Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ

от 17 февраля 2009 г. N 1

 

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В 2008 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2009 ГОД

 

Коллегия Федерального агентства по образованию рассмотрела на расширенном заседании с участием представителей ректорского корпуса, директоров подведомственных образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием ряда субъектов РФ, педагогической и научной общественности итоги работы Рособразования и подведомственных ему образовательных учреждений в 2008 году и задачи на 2009 год.

Основные результаты выполнения поставленных перед Рособразованием задач позволяют в целом позитивно оценить работу Рособразования и подведомственных ему образовательных учреждений в 2008 году по реализации государственной образовательной политики в установленной сфере деятельности, повышению доступности и качества услуг в области профессионального образования, поддержанию и развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений, укреплению их кадрового и научного потенциала, выполнению федеральных целевых и научных программ как важнейших инструментов поддержки инновационного потенциала отрасли, а также приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование"), в рамках которого за три года его реализации выделено из средств федерального бюджета в общей сложности более 125 млрд. рублей, из них в 2008 году - 45,36 млрд. рублей.

В 2008 году на федеральном уровне завершена реализация ряда направлений ПНП "Образование", касающихся поддержки общеобразовательных учреждений, в том числе через содействие в реализации инновационных образовательных программ, закупку автобусов, учебного и учебно-наглядного оборудования, а также обеспечение трафика для учреждений, подключенных к сети Интернет в течение 2006 года.

Одним из наиболее значимых достижений в рамках ПНП "Образование" стала успешно складывающаяся система обмена опытом реализации инновационных образовательных программ, а также появление возможности коллективного использования нового, в том числе наукоемкого оборудования на базе ресурсных центров, создаваемых при инновационных учреждениях всех уровней профессионального образования.

В целом расходы федерального бюджета по Рособразованию, включая национальный проект, федеральные целевые программы, научные исследования, обеспечение деятельности подведомственных учреждений, составили в 2008 году почти 252,8 млрд. рублей, что на 33,9 млрд. рублей больше аналогичного показателя 2007 года. Лимиты бюджетных обязательств, выделенные Рособразованию в 2008 году в соответствии со статьями бюджетной классификации, освоены практически полностью.

Существенно увеличилась доля расходов, распределяемых на основе программно-целевого принципа, которая выросла в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 23,2% и составила около 82 млрд. рублей. В частности, суммарная стоимость государственных контрактов, заключенных в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования в 2008 году, составила 6,9 млрд. рублей, или 95,6%, от бюджетных назначений по Программе. В рамках федеральных целевых программ, Государственной программы в области патриотического воспитания молодежи, общесистемных мероприятий было проведено 1076 закупок (с учетом лотов) на сумму 13,2 млрд. рублей. Общий объем государственных капитальных вложений составил 15,1 млрд. рублей.

Были приняты действенные меры, направленные как на ужесточение внутриведомственного контроля расходования средств по всем направлениям деятельности Рособразования, проведение регулярных контрольно-ревизионных проверок работы подведомственных учреждений в части освоения бюджетных и внебюджетных средств, так и на апробацию новых механизмов управления федеральными целевыми программами в части внедрения в практику заключения государственных контрактов без авансовых платежей, мониторинга качества исполнения проектов. Рособразование с участием всех заинтересованных сторон своевременно проводило анализ освоения бюджетных средств с целью выявления дополнительных финансовых потребностей либо возникающей экономии для оперативной подготовки предложений по перераспределению указанных средств в пределах действующей нормативной правовой базы.

Одним из основных направлений деятельности Рособразования является совершенствование структуры подготовки кадров в подведомственных учреждениях образования с учетом современных тенденций развития профессиональной школы. Несмотря на продолжающуюся тенденцию сокращения контингента выпускников общеобразовательных школ, контрольные цифры приема по всем уровням профессионального образования подведомственными образовательными учреждениями в 2008 году выполнены практически полностью, в том числе с учетом введенного механизма формирования государственного задания на подготовку бакалавров, специалистов и магистров в высших учебных заведениях в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров.

Так, в 2008 году принято на обучение за счет средств федерального бюджета по образовательным программам бакалавриата 54,7 тыс. человек (13,8% от общего приема на первый курс), специалитета - 340,7 тыс. человек (86,2%), магистратуры - 19,8 тыс. человек. Прием на бюджетной основе в учреждения начального и среднего профессионального образования составил соответственно 61 тыс. человек и 194 тыс. человек.

В настоящее время происходит постепенное перераспределение потребностей в подготовке кадров в сторону начального и среднего профессионального образования, а контрольных цифр приема в высшие учебные заведения - в сторону технических направлений подготовки.

В условиях введения единого государственного экзамена в качестве основного инструмента поступления в высшие учебные заведения, сопряженного с итоговой аттестацией выпускников школ, особое значение приобрели подготовка предложений по перечню дополнительных вступительных испытаний в отдельные вузы, а также развитие олимпиадного движения, важным показателем которого стало увеличение более чем в два раза по сравнению с 2004 годом количества "золотых" медалей, завоеванных российскими школьниками на международных олимпиадах.

В целях решения проблем занятости выпускников учреждений профессионального образования Рособразование на протяжении ряда лет уделяет большое внимание вопросу создания в подведомственных учебных заведениях служб содействия трудоустройству, методическому обеспечению и организации их деятельности. Эта проблема сегодня приобретает еще большую актуальность в связи с необходимостью включения учреждений всех уровней профессионального образования в работу по переподготовке и повышению квалификации незанятого и высвобождающегося населения. В частности, для решения данного вопроса в 2008 году была создана пополняемая база данных о программах дополнительного профессионального образования, реализуемых подведомственными вузами.

Важным направлением деятельности Рособразования остается оптимизация сети подведомственных образовательных и научных учреждений. Так, в 2008 году начата масштабная работа по сокращению числа неэффективно работающих филиалов подведомственных вузов, интеграции образовательных учреждений профессионального образования как по "вертикали", так и по "горизонтали", созданию многоуровневых образовательных и образовательно-научных комплексов.

Значительные усилия были затрачены Рособразованием на организацию работы по компенсации налогов на землю и имущество подведомственных образовательных учреждений, содействие разрешению спорных имущественных проблем.

В результате реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в 2008 году были введены в эксплуатацию около 400 тыс. кв. м площадей учебных, учебно-лабораторных, научных зданий и сооружений. В связи с расширением доступности профессионального образования для всех слоев населения, включая абитуриентов из сельской местности, особую значимость приобрел вопрос строительства и реконструкции студенческих общежитий подведомственных вузов, получивший дополнительный импульс в связи с разработкой и принятием федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, направленной на решение задачи существенного развития научного потенциала вузовской системы. В 2008 году были сданы в эксплуатацию 3 студенческих общежития площадью 27,6 тыс. кв. м.

В области социального обеспечения работников отрасли с декабря 2008 года была введена новая система оплаты труда, которая дает возможность дополнительного стимулирования наиболее активных и эффективно работающих коллективов образовательных учреждений. Рособразованием была проведена большая работа по подготовке предложений в части совершенствования нормативной правовой базы по данному вопросу, а также реализации организационных мероприятий по оформлению всех необходимых документов с руководителями подведомственных учреждений и научных организаций.

Международная деятельность в 2008 году строилась с учетом выполнения задач, направленных на расширение экспорта образовательных услуг российских вузов, активизацию программ международных обменов обучающимися и научно-педагогическими работниками, укрепление позиций русского языка в мире. В области международного сотрудничества следует отметить тенденцию дальнейшего расширения приема на обучение в российские вузы иностранных граждан и соотечественников в целях содействия зарубежным странам, в первую очередь, государствам - участникам СНГ, в подготовке специалистов для приоритетных отраслей хозяйства. Важной для развития экспорта российского образования явилась организация за рубежом выставок образовательных услуг вузов России, реализация мероприятий в сфере образования в рамках проведения Года России в Болгарии и Года России в Индии. Интенсивно развивались связи с Китайской Народной Республикой. Практической реализацией решений проведенного в 2007 году Всемирного форума выпускников российских (советских) вузов стал прошедший в октябре 2008 года Форум выпускников российских вузов из государств - участников СНГ.

Последовательное выполнение Рособразованием планов и программ развития как общесистемных, так и имеющих узкую ориентацию на решение конкретных проблем отрасли, направлено в целом на достижение основополагающих социально значимых целей: обеспечение доступности образования, повышение его качества, конкурентоспособности и эффективности. В 2009 году перед Рособразованием поставлены задачи логического продолжения и расширения деятельности по основным направлениям работы.

Начиная с 2009 года Рособразование будет реализовывать ряд новых значимых мероприятий, дополняющих основные направления ПНП "Образование" и комплекс государственных мер по решению демографических проблем в России, в частности по созданию сети федеральных и национальных исследовательских университетов как особых категорий инновационных вузов, развитию дистанционного образования детей-инвалидов, распространению компенсационных выплат за содержание ребенка в негосударственных учреждениях дошкольного образования. Важным аспектом работы станет передача опыта реализации отдельных мероприятий ПНП "Образование" субъектам РФ.

В 2009 году Рособразование будет уделять особое внимание установлению на конкурсной основе контрольных цифр приема в магистратуру в зависимости от активности участия подведомственных вузов в реализации научных проектов, ведения ими фундаментальных и прикладных исследований.

В связи с разработкой и внедрением новых правил приема в высшие учебные заведения в 2009 году Рособразование совместно с Рособрнадзором должно оказать содействие высшим учебным заведениям в организации приемной кампании, в том числе через активную работу с административным корпусом подведомственных вузов, а также своевременное информирование потенциальных абитуриентов по данному вопросу.

Разработка на протяжении последних лет прогноза оптимального баланса распределения выпускников общеобразовательных школ по каналам дальнейшего получения профессионального образования делает особо актуальной дальнейшую реализацию комплекса мероприятий по развитию системы начального и среднего профессионального образования, который должен быть существенно дополнен и максимально приближен к потребностям регионов, на территории которых находятся конкретные образовательные учреждения.

В условиях изменения экономических тенденций управления бюджетными организациями в сторону большей финансово-хозяйственной самостоятельности требует тщательной проработки механизм перевода подведомственных образовательных учреждений в автономные в соответствии с поступающими заявками.

Вместе с тем в условиях достаточно неблагоприятного экономического прогноза на ближайшую (среднесрочную) перспективу лимиты бюджетных средств, предусмотренных изначально по отдельным направлениям деятельности Рособразования, в частности на реализацию федеральных целевых программ, обеспечение текущего сметного финансирования подведомственных учреждений, в 2009 году могут быть частично сокращены. В этой связи Рособразованию необходимо проводить взвешенную политику в отношении удовлетворения потребностей бюджетного финансирования подведомственных учреждений, не затрагивая социально значимые и жизненно необходимые статьи их расходов, а также ответственно подойти к вопросу формирования государственных заказов на проведение работ и оказание услуг по всем федеральным целевым, научным и аналитическим ведомственным программам, исключив по возможности дублирование идентичных проектов.

С учетом состоявшегося обсуждения и оценки выполнения в 2008 году поставленных перед Федеральным агентством по образованию задач, а также руководствуясь перспективными направлениями деятельности на 2009 год, коллегия решила:

1. Согласиться в основном с оценкой результатов работы Федерального агентства по образованию и подведомственных ему учреждений в 2008 году, определением перспективных задач на 2009 год, содержащихся в докладе руководителя Рособразования Н.И. Булаева "Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2008 году и задачах на 2009 год", выступлениях членов коллегии и приглашенных участников заседания коллегии, и принять к сведению информационный доклад о деятельности Рособразования в 2008 году.

2. Одобрить План и основные показатели деятельности Рособразования на 2009 год, представить их на утверждение министра образования и науки Российской Федерации, обеспечить контроль за их неукоснительным выполнением.

3. Утвердить прилагаемые рекомендации (не приводятся) структурным подразделениям Рособразования по вопросам, требующим особого внимания при организации работы по реализации перспективных задач Рособразования в 2009 году.

4. Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (П.Ф. Анисимову), Управлению научных исследований и инновационных программ (В.И. Кошкину), Управлению международного образования и сотрудничества (Н.М. Дмитриеву), Административно-правовому управлению (В.П. Цареву) обеспечить эффективное внедрение в деятельность Рособразования разработанных в рамках проведения административной реформы административных регламентов исполнения государственных функций (оказания государственных услуг).

5. Структурным подразделениям Рособразования в рамках реализации направлений ПНП "Образование", мероприятий и проектов федеральных целевых программ в сфере образования, общесистемных мероприятий в сложившихся экономических условиях обеспечить:

- качественную подготовку конкурсных процедур в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями);

- эффективность расходования средств федерального бюджета.

6. Руководителям подведомственных образовательных учреждений профессионального образования:

- обеспечить неукоснительное исполнение приказов и поручений Рособразования, других нормативных и инструктивных требований;

- неукоснительно придерживаться установленных на 2009 год контрольных цифр приема студентов и учащихся на 1-й курс, а также приема в аспирантуру и докторантуру в части соблюдения объемов и структуры подготовки научных кадров по отраслям науки;

- уделять особое внимание эффективности работы аспирантур и докторантур, а также привлечению на работу молодых ученых и специалистов;

- установить во исполнение поручения Президента РФ Д.А. Медведева неизменный на весь период обучения и неиндексируемый размер оплаты за обучение студентам, обучающимся с полным возмещением затрат, в соответствии с реальной стоимостью обучения бюджетных студентов;

- предусмотреть возможность перевода наиболее успевающих студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, на бюджетную основу;

- активно развивать различные формы работы, направленной на содействие трудоустройству выпускников;

- активизировать участие:

- в реализации программ переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого населения, в том числе программ опережающего профессионального обучения в отношении работников, находящихся под риском увольнения, своевременно представляя информацию о внедрении указанных программ в Рособразование для пополнения информационной базы;

- в организации приема на обучение иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе из государств - участников СНГ;

- в эксперименте по развитию системы образовательного кредитования;

- в реализации проектов федеральных целевых, научных, аналитических ведомственных программ;

- в свете участившихся случаев конфликтов между студентами на межэтнической почве обеспечить проведение разъяснительно-воспитательной работы с данными категориями обучающихся по вопросам толерантности, предупреждения асоциальных явлений, случаев экстремистской деятельности;

- обеспечить эффективное расходование и целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых, в том числе на:

- реализацию мероприятий ПНП "Образование", проектов федеральных целевых программ;

- реализацию проектов инвестиционного характера;

- организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

- выполнение противопожарных мероприятий, а также рекомендаций Рособразования о финансировании в 2009 году мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности;

- рассмотреть возможность увеличения объема внебюджетных средств, направляемых на строительство объектов, прежде всего пусковых, в 2009 году, уделив особое внимание общежитиям и другим объектам социальной направленности;

- дополнительно проанализировать стоимостные показатели строительства объектов на предмет их удешевления, в том числе путем замены дорогостоящих импортных материалов и оборудования на более экономичные, отечественного производства;

- совместно с Рособразованием и Росимуществом осуществить меры по приведению инвестиционной деятельности в соответствие с законодательством;

- взять под особый контроль вопросы формирования и исполнения бюджетных смет и смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целесообразность и эффективность расходования внебюджетных средств и материальных ресурсов;

- обеспечить полное и своевременное информирование граждан о деятельности возглавляемых образовательных учреждений, в том числе через размещение на официальных сайтах и в СМИ актуальной информации по вопросам приема на обучение, реализации программ переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого и незанятого населения;

- взять под особый контроль жалобы граждан на нарушения в деятельности возглавляемых образовательных учреждений, в том числе в части коррупционных деяний со стороны административного и профессорско-преподавательского состава.

7. Просить руководителей органов управления образованием субъектов РФ:

- принимать участие в разработке текущего и перспективного прогноза кадровых потребностей в конкретных регионах, в том числе с целью влияния на определение контрольных цифр приема для учреждений профессионального образования федерального подчинения;

- проводить разъяснительную работу с обучающимися общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении субъектов РФ, а также с родителями потенциальных абитуриентов по вопросам приема на обучение в вузы в 2009 году;

- победителям конкурсного отбора в рамках ПНП "Образование" по реализации комплексных проектов модернизации образования обеспечить выполнение принятых обязательств в полном объеме;

- включить в программу развития региональной системы образования на 2009 год оказание поддержки общеобразовательным учреждениям, активно реализующим инновационные образовательные программы, а также меры по переходу на унифицированные модели реализации комплексных проектов модернизации образования с учетом опыта субъектов-победителей;

- принять меры для широкого внедрения лучших результатов деятельности инновационных общеобразовательных учреждений, полученных в ходе реализации ПНП "Образование" в 2006 - 2008 годах;

- ориентировать общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей субъектов РФ на расширение форм работы с одаренными детьми через организацию их участия во всероссийских олимпиадных и конкурсных мероприятиях;

- активнее привлекать центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, к участию в мероприятиях региональных программ по профилактике и реабилитации наркозависимых подростков.

8. Административно-правовому управлению (В.П. Цареву) обеспечить информирование общественности о материалах настоящего заседания коллегии путем размещения их на сайте Рособразования, через печатные и электронные средства массовой информации.

9. Заместителям руководителя Е.Я. Бутко, В.В. Лазутину, А.В. Рождественскому подготовить в двухнедельный срок приказ по реализации решения коллегии.

 

Руководитель

Н.БУЛАЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024