Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 марта 2008 г. N 03-369

 

О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России направляет прилагаемые материалы для организации работ по обеспечению совместной выработки единых методических требований по переходу на современную модель общего образования.

Замечания и предложения прошу направлять в адрес Департамента. Контактное лицо - Селюков Роман Викторович, тел./факс: 629-60-52, E-mail: Selyukov@mon.gov.ru.

 

Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования в сфере

образования

И.М.РЕМОРЕНКО

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ

НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

(ПРОЕКТ)

 

1. Об итогах реализации приоритетного национального

проекта "Образование" за период 2006 - 2007 годов

и контурах современной модели образования

 

Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО), который выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.

В системе общего образования ежегодно, начиная с 2006 года, поддерживается 3 тысячи школ, внедряющих инновационные образовательные программы.

Общий объем государственной поддержки составил 6,0 млрд. рублей. Средства государственной поддержки инновационных школ (лицеев, гимназий) направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений.

По данным общероссийского мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56 процентов опрошенных отметили повышение качества образования; 20 процентов - улучшение воспитания; 17 процентов - большее использование компьютера; 17 процентов - введение профильного обучения; 10 процентов - рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся. Кроме того, отмечено улучшение материальной базы школ - 87 процентов; расширение сектора дополнительного образования - 63 процента; обновление организационной инфраструктуры - 57 процентов; активизация работы с родителями - 47 процентов.

В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18 - 20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12 процентов пенсионеров до 11 процентов); улучшилась материальная оснащенность школ.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.

Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.

Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования.

Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний. В 2007 году завершено подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Поэтому актуализируется задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в Интернет и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. Наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей.

В плановом режиме внедряется автоматизированная система управления доступом в Интернет в образовательных учреждениях различного уровня.

Создается коллекция электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), в настоящее время насчитывающая более 40 тысяч ЭОР. В экспертизе ЭОР активно принимают участие победители конкурса лучших учителей.

Большое значение в развитии образовательных технологий приобретает оснащение общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием. В 2006 - 2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 14000 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета, 16250 комплектов - за счет средств субъектов Российской Федерации. За два года реализации нацпроекта улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся). Всего за три года проекта с учетом запланированных на 2008 год поставок с участием субъектов Российской Федерации будет поставлено в школы около 45 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, что покрывает основные потребности в первую очередь базовых сельских школ. Организуется повышение квалификации учителей для работы с новым учебным оборудованием. В рамках реализации данного направления приоритетного национального проекта созданы условия и определены требования к комплектности и качеству оборудования, что позволит в дальнейшем муниципалитетам и субъектам в рамках собственных программ модернизации образования приобретать оборудование с целью обеспечить все школы в полном объеме.

Кроме того, в 2006 - 2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 3100 автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3700 автобусов - за счет средств субъектов Российской Федерации.

Поставка автобусов в сельские школы в рамках ПНПО позволила улучшить условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование более чем 140 тысячам учащихся, большая часть из которых старшеклассники.

В 2006 - 2007 годах ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получали более 800 тыс. учителей общеобразовательных учреждений.

В рамках национального проекта это нововведение затронуло воспитание - одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплен статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности.

Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа второгодников в образовательных учреждениях и снижении числа детей школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях (численность не обучающихся детей и подростков только за первый год реализации национального проекта снизилась с 34,2 тыс. человек до 27,9 тыс. человек). Кроме того, снизился удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем числе лиц, совершивших преступления, с 11,6 процента до 10,9 процента.

Общественную поддержку в ходе реализации приоритетного национального проекта получили социокультурные комплексы, в рамках деятельности которых школы берут на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Особенно востребованной стала школа как полноправный социальный партнер, "включенный" в местные социальные сети, инициатор кооперации и активизации всех социальных институтов по решению насущных вопросов жизни местного сообщества, участник процессов территориального развития.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2007 года начата поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования. На эти цели было направлено 4,05 млрд. рублей из федерального бюджета. В абсолютном большинстве регионов заработал принцип нормативно-подушевого финансирования системы образования, суть которого - переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации для каждого учащегося.

Поддержка в 2007 - 2009 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" более 30 регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, обеспечит переход к 2010 году всех общеобразовательных учреждений этих регионов на систему оплаты труда, отвечающую ключевым требованиям, и обеспечит современное качество работы учителей и общего образования в целом.

В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 - 2007 годах в общем образовании:

улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся);

улучшились условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы, а значит, качественное образование стало более доступным более чем для 140 тысяч учащихся сельских школ;

более чем на 10 процентов снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления;

с 48 до 20 снизилось число школьников на 1 компьютер;

в школах, где введена новая система оплаты труда, зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25%;

с 31 до 41% выросла доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами;

увеличилась степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления в большинстве регионов.

Существенным результатом реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 - 2007 годах стало формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом (в ноябре 2007 года отмечают, что ситуация в системе образования улучшается 17,2 процента опрошенных, в ноябре 2006 года - 11,5 процентов), которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО до начала их осуществления. Всего непосредственно вовлечено в орбиту ПНПО более 1,5 млн. человек - учеников, студентов, учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений.

ПНПО явился катализатором значительных институциональных изменений в системе образования Российской Федерации. По сравнению 2005 годом в более чем три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования. Все законопроекты, подготовленные и принятые в 2007 году, направлены на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии образования.

Система действий в области профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование" призвана обеспечить непосредственный вклад в построение экономики, основанной на знаниях.

Развитие системы высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономки нужны, прежде всего, следующие три типа профессионального знания.

1. Знания, обеспечивающие деятельность в рамках крупных кластеров - производственных комплексов. В связи с этим ведутся работы по созданию в Сибирском и Южном федеральных округах двух крупных федеральных университетов, деятельность которых к 2015 году должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. По ряду показателей Сибирский и Южный федеральный университеты (СФУ и ЮФУ) должны выйти на мировые позиции. Например, в международных рейтингах университетов наши университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. Не менее 15% образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию.

2. Знания, необходимые для поддержания постоянного обновления технологий. Здесь в рамках поддержки программ развития 57 вузов в объеме в среднем по 500 млн. рублей заложены основы для формирования компетентностей специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В первую очередь программы развития затронули технологии таких приоритетных отраслей как транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика, информационные технологии, машиностроение и др.

3. Знания, необходимые для управления современной постиндустриальной экономикой, экономикой знаний. Для этого начались работы по созданию бизнес-школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Задача для дальнейшего развития этих образовательных учреждений состоит в обеспечении сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению сетевых связей как важнейшего элемента экономики знаний.

Учитывая это, в 2009 году предлагается продолжить деятельность по конкурсной поддержке сетевых инновационных программ - как межвузовских, так и кооперативных, реализующихся в рамках совместной деятельности вузов с научными и производственными организациями. Такие интеграционные проекты будут предполагать: отработку механизмов включения вузовских программ в программы территориального развития, отработку образцов трансфера технологий, устойчивость моделей взаимодействия образования и науки и резкий рост научного потенциала высшей школы. По расчетным данным Минобрнауки России средний диапазон финансирования одного такого проекта - от 50 до 150 млн. рублей. Общий объем федерального финансирования - 5 млрд. рублей. По итогам реализации проекта на 5% должен вырасти экспорт образовательных услуг, на 10% - удельный вес бизнес-сектора в финансировании инновационных разработок и на столько же - суммарное число рабочих мест на малых инновационных предприятиях.

Данный конкурс позволит не только закрепить эффекты от поддержки программ вузов, но и создать действенный механизм интеграции образования и науки, поддержки комплексных прикладных научно-образовательных проектов с конкретными экономическими эффектами.

Конкурсный подход также предлагается распространить на деятельность федеральных университетов. На сегодня уже сформулирован ряд предложений по созданию аналогичных крупных университетов в других регионах: на Урале, Дальнем Востоке, в Кузбассе. Решение об их формировании может приниматься на конкурсной основе после отработки общей методики создания и получения первых положительных результатов в Южном и Сибирском федеральных университетах. В рамках деятельности университетов предстоит отработать и распространить на другие учебные заведения такие элементы, как попечительские советы, обладающие реальными полномочиями по управлению образовательными учреждениями; заказ различных отраслей на подготовку кадров; механизмы интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; целевой капитал ("эндаумент"), обеспечивающий привлечение серьезного финансирования со стороны рынка труда.

На сегодня процесс формирования необходимой нормативной правовой базы создания и использования целевого капитала практически завершен. Организациями в сфере образования создано восемь эндаумент-фондов.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" ежегодно получают премии более 5 тысяч талантливых победителей олимпиад и творческих конкурсов. На разных уровнях образования реализуются специальные меры их поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста в интересах становления экономики, основанной на знаниях: обучение талантливых, но малоимущих выпускников школ в наиболее престижных вузах страны, строительство современных общежитий, обеспечение толерантности по отношению к приезжим, переход на кредитно-модульную организацию учебных программ - необходимые компоненты как внутренней, так и внешней мобильности. В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывать в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время.

Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе профессионального образования должны сопровождаться конкретными изменениями в образовательном процессе, в содержании образования. Прежде всего, обеспечивается развитие уровневого высшего профессионального образования. В настоящий момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования - уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению. Закономерно, что в рамках национального проекта большинство вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей, а также учитывая, что магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать программы по самым приоритетным и востребованным научным направлениям.

Также осуществляется деятельность по обновлению образовательных стандартов, работа по которым в их увязке с профессиональными стандартами ведется в плановом режиме. Первые обновленные, созданные с участием работодателей стандарты планируется запустить в практическую реализацию в 2008 году.

За последние годы сделаны существенные шаги в деле общественной оценки качества профессионального образования. Составление рейтингов вузов, проводимое организациями работодателей, становится ориентиром для абитуриентов в выборе учреждений профессионального образования, позволяет различить действительно качественную востребованную на рынке труда подготовку и ее профанацию - формально полученный диплом, подтверждающий лишь наличие у выпускника вуза общих социальных навыков. Это особенно важно еще и в связи с тем, что численность студентов в России едва ли не самая высокая в мире. В 2005 году на 10 тыс. жителей в России получали высшее образование 495 студентов. Для сравнения: в США - 445, в Германии - 240, Великобритании - 276, Японии - 233.

Особый акцент сделан на системе начального и среднего профессионального образования. Показательно, что в рамках национального проекта объемы софинансирования образовательных программ со стороны работодателей и регионов не только оказались выше, чем доля внебюджетных средств при поддержке вузов, но и превысили объем федерального финансирования. Поэтому именно на базе учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит развивать новые организационно-правовые формы - автономные учреждения, создавать целевые фонды из отчислений предприятий, способствуя расширению участия работодателей в образовательной деятельности. В настоящее время совместно с работодателями подготовлены предложения по механизмам, реализующим их готовность участвовать в многоканальном финансировании образовательных учреждений, выступать их соучредителями, предоставлять производственную базу для организации практик для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования должна стать главной составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого развития.

Развитие задела, созданного в ПНПО, возможно лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей. Существенное продвижение в решении этой задачи достигнуто благодаря внесенным в 2006 году изменениям в Закон "О высшем и послевузовском образовании", в соответствии с которыми ректоры вузов избираются на основании защиты кандидатами проектов развития вузов перед аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти. В ближайшие годы с опорой на инновационные образовательные учреждения - победители приоритетного национального проекта "Образование", образцы деятельности которых должны стать нормой становления современного качества образования, будет осуществлена аттестация и повышение квалификации работников системы управления образованием.

Национальный проект "Образование" заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования.

 

2. Приоритеты, цели и этапы формирования современной

модели образования на период до 2020 года

 

Опережающие структурные, институциональные и содержательные изменения в системе образования обеспечат открытость образования, дадут возможность экономике перейти на инновационный путь развития и войти России в число лидирующих мировых держав.

Развитие системы образования должно быть тесно увязано с другими аспектами долгосрочного социально-экономического развития страны, демографическими и миграционными процессами, моделью обеспечения обороноспособности страны, приоритетами отраслевого и территориального развития, геополитическими интересами России.

Исходя из этого, основными приоритетами при развитии системы образования на период до 2020 года будут:

обеспечение доступности современного качества образования;

повышение конкурентоспособности профессионального образования, в том числе на международном уровне;

кардинальное обновление организационно-экономических механизмов системы образования;

создание современной системы непрерывного образования.

Обеспечение всеобщей доступности качественного общего образования и доступности качественного профессионального образования (в том числе высшего и среднего профессионального образования на конкурсной основе) является условием социального развития и сплоченности страны. Повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. Обновление организационно-экономических механизмов обеспечит соответствие системы образования перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Формирование системы непрерывного образования позволит максимально эффективно использовать человеческие ресурсы и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Важным элементом развития системы образования должны также стать мероприятия, обеспечивающие полноценное образование людей с особыми физическими потребностями - инвалидов.

Инновационная экономика требует от выпускников всех уровней профессионального образования умений эффективно использовать знания на практике. Это означает, что в профессиональном образовании студенты и преподаватели должны быть вовлечены в исследования, прикладные разработки, в практическую работу в реальной экономике, что в свою очередь требует повышения открытости образовательных программ.

В основу модернизации системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость образования к внешним запросам; применение командных подходов, логики "деньги в обмен на обязательства"; конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Отдельные направления модернизации должны продолжать реализовываться в масштабах национального проектирования.

Обозначенные приоритеты и принципы обусловливают следующие целевые ориентиры для системы образования:

- к 2012 году

формирование на конкурсной основе 3 - 4 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов;

конкурсная поддержка не менее 50-ти интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи регионального развития на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;

повышение доли (не менее 70%) учащихся общеобразовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;

перевод не менее 50 процентов учреждений профессионального и 100 процентов учреждений общего образования на нормативное подушевое финансирование (по всем направлениям подготовки специалистов обеспечить разработку нормативов финансирования);

становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- к 2016 году

формирование на конкурсной основе в общей сложности 6 - 8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов;

усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг - доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен составлять не менее 5 млрд. долларов (10% от объема финансирования системы образования в целом);

увеличение доли НИР и НИОКР в структуре доходов российских университетов (не менее 25%);

создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста;

введение в действие механизма единых государственных экзаменов на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение аттестации в независимых центрах сертификации квалификаций всеми выпускниками учреждений профессионального образования;

обеспечение условий, в которых все показатели качества образования в российских школах будут на уровне стран, находящихся в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований;

предоставление возможности всем детям дошкольного возраста получать услуги дошкольного образования;

- к 2020 году

обеспечение наличия в стране не менее 10 - 12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов;

создание условий для обеспечения значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;

предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку;

обеспечение функционирования всех элементов общенациональной системы оценки качества образования.

Реализация инновационного развития требует решения следующих задач в сфере образования.

В образовании в целом:

обеспечение возможности всем гражданам России получать качественное образование в зависимости от способностей, знаний и освоенных компетентностей, преодоление финансового неравенства в доступе к качественному образованию;

поддержка обучения граждан с особыми физическими потребностями - специальное оборудование в образовательных учреждениях, адаптационные программы, специальные финансовые механизмы;

интеграция законодательства по всем уровням системы образования;

обеспечение открытости системы образования посредством развития институтов общественного участия в управлении образованием (попечительские, наблюдательные и управляющие советы) наряду с подготовкой высококвалифицированных управленцев для всех уровней системы образования;

выполнение взятых регионами обязательств по проведению институциональных реформ при установлении компенсаций недостатка средств бюджетов дотационных регионов, выравнивающих ресурсную обеспеченность образования;

введение новых организационно-экономических механизмов образования, включая нормативное подушевое и грантовое финансирование, новые системы оплаты труда работников образования в зависимости от его результатов ("оплата за качество");

обновление системы подготовки научно-педагогических кадров для всех уровней системы образования;

переход от лекционно-семинарских и классно-урочных к деятельностным, сетевым, проектным образовательным технологиям, формирующим запрос на соответствующие знания и умения их применять.

В дошкольном образовании:

нормативное обеспечение и налоговое стимулирование развития дошкольных образовательных программ в организациях различных форм собственности, в том числе распространение механизма выплаты компенсации родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях на негосударственные организации; расширение форм предоставления услуг раннего развития и дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста (группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, соответствующие программы учреждений дополнительного образования); развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми младше трех лет.

В общем образовании:

полный переход на нормативное подушевое финансирование; расширение масштабов системы дополнительного образования; разработка и введение новых стандартов общего образования, основанных на компетентностном подходе и разрабатываемых с участием инновационных школ и лучших учителей; в рамках перехода к всеобщему общему образованию индивидуализация обучения, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся на старшей ступени общего образования; отработка механизмов деятельности школ возрастных ступеней обучения с выделением специфических методов обучения для разных возрастных категорий.

В профессиональном образовании:

формирование научно-образовательных комплексов, конкурсная поддержка программ развития высших учебных заведений, включая строительство современных университетских кампусов; создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций; широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки; материальная и содержательная поддержка баз практик со стороны работодателей; привлечение работодателей к оценке образовательных программ.

Перечисленные задачи должны решаться в рамках следующих основных этапов:

до 2012 года

переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании; внедрение практики деятельности центров присвоения профессиональных квалификаций, в том числе международных; формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; обновление макетов государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований НКС; повышение квалификации преподавателей и ускоренный переход на активные технологии обучения, обеспечивающие формирование практически значимых компетенций обучающихся; развитие сетевых образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями совместно (в том числе с участием зарубежных учебных заведений); формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей (общежитий и кампусов, ресурсных центров, грантовой поддержки, требований обязательных межвузовских стажировок); распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ; вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; обновление практики региональных комплексных проектов модернизации общего образования, в том числе ориентация на современные условия осуществления образовательной деятельности; развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; развитие учреждений и программ поддержки талантливой молодежи таких, как современные школы-интернаты при ведущих университетах, именные стипендии и гранты; участие в глобальных международных программах помощи международному развитию в сфере образования для продвижения российских стандартов и подходов к обучению; разработка образовательных программ для подготовки и повышения квалификации мигрантов - рабочих и специалистов;

до 2016 года

широкое распространение бакалаврских и магистерских программ подготовки специалистов; создание национальной системы внешней оценки результатов обучения на всех уровнях профессионального образования, включая введение практики экзаменационных испытаний при переходе с одного уровня на другой; организационно-методическое обеспечение перехода на нормативное подушевое финансирование, новую систему оплаты труда на всех уровнях образования; внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

до 2020 года

переход на модульный принцип организации программ и обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий; признание квалификаций, полученных вне формальной системы образования, и присвоение квалификаций выпускникам образовательных учреждений на основе требований соответствующих профессиональных стандартов; расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения за счет внедрения новых технологий образования; максимальное использование независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения; полномасштабное введение общественно-профессиональной сертификации квалификаций.

Реализация инновационного варианта развития экономики позволит увеличить расходы на образование с 4,6% ВВП (в 2006 - 2007 годах) до 5,5% ВВП в 2020 году (и 6% ВВП в 2030 году); темп роста государственных расходов в период 2008 - 2010 годов составит ежегодно 12 - 16% и не менее 10% в год до 2020 года <1>.

--------------------------------

<1> Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии - 4,8% ВВП, Великобритании - 5,3% ВВП, Франции - 5,6% ВВП, США - 5,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) - 5,0% ВВП.

 

3. Облик современной модели образования к 2020 году

 

3.1. Ключевые общесистемные изменения

 

1. В системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках которого:

- введены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;

- значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

- все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа;

- действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;

- действует несколько грантовых программ, поддерживающих академическую мобильность, исследовательские партнерства университетов и бизнеса, инновационные образовательные программы;

- развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

2. Изменения коснутся принципов управления в системе образования:

- общественность участвует в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

- учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;

- по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления; сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования: как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.

3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования: регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом.

4. На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно- коммуникационных технологий. Уже к 2015 г. каждый учащийся будет обеспечен персональным выходом в Интернет.

Это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, резкому расширению его профессиональной дееспособности, способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

5. В 2010 - 2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных инструментов и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса.

Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы.

 

3.2. Дошкольное образование

 

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Поэтому, самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Для эффективной реализации этих программ будут разработаны специальные методические рекомендации субъектам Российской Федерации, муниципалитетам и образовательным учреждениям.

Для массового охвата дошкольным образованием государство будет поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии. Данный тип образовательных услуг направлен, прежде всего, на максимально полное использование образовательного потенциала семей.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов и начального образования.

Предшкольное образование (4 - 6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится порой как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.

Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их "подстраиваемость" под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

Уже в возрасте 3 - 6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому, современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. В России до сих пор работа воспитателей рассматривается скорее с точки зрения "присмотра" за детьми. В ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет - переподготовку воспитателей.

В целом, уже в ближайшей перспективе дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.

 

3.3. Общее образование

 

Во второй половине двадцатого века полное среднее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Опыт ряда регионов и школ показывает эффективность этой, распространенной и в других странах модели для России.

Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 году этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а напротив, - о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.

К 2010 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.

Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия. Все это потребует расширения сферы дополнительного образования школьников. К 2012 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 - не менее 6 часов.

Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. В этой оценке найдут место не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. К 2012 году в практику войдет оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников.

Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить зарплату педагогов, но и изменить системы их подготовки и переподготовки. Потенциал педагогический вузов может оказать самое непосредственное влияние на развитие сети гуманитарных и классических университетов в Российской Федерации. Учителя, как правило, основной и старшей школы получат возможность пройти профессиональную подготовку и переподготовку в специализированных магистратурах.

 

3.4. Профессиональное образование

 

3.4.1. Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Вместе с тем, будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.

3.4.2. Инновационный характер профессионального образования будет обеспечиваться за счет:

- постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования (исследовательские вузы и поддерживаемые государством исследовательские центры в составе других высших учебных заведений). В этих центрах планируется сосредоточить долгосрочное финансирование научных исследований, а на их базе будут создаваться венчурные предприятия, бизнес-инкубаторы, центры консалтинга, инжиниринга и трансфера технологий;

- интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей;

- создания системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования.

3.4.3. Основными структурными элементами системы высшего образования станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться:

- 10 - 12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов;

- 20 - 40 исследовательских вузов, чья деятельность поддерживается на конкурсной основе и обеспечивает реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники;

- 100 - 150 крупных университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации;

- университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного).

3.4.4. В системе профессионального образования не будет "тупиковых траекторий". Напротив, получит распространение мобильность студентов, поддержанная системой зачета кредитных единиц. При этом сократится число программ, по итогам которых выдаются только дипломы государственного образца, и увеличится число программ, требующих профессионального экзамена для выхода на рынок труда.

3.4.5. Широкое развитие получит частно-государственное партнерство в образовании, в том числе:

- объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и реализацию государственной образовательной политики (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки (специальностей), разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования, участие в процедурах контроля качества профессионального образования);

- инновационная инфраструктура вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия) будет строиться совместно с бизнесом:

- некоммерческие организации (в том числе представляющие объединения работодателей) будут формировать общественно-государственную систему профессиональных стандартов (служащих базой разработки образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов;

- сформируется система государственной поддержки образовательного кредитования студентов.

3.4.6. Одно из ключевых изменений - модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования учреждений профессионального образования. Ближайший шаг - переход от сметного к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях Единого государственного экзамена как формы внешней независимой объективной аттестации. Аналогично традиционной форме вступительных испытаний предполагается установить границу для тех, чьи знания и компетентности не будут достаточны для получения высшего образования. Также предлагается установить порог, выше которого выпускники школ будут получать допуск к высшему профессиональному образованию, оплачиваемый за счет бюджетных средств. При этом вузам предоставляется возможность решать, на какие направления обучения и с каким баллом единого экзамена на конкурсной основе принимать абитуриентов. Этот механизм позволит преодолеть существующий разрыв между школой и вузом в предъявляемых требованиях к учащемуся, студенту. При этом не все расходы на реализацию образовательных программ должны быть включены в подушевые нормативы финансирования. Развитие материально-технической базы целесообразно осуществлять посредством специальной государственной поддержки с учетом стоимости конкретных направлений подготовки, обновления производственных и исследовательских технологий. Часть такого финансирования будет предоставляться на конкурсной основе.

3.4.7. В системе начального и среднего профессионального образования произойдут значительные изменения:

- Перевод части программ среднего профессионального образования в статус прикладного бакалавриата и включение соответствующих учреждений в состав вузов. Прикладной бакалавриат будет более специализирован, нацелен на освоение конкретных компетенций при возможности получить фундаментальные знания.

- На базе училищ, колледжей, техникумов будут реализовываться не только образовательных программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования может быть передана системе общего образования.

- При этом время освоения программ начального профессионального образования будет существенным образом сокращено, а сами программы сориентированы на освоение конкретного набора компетенций. При рамочном характере стандарта начального профессионального образования предстоит отработать механизмы аккредитации программ профессионального образования со стороны работодателей.

- Некоторые колледжи, реализующие базовые программы профессионального образования, могут быть включены в состав университетов или крупных образовательных комплексов.

- Для отдельных учащихся могут сохраниться учреждения, реализующие как программы профессионального, так и общего образования.

3.4.8. В системе высшего образования:

- В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательной школы. Таким образом, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти 21 века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во всех отраслях экономики.

- Массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно освоившего программу общеобразовательной школы и готового вкладывать усилия в свое дальнейшее образование, должен обеспечивать освоение самого широкого набора компетентностей - от фундаментальных знаний и методов исследований до совершенно прикладных умений, позволяющих успешно выступать на рынке труда. Укрупнение направлений подготовки бакалавров будет сочетаться с широким простором для инициативы учебных заведений и самих студентов. Государственный стандарт подготовки бакалавров будет регламентировать около 50% предметов, а доля самостоятельно выбираемых студентами курсов превысит 30%.

- Завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей (направлений подготовки) высшего образования на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры.

- В рамках бакалавриата будет обеспечен широкий выбор курсов с тем, чтобы к завершению этого периода обучения выпускник был готов либо к началу трудовой деятельности, либо к продолжению обучения в магистратуре.

- Возникнет новая система стипендиального обеспечения студентов, предполагающая существенное увеличение их размера при повышении адресности предоставления.

- Радикально изменится ситуация с обеспечением студентов общежитиями, будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий.

 

3.5. Непрерывное образование

 

Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетентностей, используемых в экономике и в социальной жизни. Граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Освоение новых навыков и знаний становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики - растущим сектором услуг.

Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.

К 2020 году система неформального образования в России будет характеризоваться:

- многообразием поставщиков образовательных услуг;

- прозрачной для рынка труда и поставщиков образовательных услуг системой квалификаций;

- наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию;

- работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.

К 2020 году значительную поддержку получит собственная образовательная деятельность граждан в богатой культурно-образовательной среде. Создание такой среды будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации.

Уже в ближайшей перспективе предстоит заложить основы для непрерывного образования граждан. С этой целью следует создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Прежде всего, необходимо провести инвентаризацию требований к повышению квалификации и переподготовке в различных сферах деятельности. Ведомствами совместно с объединениями работодателей, в том числе в рамках соответствующих профессиональных стандартов, должны быть установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и специалистов определенных сфер деятельности. Учитывая постоянно растущий спрос на повышение квалификации в рыночном секторе экономики, в бюджетном секторе предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышению квалификации и переподготовке рабочих и специалистов. В этой связи традиционные институты повышения квалификации должны быть существенным образом преобразованы с обязательным использованием механизмов деятельности автономных учреждений, подушевого финансирования, финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы.

Предстоит разработать такие методы финансирования непрерывного профессионального образования, которые связаны с образовательными запросами конкретных граждан - потребителей услуг непрерывного образования. Это особенно важно для представителей профессий бюджетной сферы, где система повышения квалификации остается по-прежнему громоздкой и не ориентируется на многообразие потребностей конкретных специалистов. Персонифицированные системы финансирования повышения квалификации позволят организациям гибко ориентироваться в отношении многообразия потребностей граждан при получении социальных услуг. В частности, в образовании целесообразно развитие системы грантовой поддержки самообразования профессорско-преподавательского состава вузов по перспективным направлениям науки и инноваций через развитие деятельности соответствующих фондов.

В этой связи также следует пересмотреть деятельность служб занятости, которые сегодня ориентированы, главным образом, лишь на трудоустройство безработных и связанную с этим профессиональную переподготовку. Предметом деятельности таких служб должно быть содействие профессиональному совершенствованию граждан, непрерывная переподготовка и обновление квалификации. При этом программы непрерывного профессионального образования взрослых должны активнее реализовываться и в учреждениях высшего профессионального образования, которым в условиях временного демографического спада предстоит расширять спектр предоставляемых образовательных услуг в соответствии с запросами граждан и рынка труда.

В перспективе может быть предложена следующая комплексная система направлений деятельности по развитию непрерывного образования:

1. Расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования. Это может происходить как за счет активизации внутрифирменного образования через налоговые льготы, включая отнесение расходов на внутрифирменное обучение к расходам на себестоимость, так и за счет поддержки частно-государственного партнерства в области непрерывного образования. Здесь возможны специальные грантовые программы поддержки учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования.

Особое внимание предстоит уделить развитию возможностей некоммерческих организаций для реализации государственных функций в области образования. Данные организации уже играют немалую роль в системе дополнительного образования детей и молодежи. С учетом опыта ряда субъектов Федерации, государственный и муниципальный заказ на услуги дошкольного и дополнительного образования детей и молодежи, летние культурно-образовательные программы может распределяться также и среди негосударственных организаций.

2. Формирование национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов, системы сертификации квалификаций. В зависимости от того, насколько Россия сможет внедрить механизмы независимой сертификации квалификаций зависит не только мобильность на внутреннем рынке труда, но и позиционирование российских технологий на международной арене. Здесь предстоит отработать механизмы государственной поддержки центров сертификации квалификаций, как по рабочим профессиям, так и в области высокотехнологичных производств, в первую очередь информационных технологий. Особое внимание в деятельности центров сертификации квалификаций должно быть уделено оценке квалификаций мигрантов, желающих эффективно работать в России.

Деятельность системы сертификации квалификаций, содержание обновляющихся профессиональных стандартов должно адекватным образом отражаться на более фундаментальных образовательных стандартах традиционных образовательных институтов. Предстоит разработать и внедрить механизм разграничения и взаимного дополнения профессиональных и образовательных стандартов через национальную рамку квалификаций.

3. Формирование богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Здесь в первую очередь предстоит обеспечить деятельность общедоступных национальных библиотек электронных (цифровых) образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

С использованием информационных технологий должна быть модернизирована деятельность библиотек, учреждений культуры и досуга. Существенное внимание будет уделено государственной поддержке услуг дистанционного образования посредством формирования общедоступных сервисов самообразования через Интернет.

4. Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования. В этом направлении предстоит сформировать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости. Предоставление услуг карьерного консультирования по профессиональной ориентации и выбору соответствующей образовательной траектории должно осуществляться также в школах и других учебных заведениях.

Пошаговое движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ

СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД 2009 - 2012 ГОДОВ

 

 N
п/п

    Наименование разделов    
        и мероприятий        

  Количественные 
    показатели   
   достигаемых   
   результатов   

    Ответственные   
     исполнители    
   (министерства,   
     ведомства)     

 1

              2              

        3        

          4         

                                 2009 год                                 

1.

Конкурсная поддержка субъектов
Российской Федерации,        
внедряющих комплексные проекты
модернизации образования     
приоритетного национального  
проекта "Образование", включая
внедрение новой модели       
повышения квалификации кадров

Количество       
поддерживаемых   
регионов - 40    

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин      
России              

2.

Государственная поддержка    
талантливой молодежи в рамках
нацпроекта "Образование"     

5350 премий      
(1250 премий - 60
тыс. рублей,     
4100 - 30 тыс.   
рублей)          

Минобрнауки России  

3.

Денежное поощрение лучших    
учителей                     

Выплата 10000    
лучших учителей  
по 100 тыс. рублей
каждое           

Минобрнауки России  

4.

Выплаты вознаграждения       
педагогическим работникам за 
выполнение функций классного 
руководителя                 

Не менее 800 тыс.
чел. ежемесячно  

Минобрнауки России  

5.

Обучение в вузах лиц, прошед-
ших военную службу по контрак-
ту в Вооруженных Силах РФ    

Около 5000 чел.  

Минобрнауки России, 
Минобороны России   

6.

Развитие технической основы  
современных информационных   
образовательных технологий - 
обеспечение трафика и        
лицензионного программного   
обеспечения                  

53 тыс. школ     

Мининформсвязи      
России, Минобрнауки 
России              

7.

Введение государственных     
стандартов общего образования
в группе пилотных регионов   

Образовательные  
учреждения в 15  
субъектах Россий-
ской Федерации   

Минобрнауки России, 
субъекты Российской 
Федерации           

8.

Введение на всей территории  
Российской Федерации единого 
государственного экзамена    

Все образователь-
ные учреждения   
Российской        
Федерации        

Минобрнауки России, 
органы, осуществля- 
ющие функции управле-
ния в сфере образова-
ния субъектов       
Российской Федерации

9.

Внедрение новых механизмов   
итоговой аттестации на ступени
основного общего образования с
использованием заданий       
стандартизированной формы,   
аналогичной при проведении   
единого государственного     
экзамена                     

Все образователь-
ные учреждения   
Российской       
Федерации,       
реализующие      
программы         
основного общего 
образования      

Минобрнауки России, 
органы, осуществля- 
ющие функции        
управления в сфере  
образования         
субъектов Российской
Федерации           

10.

Создание крупных региональных
интегрированных образователь-
ных учреждений (центров      
квалификаций), реализующих   
программы НПО и СПО          

Ежегодно не менее
50               

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, органы      
исполнительной      
власти субъектов    
Российской Федерации,
объединения         
работодателей       

11.

Принятие разработанной и     
согласованной концепции      
непрерывного профессионального
образования                  

 

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, органы      
исполнительной      
власти субъектов    
Российской Федерации,
объединения         
работодателей       

12.

Принятие Национальной рамки  
квалификаций (НРК), целостно 
описывающей систему квалифика-
ций российского рынка труда  

 

Объединения         
работодателей,      
Минздравсоцразвития 
России, Минобрнауки 
России, федеральные 
органы исполнительной
власти              

13.

Создание системы общественно-
профессиональной сертификации
квалификаций выпускников     
программ профессионального   
образования                  

Ежегодно не менее
чем по 3 - 4     
отраслям         

Минздравсоцразвития 
России, Минобрнауки 
России, федеральные 
органы исполнитель- 
ной власти, органы  
исполнительной      
власти субъектов    
Российской Федерации,
объединения         
работодателей       

14.

Создание органов общественно-
профессиональной аккредитации
основных образовательных     
программ и дополнительных    
образовательных программ     
профессионального образования

Ежегодно не менее
чем по 3 - 4     
отраслям         

Минздравсоцразвития 
России, Минобрнауки 
России, федеральные 
органы исполнительной
власти, органы испол-
нительной власти    
субъектов Российской
Федерации, объедине-
ния работодателей   

15.

Формирование системы         
непрерывного повышения       
квалификации и переподготовки
руководителей, преподавателей
и мастеров производственного 
обучения образовательных     
учреждений профессионального 
образования                  

Ежегодно не менее
25% от общей     
численности      

Минобрнауки России, 
Федеральные органы  
исполнительной      
власти, органы      
исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации, объедине-
ния работодателей   

16.

Создание механизма участия   
работодателей в мониторинге и
прогнозировании потребностей 
экономики в квалифицированных
кадрах                       

 

Минэкономразвития   
России, Минобрнауки 
России, заинтересо- 
ванные федеральные  
органы исполнительной
власти              

17.

Создание механизма участия   
работодателей в разработке   
федеральных государственных  
образовательных стандартов   
профессионального образования

 

Минобрнауки России, 
заинтересованные    
федеральные органы  
исполнительной власти

18.

Государственная поддержка    
образовательных учреждений   
начального и среднего        
профессионального образования,
внедряющих инновационные     
образовательные программы    

Не менее 60      

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, органы      
исполнительной      
власти субъектов    
Российской Федерации,
объединения         
работодателей       

19.

Определение перечня вузов,   
самостоятельно устанавливающих
требования к основным        
образовательным программам   

 

Минобрнауки России, 
заинтересованные    
ведомства и         
организации         

20.

Заключение прямых договоров  
российских вузов с зарубежными
партнерами                   

Ежегодно не менее
5% от общего числа
государственных  
вузов            

Минобрнауки России, 
учреждения высшего  
профессионального   
образования         

21.

Внесение изменений в нормы   
градостроительства в целях   
размещения на первых этажах  
жилых зданий помещений для   
реализации программ          
дошкольного образования      

 

Минрегион России,   
субъекты Российской 
Федерации            

                                 2010 год                                 

22.

Расширение на конкурсной     
основе сети федеральных      
университетов                

3 - 5 федеральных
университетов    

Минобрнауки России, 
заинтересованные    
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

23.

Установление налоговых       
стимулов для работодателей, с
целью расширения возможностей
их участия в развитии        
учреждений профессионального 
образования                  

 

Минфин России,      
Минэкономразвития   
России, Минобрнауки 
России, заинтересо- 
ванные федеральные  
органы исполнительной
власти              

24.

Внедрение моделей образования
детей старшего дошкольного   
возраста                     

Показатели охвата
детей в возрасте 
от 5 до 7 лет    
дошкольным       
образованием     
не менее 90%     

Минобрнауки России, 
субъекты Российской 
Федерации           

25.

Внедрение моделей профильного
обучения обучающихся на      
третьей ступени общего       
образования                  

Все школьники в  
10 - 11-х классах
обучаются по про-
фильным предметам

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

26.

Создание в образовательных   
учреждениях общественных     
советов, обладающих          
управленческими полномочиями 

Все образователь-
ные учреждения в 
соответствии с   
уставами имеют   
общественные     
управляющие советы

Минобрнауки России, 
заинтересованные    
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

27.

Принятие государственной     
программы модернизации       
российского образования на   
период до 2020 года          

1,2 трлн. руб. (в
ценах 2010 года) 

Минобрнауки России  

28.

Внедрение нормативно-подушево-
го финансирования учреждений 
образования всех уровней     

Дошкольные       
образовательные  
учреждения (ОУ) -
не менее 70%,    
ОУ НПО (СПО) - не
менее 50%,       
ОУ ВПО - не менее
30%              
Общеобразователь-
ные учреждения - 
не менее 90%     

Минобрнауки России, 
органы исполнительной
власти субъектов РФ 

29.

Внедрение новой системы оплаты
труда для каждого уровня     
системы образования, ориенти-
рованной на результативность и
качество                     

Дошкольные       
образовательные  
учреждения (ОУ) -
не менее 30%,    
ОУ НПО (СПО) - не
менее 50%,       
ОУ ВПО - не менее
60%              
Общеобразователь-
ные учреждения - 
не менее 90%     

Минобрнауки России, 
органы исполнительной
власти субъектов РФ 

30.

Введение в действие новых    
стандартов высшего           
профессионального образования

Введено 100%     
образовательных  
стандартов       

Минобрнауки России, 
работодатели        

31.

Введение в действие новых    
стандартов начального и      
среднего профессионального   
образования                  

Введено не менее 
70% образователь-
ных стандартов   

Минобрнауки России, 
работодатели        

32.

Введение в действие уровневой
системы высшего профессиональ-
ного образования             

100% вузов       

Минобрнауки России  

33.

Предоставление права организа-
циям и предприятиям реализовы-
вать программы дополнительного
профессионального образования
и профессиональной подготовки

Все              
заинтересованные 
предприятия и    
организации      

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной влас-
ти, органы исполни- 
тельной власти      
субъектов Российской
Федерации, объедине-
ния работодателей   

34.

Создание и внедрение новой   
модели аттестации            
педагогических работников,   
основанной на сочетании      
государственно-общественной и
профессиональной экспертизы  

Все педагогические
работники проходят
аттестацию по    
новой модели     

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

35.

Создание и внедрение новой   
модели аттестации руководящих
работников, основанной на    
сочетании государственно-    
общественной и               
профессиональной экспертизы  

Все педагогические
работники проходят
аттестацию по    
новой модели      

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

36.

Проведение сертификации      
квалификаций всех работников 
системы управления
           
образованием                 

Все руководители 
образовательных  
учреждений,      
начиная с 2010   
года             

Минобрнауки России, 
заинтересованные    
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

37.

Введение форм публичной      
отчетности учреждений        
образования всех уровней
     

Все              
образовательные  
учреждения       

Минобрнауки России  

38.

Создание федерального портала
постоянно обновляющихся      
электронных образовательных  
ресурсов (ЭОР) для образова- 
тельных учреждений всех      
уровней                      

Не менее 150 тыс.
ЭОР              

Минобрнауки России  

                                 2011 год                                 

39.

Принятие законодательного    
акта, интегрирующего         
законодательство по всем     
уровням образования          

 

Минобрнауки России  

40.

Государственная поддержка ис-
следовательских университетов

Не менее 10      
университетов    
ежегодно         

Минобрнауки России  

41.

Введение новых образцов      
документов о высшем          
профессиональном образовании,
совместимых с европейскими   
(европейский диплом)         

Не менее 50%     
вузов начнут     
выдавать дипломы с
общеевропейским  
приложением      

Минобрнауки России  

42.

Вхождение Российской Федерации
в международные ассоциации по
аккредитации образовательных 
программ и учреждений        

Росаккредагентство
получило         
соответствующий  
сертификат       

Минобрнауки России  

43.

Конкурсная поддержка субъектов
Российской Федерации,        
внедряющих комплексные проекты
модернизации образования,    
включая систему начального и 
среднего профессионального   
образования, дошкольного и   
дополнительного образования  

Количество       
поддерживаемых   
регионов - не    
менее 10         

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин России

44.

Внедрение системы грантовой  
поддержки инновационной и    
исследовательской деятельности
школьников                   

По 500 грантов   
ежегодно         

Минобрнауки России, 
РАН, РАО, Роспатент,
Минфин России       
и другие заинтересо-
ванные министерства,
ведомства, общест-  
венные организации  

45.

Создание системы развития    
детей раннего возраст (до 3-х
лет) с целью поддержки семей,
имеющих детей раннего возраста
или запланировавших рождение 
ребенка                      

Охват детей      
раннего возраста 
(до 3 лет) различ-
ными формами      
дошкольного обра-
зования (включая 
консультативную  
поддержку родите-
лей, оказание    
патронатной педа-
гогической помощи
и др.) не менее  
50%              

Минобрнауки России, 
Минздравсоцразвития 
России, субъекты    
Российской Федерации

46.

Осуществление мер по         
организации подготовки кадров
в сфере бытового, медицинского
и рекреационного обслуживания
(подготовка и сертификация   
кадров в г. Сочи, в связи с  
проведением XXII зимних      
Олимпийских игр в 2014 году) 

Не менее 60%     
работников прошли
сертификацию в   
соответствующих  
учебных центрах  

Минобрнауки России, 
Минздравсоцразвития 
России, Федеральное 
агентство по        
физической культуре 
и спорту            

                                 2012 год                                 

47.

Создание системы специализи- 
рованных общеобразовательных 
учреждений для талантливых   
школьников при ведущих образо-
вательных учреждениях высшего
профессионального образования
и научных учреждениях        

7 образовательных
учреждений - в   
каждом федеральном
округе           

Минобрнауки России, 
Минфин России,      
Минэкономразвития   
России, субъекты    
Российской Федерации

48.

Внедрение нормативно-подушево-
го финансирования и новой    
системы оплаты труда в       
образовательных учреждениях  
Российской Федерации         

Все              
образовательные  
учреждения       

Минобрнауки России, 
органы исполнительной
власти субъектов    
Российской Федерации

49.

Введение федеральных государ-
ственных образовательных     
стандартов общего образования
второго поколения            

Не менее 30%     
обучающихся будут
обучаться по новым
образовательным  
стандартам       

Минобрнауки России, 
федеральные органы  
исполнительной      
власти, субъекты    
Российской Федерации

50.

Внедрение по результатам     
эксперимента механизмов      
государственной поддержки    
образовательного кредитования

Не менее 15% вузов
будут охвачены   
программами      
образовательного 
кредитования     
на условиях      
государственной  
поддержки, в т.ч.
сопутствующим    
кредитованием - не
менее 5000       
студентов        

Минобрнауки России  

51.

Внедрение моделей             
финансирования сетевого      
взаимодействия образовательных
учреждений разного уровня
    

Охват не менее 20%
образовательных  
учреждений       

Минобрнауки России, 
органы исполнительной
власти субъектов    
Российской Федерации

52.

Начало конкурсной поддержки  
субъектов Российской         
Федерации, внедряющих        
современную модель образования

Количество       
поддерживаемых   
регионов - не    
менее 20         

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин      
России, субъекты    
Российской Федерации

53.

Формирование условий         
академической мобильности    

Охват мирового   
рынка образова-  
тельных услуг - не
менее 3%         

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин России

54.

Внедрение механизмов единых  
государственных экзаменов на 
всех уровнях системы         
образования                  

Доля охваты      
выпускников      
бакалавриата - не
менее 70%        

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин      
России, субъекты    
Российской Федерации

55.

Государственная поддержка    
академической мобильности -  
гранты и стипендии преподава-
телям и студентам, участвующим
в программах академических   
обменов                      

Доля мирового рын-
ка образовательных
услуг - не менее 
3%               

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин России

56.

Поддержка обучения граждан с 
особыми физическими          
потребностями                

Доля граждан с    
особыми          
потребностями,   
которые получили 
доступ к полноцен-
ному обучению -  
не менее 20%     

Минобрнауки России, 
Минэкономразвития   
России, Минфин      
России, субъекты    
Российской Федерации

 

Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования в сфере

образования

И.М.РЕМОРЕНКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018