Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПИСЬМО

от 13 февраля 2009 г. N 252/12-16

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРЕГУЛИРОВАНИЕ

СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА, СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ

ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

В целях оказания влияния на урегулирование напряженности на рынке труда в условиях развития финансово-экономических трудностей страны создана Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики.

Основные направления ее деятельности ориентированы: на формирование условий по организации опережающего профессионального обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время; возможности трудоустройства или продолжения обучения выпускников образовательных учреждений различного уровня по окончании учебы.

Для реализации первого направления на федеральном уровне формируется база данных в разрезе субъектов Российской Федерации, содержащая информацию о перечне программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями различных уровней профессионального образования, включая образовательные учреждения, подведомственные Рособразованию, а также образовательными подразделениями предприятий, для организации опережающего обучения.

При этом Министерством образования и науки Российской Федерации предлагается следующий алгоритм работы по организации опережающего профессионального обучения на федеральном уровне.

1. Сбор программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которые предполагается использовать образовательными учреждениями для опережающего обучения (далее - программы опережающего обучения).

2. Отбор представленных программ опережающего обучения в соответствии с приоритетными потребностями развития секторов экономики в посткризисный период на основе информации Минэкономразвития России и анализа развития кадровой потребности в соответствии с методикой, применяемой при формировании прогнозной потребности экономики в кадрах различной квалификации.

3. Формирование доступного для пользователей общероссийского банка лучших программ опережающего обучения с целью использования их учреждениями профессионального образования (обеспечение мобильности программ).

На данный момент отобрано и размещено на сайте Федерального института развития образования Минобрнауки России более 700 наименований программ профессиональной подготовки, которые могут быть использованы для опережающего обучения работников, оказавшихся под угрозой увольнения.

4. Разработка Минобрнауки России методических рекомендаций для осуществления на региональном уровне анализа качества представленных программ опережающего обучения по следующим критериям.

Первый критерий. Направленность программы опережающего обучения на повышение квалификации работников с целью приобретения новых компетенций, способствующих повышению эффективности деятельности и производительности труда на рабочем месте, т.е. программы повышения квалификации, направленные на освоение современных производственных технологий, например на освоение автоматизированных программных продуктов, на освоение новых форм и методов организации труда.

Примеры программ, направленных на освоение автоматизированных программных продуктов: для бухгалтеров - программа 1С бухгалтерия, для инженеров-конструкторов в машиностроении - программа Solid works, Catia, Avtocad, Компас и др., для станочников - программа для освоения станков с числовым программным управлением, для инженеров-конструкторов в строительстве - программа по современным подходам в конструировании зданий и сооружений и т.п.

Примеры программ, направленных на освоение новых форм и методов организации труда: для преподавателей системы образования - программы по формированию и реализации модульных программ обучения (междисциплинарных курсов), для работников системы здравоохранения - программы повышения мастерства при работе с пациентами, для работников общественного питания - программы по освоению современного оборудования и технологий приготовления продукции питания с учетом требований к безопасности готовой продукции, для работников секторов экономики - участников нацпроекта - по эксплуатации закупленного современного оборудования (здравоохранение, АПК, образование и др.) и т.п.

Второй критерий. Направленность программы опережающего обучения на освоение новых компетенций в области компьютерной грамотности, иностранных языков, правовой культуры в профессиональной сфере, предпринимательства для организации малого бизнеса (в первую очередь для молодежи), а также программы для получения водительских прав в целях повышения мобильности граждан при трудоустройстве в месте, удаленном от проживания, и др.

Третий критерий. Направленность программы опережающего обучения на повышение квалификации работников с целью приобретения новых компетенций, способствующих овладению дополнительными (новыми) видами профессиональной деятельности: для инженерных работников - программы экологической безопасности, для работников социальной сферы и сферы услуг - программы по эффективному взаимодействию с клиентом, пациентом, потребителем и т.п.

Данная работа будет проводиться с участием объединений работодателей, представителей советов ректоров вузов, директоров ссузов и учреждений начального профессионального образования.

5. В случае отсутствия необходимых программ опережающего обучения организация их разработки проводится совместно с работодателями. К этой работе предлагается привлечь образовательные учреждения профессионального образования - победителей приоритетного национального проекта "Образование" (около 300 учебных заведений), которые расположены во всех федеральных округах и являются оснащенными в соответствии с современными требованиями ресурсными центрами.

Работа по реализации программ опережающего обучения организуется на уровне субъектов Российской Федерации совместными усилиями органов по труду и занятости населения, организаций, предприятий, органов управления образованием, общественных организаций работодателей, профсоюзов и образовательных учреждений.

Минобрнауки России проводит мониторинг организации субъектами Российской Федерации опережающего обучения, Рособразование - подведомственными образовательными учреждениями.

Перечисленные меры обеспечат запуск процесса опережающего профессионального обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время.

Для реализации второго направления деятельности по повышению устойчивости развития российской экономики, ориентированного на возможности трудоустройства или продолжения обучения выпускников образовательных учреждений различного уровня, планируется увеличить приемы в магистратуру, аспирантуру, ординатуру.

При этом сфера образования рассматривается, с одной стороны, как инструмент "занятости", с другой, - как создание условий для инвестирования в квалификацию работников для динамичного посткризисного "старта" экономики страны. Соответствующее решение принято коллегией Минобрнауки России.

В этой связи предполагается развивать практику опережающего обучения выпускников, имеющих риск не быть трудоустроенными, по выявленным новым сегментам рынка труда, обладающим потенциалом роста, которые в посткризисный период потребуют значительного количества трудовых ресурсов.

Кроме того, в настоящее время Рособразованием на базе подведомственных вузов изучаются возможные масштабы перевода студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат на бюджетные места; стоимостные параметры продолжения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов обучающимся учреждений профессионального образования; ведется работа по формированию бизнес-инкубаторов и других инновационных структур в системе образования, которые станут местами трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования и т.д.

Учитывая изложенное, в целях гибкого и адекватного реагирования на изменения на рынке труда Рособразование временно вводит следующие формы оперативной отчетности, размещенные на сайте: cszum.bmstu.ru:

Информация о переподготовке и повышении квалификации граждан за 2008 год (Приложение 1);

Информация об организации работы по опережающему обучению граждан на основе заключенных договоров на переподготовку и повышение квалификации граждан в 2009 году (Приложение 2);

Прогноз распределения выпускников подведомственных Рособразованию учреждений профессионального образования по каналам занятости на 2009 год (Приложение 3);

Информация о вакантных бюджетных местах в подведомственных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (Приложение 4).

Отчеты (информация) по указанным формам от подведомственных Рособразованию образовательных учреждений подлежат периодичной актуализации, а именно: информация по всем формам предоставляется ежемесячно на первое число каждого месяца не позднее 3 числа текущего месяца (например, информация по состоянию на 1 марта представляется не позднее 3 марта т.г.).

Обращаем внимание, что в связи с проведением совещания Правительства Российской Федерации 6 марта 2009 года информацию по формам Приложений 1 и 2 необходимо представить не позднее 18 февраля 2009 года.

Заполненные указанные в Приложениях 1 - 3 формы в виде вложенного файла направляются в адрес Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана по электронной почте: cszum@bmstu.ru. Контактные телефоны: 8-499-263-60-46, 8-499-263-60-96.

Информация по форме, указанной в Приложении 4, заполняется на сайте: rating.edu.ru/nsot. Контактный телефон (495)237-45-84, E-mail: rating@ministry.ru.

Ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации возлагается лично на руководителей образовательных учреждений.

 

Руководитель

Н.И.БУЛАЕВ

 

 

 

 

 

Приложение 1


 

Информация о переподготовке и повышении

квалификации граждан за 2008 год

 

 

  Программы в объеме 
     до 72 часов     

  Программы в объеме 
  от 72 до 100 часов 

  Программы в объеме 
   свыше 100 часов   

  Программы в объеме 
   свыше 500 часов    

Кол-
во 
до-
го-
во-
ров

Кол-
во  
обуч-
ся  

Средняя   
стоимость 
обучения по
программе в
расчете на
одного обу-
чающегося 
(руб.)    

Кол-
во 
до-
го-
во-
ров

Кол-
во  
обуч-
ся  

Средняя   
стоимость 
обучения по
программе в
расчете на
одного обу-
чающегося 
(руб.)    

Кол-
во 
до-
го-
во-
ров

Кол-
во  
обуч-
ся  

Средняя   
стоимость 
обучения по
программе в
расчете на
одного обу-
чающегося 
(руб.)    

Кол-
во 
до-
го-
во-
ров

Кол-
во  
обуч-
ся  

Средняя   
стоимость 
обучения по
программе в
расчете на
одного обу-
чающегося 
(руб.)    

Всего      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в т.ч. по  
укрупненным
группам спе-
циальностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

010000 Физи-
ко-математи-
ческие науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

020000 Есте-
ственные   
науки      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из них по  
источникам 
финансирова-
ния:       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
органов по 
труду и    
занятости  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственные
средства   
граждан    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
федерального
бюджета    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
бюджета    
субъекта РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства му-
ниципального
бюджета    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Информация об организации работы

по опережающему обучению граждан на основе заключенных

договоров на переподготовку и повышение квалификации граждан

 

 

Программы в объеме
    до 72 часов  

Программы в объеме
от 72 до 100 часов

Программы в объеме
  свыше 100 часов

Программы в объеме
  свыше 500 часов

Количе-
ство до-
говоров

Количе- 
ство обу-
чающихся

Количе-
ство до-
говоров

Количе- 
ство обу-
чающихся

Количе-
ство до-
говоров

Количе- 
ство обу-
чающихся

Количе-
ство до-
говоров

Количе- 
ство обу-
чающихся

Всего      

 

 

 

 

 

 

 

 

в т.ч. по  
укрупненным
группам спе-
циальностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

010000 Физи-
ко-математи-
ческие науки

 

 

 

 

 

 

 

 

020000 Есте-
ственные   
науки      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из них по  
источникам 
финансирова-
ния:       

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
органов по 
труду и    
занятости  

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственные
средства   
граждан    

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
федерального
бюджета    

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства   
бюджета    
субъекта РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства му-
ниципального
бюджета    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

       Щелкните по желтому полю и выберите название вашего учебного     

                     заведения из выпадающего списка                    

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

      Если название вашего учебного заведения отсутствует в списке,     

                     то укажите название в синем поле                   

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

              Прогноз распределения выпускников на 2009 год             

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

         Введите значения в зеленые поля, значение красных полей        

                       подсчитывается автоматически                     

├─────────────────────────────────────────────────────────────┬───┬───┬───┤

    Количество выпускников по образовательным программам     │ВПО│СПО│НПО│

├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┼───┤

│Общее количество выпускников в 2009 году                     │0  │0  │0 

├─────────────────────────────────────────────────────────────┴───┴───┴───┤

│из них:                                                                 

├─┬───────────────────────────────────────────────────────────┬───┬───┬───┤

│ │Будут трудоустроены                                                

│ ├───────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┼───┤

│ │Будут призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации │        

│ ├───────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┼───┤

│ │Продолжат обучение, в т.ч.:                                │0       

│ ├─┬─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┴───┤

│ │ │в магистратуре                                                    

│ │ ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┤      

│ │ │в аспирантуре                                                     

│ ├─┴─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┬───┤

│ │Имеют риск не быть трудоустроенными                        │0  │0    

│ └─┬─────────────────────────────────────────────────────────┴───┴───┴───┤

   │в т.ч. в разрезе 28 укрупненных групп специальностей                

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┬───┬───────┤

   │010000 Физико-математические науки                                

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┐  

   │020000 Естественные науки                                        

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │030000 Гуманитарные науки                                        

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │040000 Социальные науки                                          

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │050000 Образование и педагогика                                  

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │060000 Здравоохранение                                           

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │070000 Культура и искусство                                      

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │080000 Экономика и управление                                    

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │090000 Информационная безопасность                               

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │100000 Сфера обслуживания                                        

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │110000 Сельское и рыбное хозяйство                               

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │120000 Геодезия и землеустройство                                

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │130000 Геология, разведка и разработка полезных                  

   │ископаемых                                                       

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │140000 Энергетика, энергетическое машиностроение                 

   │и электротехника                                                 

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │150000 Металлургия, машиностроение и                             

   материалообработка                                               

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │160000 Авиационная и ракетно-космическая техника                 

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │170000 Оружие и системы вооружения                               

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │180000 Морская техника                                           

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │190000 Транспортные средства                                     

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │200000 Приборостроение и оптотехника                             

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │210000 Электронная техника, радиотехника и связь                 

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │220000 Автоматика и управление                                   

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │230000 Информатика и вычислительная техника                      

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │240000 Химическая и биотехнологии                                

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов             

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │260000 Технология продовольственных продуктов и                  

   │потребительских товаров                                          

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │270000 Архитектура и строительство                               

   ├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┤  

   │280000 Безопасность жизнедеятельности,                           

   природообустройство и защита окружающей среды                    

└───┴─────────────────────────────────────────────────────────┴───┴───┴───┘

 

В случае если образовательное учреждение не ведет подготовку специалистов по каким-либо образовательным программам, соответствующие поля необходимо оставить пустыми.

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Информация о вакантных бюджетных местах

за 2008 - 2009 учебный год


 

(человек)

  Наименование 
образовательного
   учреждения  

Количество
вакантных
бюджетных
  мест,  
  всего  

         В том числе        

Планируемое
 количество
 переводов
 с платной
  формы на
 бюджетные
   места  

    Количество  
   отчисленных  
 с платной формы
     обучения   

  1
курс

 2 
курс

  3
курс

  4
курс

  5
курс

  6
курс

все-
го 

в т.ч. из-за
 отсутствия
 финансовых
возможностей
 обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024