МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 20 декабря 2007 г. N 0100/13268-07-32
ОЦЕНКА САНЭПИДБЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ И КАЧЕСТВА НАДЗОРА
ЗА УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ В НИХ
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
проанализировав материалы по оценке санитарно-эпидемиологического благополучия
учебных заведений начального профессионального образования Российской
Федерации, представленные управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации, сообщает следующее.
Доля учреждений
начального профессионального образования (далее - УНПО) в системе
профессионального образования составляет 15,9%. Большая часть из них является
государственными, хотя имеются и ведомственные учреждения.
Всего в УНПО
Российской Федерации в 2006 - 2007 учебном году обучалось 1222994 подростка, из
них в возрасте до 18 лет - 66,2%. Среди учащихся 113118 человек - это
выпускники специальных коррекционных учреждений, из них имеют инвалидность 2246
человек.
В
большинстве регионов разработаны и реализуются программы, направленные на
развитие и поддержание системы начального профессионального образования в новых
социально-экономических условиях, создание социального партнерства и участия
работодателей в подготовке квалифицированных кадров (Республики Башкортостан,
Мордовия, Амурская, Брянская, Белгородская, Ленинградская, Липецкая,
Московская, Нижегородская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Челябинская,
Ярославская области и др.).
Нет программ по
развитию системы УНПО в Карачаево-Черкесской Республике, Калужской и
Саратовской областях.
Перспективным
является воссоздание на новых условиях статуса базовых предприятий. Так, в
Ивановской области разработано и находится на рассмотрении Правительства
области Положение о базовом предприятии УНПО.
Заслуживает
внимания и распространения практика организации надзора за условиями
прохождения производственного обучения учащихся УНПО на базовых предприятиях. В
Амурской области выбор рабочих мест осуществляется администрацией УНПО при
наличии заключения специалистов Роспотребнадзора и специалистов по охране труда
и технике безопасности предприятий. В Республике Мордовия, Мурманской области обучающиеся в УНПО промышленного профиля проходят
производственное обучение на промышленных предприятиях на наиболее безопасных
участках работы по согласованию с органами Роспотребнадзора и при организации
лабораторно-инструментального контроля.
Несмотря на меры,
принимаемые управлениями Роспотребнадзора к обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях начального
профессионального образования, их состояние вызывает крайнюю обеспокоенность.
Высокой остается
доля учебных заведений начального профессионального образования, относящихся ко
второй (65,5%) и третьей (6,7%) группе санэпидблагополучия.
Материально-техническая
база многих УНПО на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Общее
число УНПО, требующих полного или частичного капитального ремонта в Российской
Федерации составляет более 30%. В отдельных регионах больше половины учебных
заведений нуждается в ремонте, чаще в сельских районах (Республика Дагестан,
Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Красноярский край,
Сахалинская область и др.).
Размещение
учреждений в приспособленных зданиях с недостаточным набором и площадью
помещений является основной причиной нарушений санитарного законодательства. В
приспособленных помещениях, не отвечающих требованиям санитарного
законодательства, расположено почти 20% УНПО. В Республике
Ингушетия все учебные заведения размещены в приспособленных помещениях, в
Республике Марий Эл, в Ульяновской и Томской областях половина учреждений
расположены в приспособленных помещениях.
Не имеют полного
набора помещений 12,9% учебных заведений Российской Федерации. Наиболее
неблагоприятное положение отмечается в Камчатском крае, где в половине
учреждений нет полного набора помещений для общеобразовательной деятельности,
во всех городских учреждениях нет полного набора помещений для организации
профессиональной подготовки.
Из-за недостатка
помещений в части регионов организована двухсменная работа учебных заведений
(Свердловская область, Нижегородская область). В ряде областей отмечается
превышение наполняемости групп, что ухудшает условия обучения. Так, например, в
Красноярском крае и Архангельской области
наполняемость групп превышает допустимую в трети городских УНПО, в Курской,
Кемеровской, Липецкой областях, Санкт-Петербурге - в 20 - 24% УНПО.
Материально-техническая
база учебных заведений не всегда обеспечивает возможность организации
полноценного учебно-производственного процесса и обеспечения условий,
отвечающих всем нормативным требованиям. В большинстве регионов отмечается
недостаточная материально-техническая база УНПО, необходимость замены
устаревшего оборудования (Алтайский край, Амурская, Брянская, Владимирская,
Московская, Воронежская, Калужская, Рязанская области, Республика Карелия и
др.).
До сих пор остается
нерешенным вопрос укомплектования необходимой мебелью и оборудованием. В целом
по Российской Федерации в 15,1% УНПО отмечено несоответствие мебели
росто-возрастным показателям учащихся (Ульяновская, Челябинская, Сахалинская,
Ярославская, Калужская, Амурская, Рязанская, Ленинградская области).
Особенно неблагополучная
ситуация сложилась в Республике Северная Осетия - Алания, Пензенской области,
где мебель не соответствует нормативам в 50% учреждений.
Оборудование
учебных мастерских не соответствует требованиям в 7,5% учебных заведений
Российской Федерации. В Камчатском крае - во всех городских
УНПО, в Сахалинской области - в 38% УНПО, в Псковской области - 28,6%, в
Республике Хакасия - в 25%, Орловской области в 19%, Ульяновской области в 18%,
в Свердловской - в 10%.
Информация по
оценке воздуха рабочей зоны, шума, вибрации дана лишь в ограниченном числе
материалов, представленных управлениями Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации. Необходимо отметить активную работу в
этом направлении в Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике
Коми, Республике Марий Эл, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Липецкой,
Мурманской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской областях,
г. Санкт-Петербурге.
Результаты оценки
параметров освещенности показали значительное число нарушений гигиенических
норм по этому показателю. Несоответствие параметров искусственной освещенности
было выявлено в Республике Калмыкия, Республике Коми, Белгородской,
Саратовской, Кировской, Нижегородской, Смоленской, Рязанской областях.
Однако, в
большинстве регионов результаты лабораторно-инструментального контроля за условиями обучения, в том числе и условиями
прохождения производственной практики, сводятся, главным образом, к замерам
параметров микроклимата, уровней освещенности, ЭМП.
Отсутствие
объективных данных параметров производственной среды на рабочих местах,
выделяемых для производственной практики, не позволяет обеспечить безопасные
условия обучения.
По-прежнему в ряде
регионов имели место перебои в поставках топлива в УНПО, некачественная
подготовка их к отопительному сезону, что привело к несоответствию параметров
микроклимата гигиеническим нормативам и росту заболеваемости. Нарушения
микроклимата в холодное время года были отмечены в Республике Дагестан, в
Сахалинской, Кировской, Амурской, Московской областях.
В 5% учреждений РФ
было отмечено несоответствие технических средств обучения гигиеническим
нормативам (Республика Коми, Сахалинская, Псковская, Ульяновская области).
Проведение
надзорных мероприятий по контролю за режимом обучения
позволило выявить различные по объему нагрузки - от 32 до 40 часов. Превышение
объема учебных нагрузок имело место в Липецкой, Курской, Пензенской областях, Республике Ингушетия и др.
При оценке нагрузки
и режимов обучения не учтены особенности организации обучения подростков,
поступивших на профессиональное обучение после окончания 7 - 8-х классов
общеобразовательных школ, обучавшихся в классах коррекции, также учащихся с
ограниченными возможностями.
Организация
физического воспитания с объемом 2 часа в неделю (Брянская, Липецкая,
Самарская, Сахалинская и Ярославская области, Республика Дагестан) не
обеспечивает необходимой двигательной активности и не соответствует требованиям
действующего законодательства.
Часто отмечается
недостаточность спортивного инвентаря, тренажеров, наличие устаревшего
спортивного оборудования (Смоленская и Владимирская области,
Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Карелия, г.
Санкт-Петербург).
Организация
полноценного питания для всех обучающихся остается одной из наиболее сложных и
острых проблем, учитывая, что в УНПО до 50% учащихся происходят из социально
незащищенных семей. Питание учащихся организовано в основном на базах
собственных столовых и осуществляется в соответствии с типовыми рационами,
согласованными с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации. Стоимость питания различна: от 10 - 20 рублей в Ивановской,
Воронежской, Брянской, Камчатской областях до 39 - 40
рублей в Белгородской области, г. Санкт-Петербурге. Следует отметить, что
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются
бесплатным питанием. Суммы на питание зависят от уровня финансирования и
различны по регионам.
В
Московской области в большинстве учреждений организовано 100% питание за счет
средств областного и муниципального бюджетов: 2-е разовое для учащихся
проживающих дома, для учащихся, проживающих в общежитиях, - 3 - 4-разовое на
сумму 100 - 112 руб. В Амурской области все учащиеся охвачены 2-разовым
питанием на сумму 60 - 75 руб. В Томской и Челябинской областях охват питанием
составляет от 84 до 100% на сумму 16 -
18 руб.
В ряде областей
специалисты Роспотребнадзора не использовали в достаточной
степени административный ресурс для привлечения внимания законодательных
и исполнительных органов к проблеме питания обучающихся в УНПО. В Саратовской
области охват обучающихся горячим питанием составляет 50%. В Республике
Мордовия учащиеся получают питание за свои деньги за исключением 4-х учебных
заведений, находящихся на Федеральном бюджете. В Самарской области не
выделяются бюджетные средства на питание учащихся, единственным источником
финансирования являются средства родителей. В Смоленской, Астраханской и
Сахалинской областях отсутствует финансирование для
организации горячего питания основной категории обучающихся, финансируется
питание лишь для учащихся-сирот. Не организовано горячее питание учащихся в
Республике Дагестан.
Медицинское
обслуживание осуществляется в основном детскими (до 18 лет) и взрослыми
поликлиниками (учащиеся старше 18 лет), подростковыми кабинетами ЦРБ в сельских
районах. В отдельных случаях медицинские осмотры организуются на базе
физкультурных диспансеров и в поликлиниках для студенческой молодежи
(Ингушетия, Томская область, Республика Северная Осетия - Алания).
Охват учащихся
медицинскими осмотрами с участием узких специалистов составляет 80 - 100%.
В среднем 15,5%
УНПО не имеют оборудованных медицинских кабинетов. В
отдельных регионах эта цифра намного выше (Республиках: Карелия, Коми,
Калмыкия, областях: Калужской, Саратовской, Орловской).
При отсутствии медицинских кабинетов, в основном это имеет место в сельской
местности, учащиеся обслуживаются ЛПУ по территориальному принципу.
Недостаточная
укомплектованность УНПО кадрами средних медицинских работников не позволяет в
полном объеме осуществлять медицинское обслуживание учащихся в Ивановской,
Челябинской, Самарской, Владимирской, Московской областях, г. Москве.
Отмечается слабая
оснащенность медицинских кабинетов оборудованием и медикаментами во
Владимирской, Воронежской, Брянской, Ивановской областях и др.
В целях повышения
уровня санэпидблагополучия в учебных заведениях начального профессионального
образования руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации предлагается:
1. Повысить
качество надзора за:
1.1. Условиями
обучения в УНПО (объем учебно-производственной нагрузки учащихся при освоении
разных программ подготовки, лабораторно-инструментальный контроль за условиями
теоретического и производственного обучения в классах, кабинетах, учебных
мастерских), в том числе за:
- условиями
производственного обучения и практики на рабочих местах предприятий и
учреждений;
- организацией
физического воспитания в соответствии с действующими нормативно-методическими
документами при обеспечении профессиональной направленности занятий, раздельном
проведении занятий для лиц подготовительной и специальной групп.
1.2. Организацией
медицинского обслуживания, обратив особое внимание на проведение
предварительных и периодических осмотров, и организацией оздоровительных и профилактических
мероприятий.
1.3. Питанием
учащихся, в том числе за:
- увеличением
охвата обучающихся горячим питанием;
- расширением
перечня лиц, нуждающихся в обязательном финансировании питания;
- улучшением
качества питания по объективным данным лабораторно-инструментального контроля;
- использованием
продуктов для профилактики витаминной и микронутриентной недостаточности.
2. Совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации:
- проанализировать
материально-техническое состояние учреждений начального профессионального
образования и разработать планы мероприятий, предусмотрев в них реконструкцию и
строительство УНПО, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным
инвентарем, условиями для организации полноценного питания и медицинского
обеспечения;
- подготовить и
внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации предложения, направленные на улучшение материально-технической базы
УНПО, сохранения здоровья контингента обучающихся и развитие системы общего и
начального профессионального образования.
3. О проделанной
работе сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека в срок до 15.11.2008.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО