Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 сентября 1992 г. N 30-95-6

 

О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО

ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Законом Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям "группы риска".

К "группе риска" специалисты относят детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее чем у других сверстников качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению количества таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок.

Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематические трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации и является одной из причин правонарушений несовершеннолетних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой категории со стороны педагогических работников, правоохранительных органов ведется по существу в одной логике - логике преодоления вторичных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилактической работы, так непропорционально мала ее эффективность.

Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей "группы риска", осознание необходимости усиления роли педагогики и педагогов в охране их физического и нравственного здоровья, обеспечении полноценного образования и развития личности диктуют необходимость изменения сложившейся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относительно самостоятельная область научного знания и практической педагогической деятельности - коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности детей "группы риска" и разработка форм активной педагогической помощи им в системе дошкольного и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают классы компенсирующего обучения (коррекционные классы, классы адаптации, классы педагогической поддержки).

Организация работы классов компенсирующего обучения рассматривается как одна из форм педагогической помощи детям "группы риска". Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую эффективность учебного процесса.

В порядке эксперимента классы компенсирующего обучения были организованы в Астраханской, Волгоградской, Смоленской и других областях, в Республике Коми, Ханты-Мансийском национальном округе, Москве.

Методическое обеспечение экспериментальной работы по организации и функционированию классов компенсирующего обучения осуществляет лаборатория коррекционной педагогики НИИ теории и истории педагогики Российской академии образования. Практика подтверждает эффективность работы классов компенсирующего обучения.

В последнее время, используя Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР (п. 15), педагогические коллективы увеличили количество классов компенсирующего обучения. Вместе с тем открываемые в массовом порядке эти классы не всегда имеют соответствующую организационную и методическую поддержку. Не всегда на местах четко дифференцируют контингент классов компенсирующего обучения и классов выравнивания. В отдельных случаях педагогические работники (учителя, воспитатели, методисты, руководители учреждений, психологи, логопеды) не готовы к внедрению программ и методик коррекционной работы с детьми "группы риска" в практику. Имеются случаи, когда контингент учащихся классов компенсирующего обучения формируется без участия психологов, медиков. Все это может способствовать профанации идеи создания классов компенсирующего обучения, стать серьезным тормозом на пути развития перспективного направления.

Экспертная комиссия, организованная при Министерстве образования Российской Федерации с целью оценки работы классов компенсирующего обучения, в целом одобряет практику работы указанных классов (при наличии соответствующего кадрового и учебно-методического обеспечения) и рекомендует их организацию как одну из возможных форм дифференцированного обучения детей "группы риска".

В то же время обращается внимание органов образования, педагогических коллективов на недопустимость формального, необоснованного, форсированного подхода к вопросам организации и функционирования классов компенсирующего обучения.

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления практического опыта и получения новых данных специальных педагогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обучения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это Положение может уточняться и дополняться.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать, в основном, на этапе получения начального общего образования. При получении основного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться или создаваться вновь в порядке эксперимента. Обучающиеся, освоившие программу основного общего образования, получают соответствующий документ. Материалы экзаменационных работ для классов компенсирующего обучения составляются образовательным учреждением и утверждаются органом управления образованием. Для получения среднего (полного) общего образования учащиеся классов компенсирующего обучения принимаются на общих основаниях.

В перспективе классы компенсирующего обучения могут стать составной частью коррекционной службы, в структуре которой будут функционировать психолого-диагностические центры, социально-педагогические комплексы, психолого-медико-педагогические консультации и т.п.

Учитывая специфику коррекционных классов, напряженность работы в них, особую сложность диагностики, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1992 г. N 1037-р Министерство образования рекомендует устанавливать надбавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педагогическим работникам и должностным окладам руководителям школ, непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанного контингента.

Рекомендуем использовать (применять) утвержденное Приказом Министерства образования Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. N 333 Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, примерные учебные планы (Приложение 1) и имеющуюся учебно-методическую литературу (Приложение 2) при создании компенсирующих классов.

 

Заместитель министра

С.А.БАДМАЕВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

к письму Минобразования России

от 9 сентября 1992 г. N 30-95-6

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ I - III)

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────┬───┬───┬───┐

                      Учебные предметы                       │ I │II │III│

├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┼───┤

│Русский язык                                                 │12 │11 │10 │

│Математика и конструирование                                 │6  │7  │7 

│Природоведение                                               │-  │1  │2 

│Музыка                                                       │1  │1  │1 

│Ритмика                                                      │1  │1  │1 

Изо и художественный труд                                    │2  │2  │2 

                                                                     

                                                   ──────────┼───┼───┼───┤

                                                   Итого:    │22 │23 │23 │

│Индивидуальные и групповые занятия по компенсации недостатков│        

│развития:                                                            

│ логопедические занятия (индивидуальные)                     │2  │2  │2 

компенсирующе-развивающие индивидуальные и групповые занятия│4  │3  │3 

│(лечебно-оздоровительная физкультура, плавание, занятия в            

кружках и т.д.)                                                      

                                                   ──────────┼───┼───┼───┤

                                                   Итого:    │6  │5  │5 

└─────────────────────────────────────────────────────────────┴───┴───┴───┘

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ I - IV)

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────┬───┬───┬───┬───┐

                    Учебные предметы                     │ I │II │III│IV │

├─────────────────────────────────────────────────────────┼───┼───┼───┼───┤

│Математика                                               │4  │4  │5  │5 

│Русский язык и литература                                │5  │7  │8  │8 

│Речь и культура общения                                  │1  │1  │1  │1 

│Иностранный язык                                         │2  │2  │2  │2 

Изо и народные промыслы                                  │3  │3  │3  │3 

│Музыка                                                   │1  │1  │1  │1 

│Ознакомление с окружающим миром                          │2  │2  │2  │2 

│Физическая культура и ритмика                            │2  │2  │2  │2 

                                                                    

                                               ──────────┼───┼───┼───┼───┤

                                               Итого:    │20 │22 │24 │24 │

│Индивидуальные и групповые занятия по компенсации                   

│недостатков развития (в режиме работы группы продленного │           

│дня):                                                               

│ логопедические занятия (групповые)                      │2  │2  │2  │2 

компенсирующе-развивающие занятия (лечебная             │3  │3  │3  │3 

│физкультура, занятия в кружках, плавание и т.д.)                    

                                                                    

                                               ──────────┼───┼───┼───┼───┤

                                               Итого:    │5  │5  │5  │5 

└─────────────────────────────────────────────────────────┴───┴───┴───┴───┘

 

 

 

 

 

Приложение 2

к письму Минобразования России

от 9 сентября 1992 г. N 30-95-6

 

ИМЕЮЩАЯСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПО КОРРЕКЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

1. Положение об организации в средней общеобразовательной школе коррекционных классов (методические рекомендации). АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1988 год.

2. Методика отбора детей в коррекционные классы (методическое пособие). Автор Кумарина Г.Ф. АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1990 год.

3. Обучение в коррекционных классах (пособие для учителей). Под редакцией Г.Ф. Кумариной. АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1990 год.

4. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов). АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989 год.

5. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов). АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989 год.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

7. Дети с задержкой психического развитияод ред. Т.А. Власовой, В.И. Луговского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984.

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973.

9. Отстающие в учении школьники (проблема психического развития)/Под ред. З.И. Калмыковой, И.К. Кулагиной. - М.: Педагогика, 1986.

10. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возрастаод ред. В.И. Луговского, Н.А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018