Исследова-   ││Группа педагоги-│││

                 ├┤│кое         ││тельская     ││ческих площадок,│├┤

                 │││сообщество  ││группа       ││организаций,    │││

                 │││            ││(лаборатория)││учреждений      │││

                 ││└────────────┘└─────────────┘└────────────────┘││

                 ││              ┌────────────┐                   ││

                 ││              │Редакционно-│                   ││

                 ││              │издательская│                   ││

                 ││              │группа                         ││

                 ││              └────────────┘                   ││

┌──────────────┐ │└───────────────────────────────────────────────┘│┌────────────────────┐

    Служба    │ │        Служба ресурсной поддержки и развития    ││Контактная служба  

│профориентации│ │         Материально-техническое обеспечение,    ││социального партнер-│

└──────────────┘ │            административное лоббирование,       ││ства в образовании 

                          бизнес-проекты, правовое обеспечение    │└────────────────────┘

                 └─────────────────────────────────────────────────┘

      ┌────────────────┐                                     ┌─────────────────────────┐

      │Газеты, журналы,│                                     │"Торговый дом" - книги, 

        издательство                                       │учебные материалы, раз- 

      └────────────────┘                                     │вивающие игры и программы│

                                                             └─────────────────────────┘

 

Схема. Основные организационные блоки инновационного

комплекса в сфере образования

 

Типы организационных блоков.

1. Организационные блоки, входящие в ядро комплекса.

2. Обеспечивающие организационные блоки.

3. Возможные дополнительные блоки инновационной направленности.

Под организационными блоками в данном случае понимаются не только "структурные единицы" ИнКО, но и функции, которые должны выполняться в ИнКО и обеспечиваться соответствующими ресурсами.

Под позициями участников ИнКО понимаются не столько должности, сколько профессиональные роли, которые будут реализованы в деятельности конкретного ИнКО. Данные позиции могут реализовываться несколькими участниками ИнКО.

Общая модель деятельности ИнКО представляет собой своеобразный "конструктор", в котором в разных обстоятельствах могут запускаться разные варианты ИнКО, объединяющие более доступные для создания, более значимые или более рентабельные виды деятельности и организационные блоки. Соответственно в каждом конкретном случае можно намечать как логику поэтапного "достраивания" ИнКО в ходе его деятельности, так и логику развития каждого из направлений деятельности. Изначально ИнКО должен осуществлять не менее двух основных направлений деятельности, обязательной из которых является исследовательская деятельность.

Выбор тех или иных функциональных блоков для формирования первоначального ядра ИнКО в решающей степени должен зависеть от того, чем именно сильны его участники и какие задачи важнее и естественнее решать исследовательской группе на данном этапе.

Целесообразно планировать перспективу поэтапного расширения ИнКО, включения недостающих на первом этапе видов деятельности.

Образовательные учреждения, участвующие в работе ИнКО, могут различаться по следующим типам ведущей образовательной деятельности:

- поисковые площадки (ведущей является поисково-разработническая деятельность);

- инновационные площадки (ведущей является инновационно-апробирующая деятельность);

- адаптационно-тиражирующие площадки (ведущей является деятельность, тиражирующая разработанные и апробированные новшества).

 

Управление ИнКО

 

1. Комплекс осуществляет деятельность в соответствии со своими программными документами.

2. Структурными единицами управления ИнКО могут выступать:

- учредители ИнКО;

- общее собрание (сборы) участников ИнКО;

- совет комплекса;

- научный руководитель комплекса;

- руководство комплекса (директор и его заместители);

- участники и руководители организационных блоков;

- участники и руководители программ и проектов, в которых участвует ИнКО;

- организационно-управленческая группа, осуществляющая оперативное управление комплексом в период между заседаниями Совета.

3. Права и полномочия, правила управления ИнКО могут быть установлены различным образом в зависимости организационно-правовой формы, ситуации возникновения, специфики конкретной педагогической практики, непосредственных договоренностей участников создания ИнКО.

Эти правила, права и полномочия должны быть отражены в Уставе ИнКО, в его учредительных документах или в других соответствующих нормативных документах.

4. Между ИнКО с одной стороны и муниципальными и региональными органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другой могут заключаться периодические соглашения, в которых определяются задачи и ответственность сторон в части поддержки деятельности комплекса.

Финансирование деятельности инновационных комплексов в сфере образования может осуществляться из региональных целевых программ.

 

Особенности исследовательской деятельности в рамках ИнКО

 

Поскольку ИнКО создается в связи с уже существующей инновационной практикой, основанной на результатах уже осуществленных исследований, главные акценты в его работе ставятся не на стремлении к новым фундаментальным открытиям, а на их осмыслении, углублении, дополнении, адаптации, технологизации и т.п.

Кроме того, в центре внимания исследовательской группы должна быть разработка инфраструктуры функционирования, обновления и распространения данной педагогической практики. Практикоориентированность исследовательских разработок предполагает более детальную проработку различных аспектов педагогической практики, разработку вариантов адаптации педагогической практики к тем разным условиям, в которых она может осуществляться, разработка средств, способов взаимодействия новой практики с той действительностью, в которой она воплощается, механизмов оценки качества и эффективности ее применения, путей усиления новой практики за счет местных социокультурных возможностей.

Исследовательская деятельность в рамках ИнКО, среди прочего, ставит перед ее участниками следующие задачи:

- наблюдение за обучающимися (воспитанниками) и педагогами, за ходом и результатами педагогической деятельности, анализ и осмысление этих наблюдений;

- придание результатам работы ясной, законченной и "инструментальной" формы в процессе устных обсуждений, в докладах, в письменных документах;

- формирование пакетов документов по распространению педагогической практики, ориентированных на:

- педагогов-практиков;

- управленцев;

- исследователей других направлений;

- иных заинтересованных лиц;

- выстраивание инновационной политики.

 

Взаимодействие ИнКО с традиционными и перспективными

структурами педагогического образования, переподготовки

и повышения квалификации

 

Опыт участия в педагогических исследованиях целесообразно рассматривать как приоритетную норму педагогического образования. Именно в совместной исследовательской работе с другими педагогами и учеными наиболее интенсивно формируются ключевые профессиональные характеристики педагога:

- умение наблюдать за детьми, понимать их трудности, интересы и намерения;

- понимание общего и индивидуального в возможностях детей разных возрастов;

- опыт совместного осмысления педагогических ситуаций и выработка продуктивных решений;

- умение прогнозировать детское развитие;

- умение самостоятельно или совместно с коллегами выбирать методический инструментарий для разных образовательных задач и образовательных ситуаций;

- умение осуществлять профессиональное взаимодействие;

- адекватная оценка собственных возможностей и имеющихся ресурсов для достижения тех или иных целей, реализации замыслов, проектов;

- сочетание одухотворенного отношения к своему делу и практичности, самоуважения и самоиронии, игрового и делового начал в работе с детьми.

Перспективной видится ситуация, когда развитие ИнКО включается в становление качественно новой системы, увязывающей воедино педагогические исследования, педагогическое образование, поддержку педагогов-практиков и развитие человеческого потенциала территорий в целом.

Становление такой системы может происходить без слома сложившихся традиций деятельности учреждений образования, но с использованием их ресурсов для принципиально новых программ, а также с дополнением их структурами инновационного характера.

 

Возможные этапы подготовки и создания ИнКО

на региональном уровне

 

1. Анализ социокультурной и образовательной ситуации: выяснение наиболее существенных региональных возможностей и потребностей в связи с инновационной педагогической деятельностью, наличие групп педагогов-исследователей и профессиональных сообществ, представляющих инновационные практики, степень доступности партнеров из других регионов и т.д.

2. Выбор тех педагогических практик в регионе, которые наиболее целесообразно поддержать через создание ИнКО. Обсуждение таких планов с потенциальными участниками и партнерами ИнКО, принятие необходимых управленческих решений.

3. Действия по созданию ИнКО, нормативному, материальному, финансовому обеспечению его деятельности. Разработка программы деятельности ИнКО и предполагаемых результатов на первом этапе.

4. Начало деятельности ИнКО. Взаимодействие с ИнКО в их текущей работе, корректировка планов и механизмов обеспечения, анализ хода и результатов работы, привлечение к деятельности ИнКО новых участников и партнеров.

5. Организация публичной отчетности о деятельности ИнКО, общественно-профессионального обсуждения его результатов.

6. Планирование последующих этапов развития каждого ИнКО. Разработка целей, планов и механизмов их взаимодействия друг с другом, с различными региональными образовательными структурами, с научно-педагогическими коллективами в других регионах страны.

Первые три этапа могут быть реализованы в форме конкурсного отбора, стимулирующего образовательные инициативы и инновации.

 

Предполагаемые социально-педагогические эффекты

деятельности ИнКО

 

Основные педагогические результаты деятельности ИнКО.

1. Улучшение отношений (удовлетворенность) педагогов, родителей и детей образовательной деятельностью учреждений и организаций, входящих в ИнКО.

2. Углубление инновационных педагогических практик, обеспечение их учебно-методическими комплексами, системой повышения квалификации, методическим сопровождением деятельности педагога.

3. Более высокий уровень результатов обучения, измеряемый, в том числе и общепринятым инструментарием (итоговое оценивание по ступеням обучения, результаты государственной итоговой аттестации), в сравнении со средним уровнем соответствующей массовой практики.

4. Сохранение здоровья детей и взрослых в процессе обучения, улучшение объективных показателей самочувствия.

Результаты влияния ИнКО на массовую педагогическую практику.

1. Появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

2. Повышение педагогической культуры учителей и воспитателей.

3. Создание в рамках ИнКО методического инструментария, доступного для использования разными педагогами.

4. Возникновение общественно-педагогических проектов и событий, активное взаимодействие со СМИ, способствующее образовательному просвещению граждан.

5. Появление общественных инициатив, связанных с совершенствованием и развитием образовательной сферы.

6. Улучшение взаимоотношений между педагогическим сообществом и органами управления, развитие общественно-государственной системы управления образованием.

Влияние ИнКО на социальное развитие территории.

1. Перенос продуктивных способов деятельности, выработанных в ИнКО, в другие сферы общественной практики.

2. Возникновение локальных (прорывных) проектов, направленных на образовательную поддержку социально-экономического развития территории.

3. Усиление заинтересованности местного сообщества в развитии образования.

4. Развитие социального партнерства, привлечение внебюджетных средств в сферу образования.

5. Расширение функций образования, информации и консалтинга социально-экономических институтов, эволюция образования из ведомственной системы в общественную сферу деятельности.

6. Развитие разнообразия и привлекательности общественной жизни в данной местности.

 

Условия создания ИнКО

 

Первоначальное ядро ИнКО создается при наличии группы педагогов-исследователей или педагогического сообщества:

- включенного в разработку или освоение значимой инновационной педагогической практики;

- имеющего опыт ее освоения и осмысления, заинтересованного в совершенствовании этого опыта;

- способного решать необходимые организационные вопросы;

- готового осуществлять регулярную деятельность как исследовательского, так и организационно-педагогического характера;

- настроенного на необходимую открытость своей деятельности для коллег.

Могут быть рассмотрены следующие критерии отбора инновационных практик при создании ИнКО.

1. Практика ориентирована на задачи общедоступности качественного образования.

2. Найдены принципиальные решения наиболее важных задач для успешного образования всех учащихся на определенном возрастном этапе, в определенных областях обучения.

3. Практика обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образования, их эмоциональное благополучие.

4. Актуальность проблематики для развития региона (территории) и решения существенной педагогической проблемы.

5. Наличие площадок для отработки вариативных моделей развития данной педагогической практики.

6. Возможность использования результатов деятельности ИнКО для решения задач социального развития территории.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024