Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

ПРИКАЗ

от 8 апреля 2008 г. N 109

 

ОБ ИЗДАНИИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

АГЕНТСТВУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

В целях обеспечения образовательных учреждений Федерального агентства железнодорожного транспорта учебной литературой по специальностям высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и профессионального образования работников железнодорожного транспорта, приказываю:

1. Утвердить Порядок планирования и подготовки к изданию учебной литературы для образовательных учреждений Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Приложением 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Приложением 2 к настоящему Приказу.

3. Утвердить Положение о Координационном совете по изданию учебной литературы для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта в соответствии с Приложением 3 к настоящему Приказу.

4. Утвердить Положение об экспертном совете при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта в соответствии с Приложением 4 к настоящему Приказу.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Начальника Управления учебных заведений и правового обеспечения А.Т. Осьминина.

 

Вр.и.о. Руководителя

А.В.ЛУШНИКОВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Приказу

Федерального агентства

железнодорожного транспорта

от 8 апреля 2008 г. N 109

 

ПОРЯДОК

ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ИЗДАНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

I. Планирование издания учебной литературы

 

Подготовка и издание учебной литературы для образовательных учреждений Росжелдора осуществляется по перспективным (на 3 года) и текущим (годовым) планам, которые составляются отдельно по специальностям высшего профессионального образования и среднего профессионального образования железнодорожного транспорта.

 

1. Порядок формирования перспективных планов издания учебной литературы

Составление перспективных планов издания учебной литературы осуществляется на основе анализа обеспеченности учебной литературой студентов образовательных учреждений Росжелдора. Анализ проводится Государственным образовательным учреждением "Учебно-методическим центром по образованию на железнодорожном транспорте" (далее - ГОУ "УМЦ ЖДТ").

С учетом проведенного анализа формируются предложения к перспективным планам издания учебной литературы.

1.1. По специальностям высшего профессионального образования железнодорожного транспорта (ВПО):

При формировании перспективных планов издания учебной литературы по специальностям ВПО железнодорожного транспорта (далее - перспективный план издания) учебно-методические комиссии по железнодорожным специальностям до 15 января года, предшествующего началу действия плана (далее - предшествующего года), подают заявки на издание учебников и учебных пособий в Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области железнодорожного транспорта (далее - УМО-ж.д.).

В заявках должны быть указаны: наименование специальности, название учебника или учебного пособия, Ф.И.О. авторов с указанием вузов или учреждений, в которых они работают, предполагаемый тираж (с учетом обучения студентов по всем формам подготовки по данной специальности (дисциплине) во всех вузах железнодорожного транспорта), объем, предполагаемый год издания, а также действующий учебник (автор, название, год издания).

Особое внимание при подготовке предложений уделяется подбору высококвалифицированных авторов и авторских коллективов из числа преподавателей образовательных учреждений Федерального агентства железнодорожного транспорта, ведущих специалистов в области железнодорожного транспорта.

Объем учебников и учебных пособий определяется в зависимости от числа лекционных часов, отводимых на изучение дисциплины по примерному учебному плану, с учетом специфики курса, его места и значения при подготовке специалистов.

В отдельных случаях в предложения к перспективному плану издания могут быть включены темы учебников и учебных пособий, по которым не подобраны авторы (авторские коллективы). В таких случаях Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) объявляет открытый конкурс на подготовку рукописей. Условия конкурса определяются отдельным Положением.

- УМО-ж.д. до 1 апреля предшествующего года проводит анализ предложений учебно-методических советов (комиссий), на их основе формирует предложения в перспективный план издания учебной литературы по специальностям ВПО железнодорожного транспорта и до 1 июня предшествующего года согласовывает его с вузами и представляет в ГОУ "УМЦ ЖДТ".

- ГОУ "УМЦ ЖДТ" на основе проведенного анализа обеспеченности учебных дисциплин учебниками и учебными пособиями, предложений УМО-ж.д., заказов работодателей формирует проект перспективного плана издания учебной литературы по специальностям ВПО железнодорожного транспорта и организует его обсуждение на заседании Координационного совета по изданию учебной литературы для подготовки специалистов с высшем профессиональным образованием не позднее сентября предшествующего года.

1.2. По специальностям среднего профессионального образования железнодорожного транспорта (СПО):

- проект перспективного плана издания для техникумов и колледжей формирует ГОУ "УМЦ ЖДТ" совместно с Координационно-методическим советом по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием и профессиональной подготовке работников железнодорожного транспорта при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и до 1 июня предшествующего года согласовывает его с техникумами.

1.3. ГОУ "УМЦ ЖДТ" до 1 октября предшествующего года формирует окончательный вариант сводного перспективного плана издания учебной литературы по специальностям высшего и среднего профессионального образования железнодорожного транспорта с учетом замечаний и предложений координационных советов, финансовых и технологических возможностей.

1.4. До 1 ноября предшествующего года ГОУ "УМЦ ЖДТ" представляет окончательный вариант перспективного плана издания учебной литературы по специальностям высшего и среднего профессионального образования железнодорожного транспорта на согласование и утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с последующей рассылкой в УМО-ж.д., председателям учебно-методических советов, руководителям образовательных учреждений Росжелдора, для руководства в работе.

1.5. Ответственность за своевременное формирование перспективных планов несет ГОУ "УМЦ ЖДТ".

 

2. Порядок формирования годовых планов

2.3. Годовые планы формируются на основе перспективных планов издания. В годовых планах отражаются основные этапы подготовки книги (сдача рукописи авторами, издательская подготовка, полиграфическая подготовка и выход из печати).

ГОУ "УМЦ ЖДТ" имеет право включить в годовые планы рукописи, требующие оперативного издания, без учета перечисленных выше требований.

2.4. Проекты годовых планов формируют:

по специальностям высшего профессионального образования железнодорожного транспорта: ГОУ "УМЦ ЖДТ", Координационный совет по изданию учебной литературы для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, УМО-ж.д.;

по специальностям среднего профессионального образования железнодорожного транспорта: ГОУ "УМЦ ЖДТ", учебно-методические советы по специальностям среднего профессионального образования, Координационно-методический совет по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием и профессиональной подготовке работников железнодорожного транспорта.

2.5. Не позднее сентября предшествующего года проекты годовых планов рассматриваются на Координационном совете по изданию учебной литературы для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и Координационно-методическом совете по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием и профессиональной подготовке рабочих.

2.6. До 10 ноября предшествующего года окончательный проект годового плана представляется на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с последующей рассылкой в УМО-ж.д., председателям учебно-методических советов, руководителям образовательных учреждений Росжелдора для руководства в работе и создания необходимых условий авторам для написания рукописей учебников в установленные сроки.

2.7. Ответственность за своевременное формирование годовых планов несет ГОУ "УМЦ ЖДТ".

 

II. Порядок выполнения годовых планов

 

1. В течение трех месяцев после утверждения плана авторы заключают договоры на издание учебников с ГОУ "УМЦ ЖДТ" с представлением следующих документов:

- примерная программа дисциплины;

- рекомендательное письмо УМО-ж.д. (для издания учебников для вузов);

- аннотация и план-проспект, рассмотренные и рекомендованные учебно-методическими советами (комиссиями).

2. Ответственность за представление рукописей в соответствии с договорными сроками несут авторы.

3. В случае необходимости изменения сроков сдачи рукописей авторы за 4 месяца до установленного договором срока сдачи рукописи направляют в ГОУ "УМЦ ЖДТ" заявление с изложением причин переноса срока и предложением нового срока сдачи рукописи.

ГОУ "УМЦ ЖДТ" письменно извещает авторов о решении вопроса о переносе срока.

4. Авторы, нарушающие сроки сдачи рукописей без уважительных причин и тем самым срывающие план издательской работы, несут ответственность в соответствии с условиями Авторского договора, заключаемого с ГОУ "УМЦ ЖДТ".

5. Ответственность за выполнение планов несет ГОУ "УМЦ ЖДТ".

 

III. Подготовка рукописей учебников и учебных пособий

 

1. Организационную работу по подготовке оригинал-макетов учебников и учебных пособий и обеспечению изготовления тиражей осуществляет ГОУ "УМЦ ЖДТ".

2. Функции ГОУ "УМЦ ЖДТ" по издательской подготовке:

- консультативная и методическая работа с авторами по подготовке рукописей и по издательским вопросам;

- организация рецензирования авторских рукописей;

- организация редактирования авторских рукописей и координация совместной работы авторов и редакторов;

- обеспечение создания оригинал-макетов учебников и учебных пособий в плановые сроки;

- организация получения грифов Росжелдора;

- организация полиграфического изготовления тиражей.

2.1. На принятые рукописи ГОУ "УМЦ ЖДТ" организует получение двух рецензий:

- ведущего специалиста в данной области (представитель работодателя или работник производства);

- преподавателя по данной специальности из образовательного учреждения Росжелдора.

В качестве рецензентов не должны быть специалисты того учебного заведения, где работает автор.

2.2. Рецензии должны давать всестороннюю и объективную оценку рукописей, содержать анализ методических достоинств и недостатков, оценивать научный уровень, соответствие примерной учебной программе и плану-проспекту, качество иллюстрированного материала, преемственность объема рукописи в целом и отдельных ее глав и т.д. Перечень отдельных постраничных замечаний при этом может быть дан в приложении к общей части рецензии.

В заключительной части рецензии должна содержаться четкая рекомендация о целесообразности издания рукописи.

Росжелдор имеет право по своему усмотрению определить источник и запросить получение дополнительной рецензии.

2.3. Рукописи учебников и учебных пособий, прошедшие рецензирование и редактирование, направляются автору (авторскому коллективу) для внесения необходимых исправлений. Вместе с рукописью издательство направляет автору (авторскому коллективу) рецензии и замечания редактора.

2.4. Рукопись, доработанная автором (авторским коллективом), представляется в ГОУ "УМЦ ЖДТ" с приложением справки о внесенных исправлениях.

2.5. Исправленная и отредактированная рукопись после создания оригинал-макета представляется в Росжелдор для получения грифа.

ГОУ "УМЦ ЖДТ" может издавать без грифа Росжелдора: монографии, справочные и исторические издания.

 

IV. Определение размера тиража учебных изданий

 

1. Размер тиража учебников и учебных пособий определяется исходя из контингента студентов учебных заведений Росжелдора, изучающих предмет, для которого предназначено учебное издание.

1.1. Расчет тиража выполняется следующим образом:

- по действующим учебным планам определяется курс обучения для каждого наименования учебного издания, включенного в Перспективный план издания учебной литературы;

- по каждому учебному заведению Росжелдора по форме 3-НК (по специальностям ВПО железнодорожного транспорта) и 2-НК (по специальностям СПО железнодорожного транспорта) определяется количество студентов по всем формам обучения на данном курсе;

- все данные по обучаемому контингенту по учебным заведениям, в которых изучается данная дисциплина, суммируются.

Для определения итоговой цифры необходимого тиража общая сумма по контингенту умножается на количество экземпляров, соответствующее нормативу обеспеченности учебной литературы, установленного Министерством образования России (не менее 0,5 экземпляра от числа изучающих данную дисциплину) (Приказ Министерства образования РФ от 27 апреля 2000 г. N 1246, п. 3.3).

2. Организационную работу по определению тиражей учебников и учебных пособий осуществляет ГОУ "УМЦ ЖДТ".

3. Окончательное решение о размере тиража принимает координационный совет.

 

V. Финансовое обеспечение выпуска учебников

и учебных пособий

 

Финансирование издательской и полиграфической деятельности осуществляется за счет бюджетных средств.

 

VI. Отчетность

 

1. За выполнение годовых и перспективных планов издания учебной литературы несет ответственность ГОУ "УМЦ ЖДТ".

2. Ежегодно к 15 декабря ГОУ "УМЦ ЖДТ" представляет в Федеральное агентство железнодорожного транспорта отчет о выполнении годовых планов, а каждые 3 года - перспективных.

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Приказу

Федерального агентства

железнодорожного транспорта

от 8 апреля 2008 г. N 109

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

1. Официальное утверждение учебного издания

 

1.1. Федеральное агентство железнодорожного транспорта утверждает издания в качестве: "учебник" или "учебное пособие".

1.2. Официальное утверждение учебного издания Росжелдором реализуется через процедуру присвоения грифа.

1.3. Гриф Росжелдора свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерным программам учебной дисциплины.

1.4. Текст грифа (его редакция) варьируется с учетом специфики конкретного учебного издания. В тексте указывается:

- вид учебного издания <*>;

- читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя.

--------------------------------

<*> К учебным изданиям согласно ОСТ 29.130-097 "Издания. Термины и определения" относятся:

1. Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

2. Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

 

Текст грифа Росжелдора размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных. На оборотной стороне титульного листа учебника или учебного пособия указываются рецензенты, давшие положительное заключение на рукопись.

 

2. Общие положения

 

2.1. Рекомендательный гриф Федерального агентства железнодорожного транспорта "учебник" или "учебное пособие" (далее - гриф Росжелдора) присваивается на учебную литературу по спецдисциплинам, издаваемую для студентов образовательных учреждений Росжелдора, а также для профессиональной подготовки работников железнодорожного транспорта, и присваивается Росжелдором в следующих редакциях:

"Допущено Федеральным агентством железнодорожного транспорта в качестве "учебника" ("учебного пособия") для студентов вузов железнодорожного транспорта";

"Допущено Федеральным агентством железнодорожного транспорта в качестве "учебника" ("учебного пособия") для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта";

"Допущено Федеральным агентством железнодорожного транспорта в качестве "учебника" ("учебного пособия") для профессиональной подготовки работников железнодорожного транспорта".

2.2. Учебная литература для профессиональной подготовки специалистов и работников железнодорожного транспорта должна содержать систематизированный материал по соответствующей области знания, обеспечивать обучающимся возможность творческого и активного овладения знаниями, умениями, навыками.

2.3. Гриф Росжелдора "учебник" может быть присвоен рукописи, если в ней излагается система базовых знаний учебной дисциплины специальности железнодорожного транспорта, обязательная для усвоения обучающимися, ее содержание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывает примерную программу по конкретной дисциплине.

2.4. Гриф Росжелдора "учебное пособие" может быть присвоен рукописи, если она содержит учебный материал, охватывающий не всю дисциплину, а лишь ее часть или дополняющий содержание учебника по дисциплине учебной специальности железнодорожного транспорта, а также при введении в учебный план новой дисциплины или в учебную программу новых тем.

 

3. Порядок представления и рассмотрения рукописи

для присвоения грифа Росжелдора

 

3.1. Для решения вопроса о присвоении грифа Росжелдора на учебники и учебные пособия, издаваемые по планам издания для студентов вузов, колледжей, техникумов и для профессиональной подготовки работников железнодорожного транспорта, документы и материалы готовятся ГОУ "УМЦ ЖДТ" и направляются в Управление учебных заведений и правового обеспечения Росжелдора.

Они должны содержать:

1) Сопроводительное письмо руководителя издающей организации (ГОУ "УМЦ ЖДТ"). В письме даются: выходные данные (фамилия автора или коллектива авторов (редактор)); название рукописи, ее объем (в п.л.), планируемый тираж и год выпуска; сведения о рецензировании; в каком качестве "учебника" или "учебного пособия" может быть издана рукопись;

2) Полностью подготовленная к изданию рукопись (готовый оригинал-макет);

3) Рецензию одного из учебных заведений, где будет использоваться учебное пособие;

4) Рецензию специалиста в данной области знаний, работающего в соответствующей научной, проектной организации или на производстве.

Каждому рецензенту направляется официальное письмо, к которому прилагаются требования к написанию рецензии (Приложение).

В рецензиях дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного издания, информация об отличительных особенностях данного издания в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научный уровень изложения материала, констатируется соответствие примерной учебной программе, а также указываются постраничные замечания. В заключительной части рецензии даются обоснованные выводы о целесообразности издания рукописи, определяется читательский адрес;

5) Ответы автора (авторского коллектива) о доработке рукописи по рецензиям, с обоснованием не принятых замечаний и пожеланий;

6) Заключение издательского редактора на рукопись, в котором указывается: степень соответствия примерной учебной программе, степень авторской подготовленности рукописи к изданию в качестве учебника или учебного пособия;

7) Рекомендация УМО-ж.д. (для вузов), заключение учебно-методического совета по группе специальностей среднего профессионального образования для техникумов и колледжей.

3.2. Росжелдором проводится рассмотрение представленных материалов и принимается решение об издании рукописи с грифом Росжелдора.

3.3. Решение Росжелдора о присвоении грифа по каждому изданию оформляется в виде заключения (письма), подписанного руководителем Росжелдора. Решение Росжелдора представляется издательству (ГОУ "УМЦ ЖДТ").

3.4. Росжелдор ежегодно утверждает перечни учебников по спецдисциплинам железнодорожного транспорта, допущенных к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта.

 

 

 

 

 

Приложение

к Положению о порядке

присвоения учебным изданиям

грифа Федерального агентства

железнодорожного транспорта

 

ПАМЯТКА РЕЦЕНЗЕНТУ

 

Рецензент обязан дать общую оценку рукописи, научной и практической значимости, а также критически разобрать ее, указав положительные и отрицательные ее стороны, установить недостатки, отметить возможность их исправления.

Выводы должны быть обоснованы, содержательны, снабжены конкретными предложениями по исправлению рукописи или заключением о нецелесообразности дальнейшей работы над ней.

Независимо от типа и характера рукописи в рецензии должны быть даны исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

1) насколько актуальна тема рукописи;

2) соответствует ли название рукописи его содержанию, а содержание - целевому назначению;

3) соответствует ли структура рукописи утвержденному плану-проекту;

4) соответствуют ли приведенные данные действующим стандартам, нормам, техническим условиям; отражают ли новейшие достижения науки и техники, опыт новаторов производства. Как использована новейшая литература и нет ли ссылок на устаревшие издания;

5) достаточно ли исчерпана тема, не нужны ли дополнения, и, напротив, нет ли лишнего материала, излишних подробностей и повторений;

6) оригинальна рукопись или нет, не дублирует ли она ранее вышедшие издания полностью или частично;

7) есть ли в рукописи дискуссионные вопросы (насколько они уместны);

8) верны ли иллюстрации, схемы, карты, чертежи, таблицы, формулы, расчеты и методы расчетов; не перегружена ли рукопись ими; нет ли противоречий в тексте и таблицах, а также насколько соответствует текст чертежам и таблицам;

9) правильна ли архитектоника: (порядок расположения материала), соответствует ли объем разделов, глав и так далее их значимости;

10) точны ли формулировки и цитаты, даты событий, ссылки на источники, единообразна ли терминология;

11) насколько ясен и доступен текст для читателей, на которых рассчитана книга.

При рецензировании учебников и учебных пособий, кроме перечисленного выше, необходимо установить:

а) соответствие учебника программе обучения по объему (часам), последовательности изложения; какие имеются отступления от программы, чем они вызваны и могут ли быть допущены;

б) насколько удовлетворительно разработан учебник с методической стороны (отвечает ли он требованиям преподавания данной дисциплины, пригоден ли для самостоятельной работы учащихся);

в) способствуют ли усвоению материала приведенные задачи, примеры, контрольные вопросы, указатели терминов, предметные указатели и прочее (нужны ли они в данном учебнике);

г) правильно ли с методической стороны иллюстрирован учебник (соответствует ли тип иллюстраций характеру дисциплины и содержанию материала, насколько иллюстрации помогают усвоению курса).

Особенно подробно должны быть перечислены неточные и неправильные формулировки. Указать в тексте места, подлежащие исключению, сокращению или переработке.

В рецензии необходимо четко сформулировать свое отношение к данной рукописи: может ли она быть принята к печати в представленном виде. Заключительные формулировки: а) "После коренной переработки по замечаниям, указанным в рецензии, рукопись требует повторного рецензирования" (отрицательная рецензия), "рукопись может быть принята к печати после доработки по вышеуказанным замечаниям в данной рецензии без дополнительного рецензирования" (положительная рецензия). Рецензию необходимо представить в 2-х экземплярах, в напечатанном виде, указав дату представления рецензии.

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Приказу

Федерального агентства

железнодорожного транспорта

от 8 апреля 2008 г. N 109

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ИЗДАНИЮ УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

1. Общие положения

 

1.1. Координационный совет по изданию учебной литературы для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Координационный совет) создается в целях координации работы по изданию учебников и учебных пособий по специальностям высшего профессионального образования железнодорожного транспорта, формированию перспективных и годовых планов изданий, принятия окончательных решений по формированию авторских коллективов, определению объемов учебников, учебных пособий и их тиражей, рекомендательной оценки изданий учебников и пособий.

1.2. Решения Координационного совета оформляются протоколами и имеют обязательный характер для исполнения всеми учебными заведениями Росжелдора.

1.3. Координационный совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства транспорта России и настоящим Положением.

 

2. Функции Координационного совета

 

2.1. Рассматривает проекты перспективных и годовых планов издания учебной литературы по специальностям высшего профессионального образования (далее - планов издания) в соответствии с государственными образовательными стандартами и примерными программами учебных дисциплин, принимает решения и рекомендации по формированию планов издания.

2.2. Обсуждает и принимает решения: о составе авторских коллективов, об объемах учебников и учебных пособий и их тиражах, о совершенствовании качества издаваемой учебной литературы.

2.3. Формирует окончательные варианты перспективных и годовых планов издания учебников и учебных пособий для вузов для представления их на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

2.4. Участвует в формировании сведений по обеспеченности образовательных учреждений учебной литературой по специальностям и специализациям железнодорожного транспорта.

2.5. Определяет приоритетную тематику учебных изданий, а также других видов изданий исходя из обеспеченности учебной литературой, основных научных исследований, развития транспортного комплекса и других направлений деятельности вузов железнодорожного транспорта.

2.6. Определяет задачи, структуру и организацию деятельности Экспертного совета.

2.7. Осуществляет работу с авторами, направленную на повышение актуальности и ценности для студентов.

2.8. Разрабатывает предложения и принимает решения по спорным вопросам, связанным с изданием учебников и учебных пособий.

2.9. Разрабатывает предложения по организации, развитию и совершенствованию издательской работы.

2.10. Анализирует и обобщает результаты издательской деятельности.

 

3. Структура и организация деятельности

Координационного совета

 

3.1. Координационный совет формируется в следующем составе: председатель, заместители председателя, члены Координационного совета.

3.2. В состав Координационного совета включаются представители Федерального агентства железнодорожного транспорта, ГОУ "УМЦ ЖДТ", УМО-ж.д., ректоры вузов, председатели или зам. председателей УМК, представители работодателя, представители науки (не прилагается).

3.3. В целях эффективного осуществления функций, возложенных на Координационный совет, могут образовываться секции по основным направлениям его деятельности по специальностям и специализациям высшего профессионального образования.

3.4. Количество секций Совета, их составы, включая руководителей секций, утверждает председатель Совета.

3.5. Деятельность Совета осуществляется в форме пленарных заседаний, заседаний секций.

3.6. Пленарные заседания Координационного совета, рабочие заседания секций являются правомочными, если на них присутствует не менее половины входящих в их состав членов.

3.7. Решения Координационного совета, секций принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при условии присутствия на пленарных заседаниях не менее 50% его членов, оформляются протоколами и носят обязательный характер.

3.8. При необходимости отдельные решения Координационного совета могут быть объявлены приказами Росжелдора для исполнения всеми подведомственными учебными заведениями.

3.9. Координационный совет собирается не реже двух раз в год, а также в случаях необходимости при возникновении проблемных ситуаций, связанных с изданием учебников и учебных пособий.

3.10. Дата и место проведения заседаний Координационного совета объявляются отдельным указанием Федерального агентства железнодорожного транспорта.

3.11. Руководители (представители), педагогические работники, специалисты учебных заведений, не входящие в Координационный совет, могут принимать участие в работе Координационного совета, его секций с правом совещательного голоса.

 

4. Полномочия Координационного совета

 

4.1. Каждый член Координационного совета имеет право участвовать в свободном и деловом обсуждении вопросов повестки дня заседания. Возражения члена Координационного совета, не согласного с принятым решением, по его желанию заносят в протокол.

4.2. Каждый член Координационного совета вправе вносить свои предложения по плану его работы, повесткам заседаний.

4.3. Члены Координационного совета обязаны:

регулярно посещать заседания Координационного совета и активно участвовать в его работе;

своевременно и качественно выполнять решения и поручения Координационного совета;

оказывать консультативную помощь работникам образовательных учреждений в вопросах издания учебной литературы.

 

 

 

 

 

Приложение 4

к Приказу

Федерального агентства

железнодорожного транспорта

от 8 апреля 2008 г. N 109

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

1. Общие положения

 

1.1. Экспертный совет при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта является общественным органом (далее - Экспертный совет) создается в целях выработки рекомендаций по определению приоритетных направлений развития по изданию учебной литературы, а также координации работы по проведению экспертизы изданий.

1.2. Решения Экспертного совета оформляются протоколами и имеют рекомендательный характер для исполнения всеми учебными заведениями железнодорожного транспорта.

1.3. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства транспорта России и настоящим Положением.

 

2. Функции Экспертного совета

 

2.1. Организация и проведения экспертизы учебников, учебных пособий, учебных иллюстрированных пособий, учебных электронных изданий (далее - учебные издания), предназначенных для использования в учебном процессе в образовательных учреждениях Росжелдора.

2.2. Изучение и обобщение опыта проведения экспертизы учебных изданий. Разработка предложений, касающихся организации и проведения экспертизы.

2.3. Сбор, анализ и обобщение информации, относящейся к компетенции Экспертного совета.

2.4. Информирование педагогической общественности образовательных учреждений Росжелдора, других заинтересованных лиц и организаций о рекомендованных учебных изданиях.

2.5. Определение приоритетных направлений в издании учебной литературы и рекомендация их Координационному совету.

2.6. Определение потребности в специалистах и перспективных изменений в кадровой политике железнодорожного транспорта.

2.7. Разработка предложений по спорным вопросам, связанным с изданием учебной литературы.

 

3. Структура и организация деятельности Экспертного совета

 

3.1. Экспертный совет формируется в следующем составе: председатель - заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта; заместители председателя - начальник Управления учебных заведений и правового обеспечения; члены Экспертного совета (не прилагается).

3.2. В состав Экспертного совета включаются представители Федерального агентства железнодорожного транспорта, ГОУ "УМЦ ЖДТ", педагогические работники высших и средних специальных учебных заведений, представители работодателя, представители науки.

3.3. В целях осуществления своей деятельности Экспертный совет может:

- привлекать в установленном порядке специалистов, не входящих в состав Экспертного совета, для проведения экспертизы учебных изданий;

- создавать рабочие группы для подготовки рекомендаций по проблемам организации и проведения экспертизы, выработке экспертного заключения;

- взаимодействовать со структурными подразделениями Росжелдора, авторами и авторскими коллективами, работодателями, образовательными учреждениями, другими организациями по вопросам предоставления необходимых для работы материалов.

3.4. Количество рабочих групп Экспертного совета, их составы, включая руководителей групп, утверждает председатель Экспертного совета.

3.5. Деятельность Экспертного совета осуществляется в форме пленарных заседаний, заседаний рабочих групп.

3.6. Пленарные заседания Экспертного совета и рабочих групп являются правомочными, если на них присутствует не менее половины входящих в их составы членов.

3.7. Решения Экспертного совета, секций принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при условии присутствия на пленарных заседаниях не менее 50% его членов и оформляются протоколами.

3.8. Заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

3.9. Дата и место проведения заседаний Экспертного совета объявляются отдельным указанием Федерального агентства железнодорожного транспорта.

3.10. Секретарь Экспертного совета анализирует материалы и рецензии, подготовленные экспертами, готовит заключение в соответствии с итогами обсуждения учебного издания, учебного электронного издания, предлагает экспертов для рецензирования учебного издания, организует заседания Экспертного совета и подготовку материалов Экспертного совета, ведет деловую документацию, предоставляет информационные справки, вносит на рассмотрение председателю предложения по вопросам, связанным с деятельностью Экспертного совета.

 

4. Полномочия Экспертного совета

 

4.1. Каждый член Экспертного совета имеет право участвовать в свободном и деловом обсуждении вопросов повестки дня заседания. Возражения члена Экспертного совета не согласного с принятым решением, по его желанию заносят в протокол.

4.2. Каждый член Экспертного совета вправе вносить свои предложения по плану его работы, повесткам заседаний.

4.3. Члены Экспертного совета обязаны:

регулярно посещать заседания Экспертного совета и активно участвовать в его работе;

своевременно и качественно выполнять решения и поручения Экспертного совета.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018