Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 20 декабря 2007 г. N 0100/13268-07-32

 

ОЦЕНКА САНЭПИДБЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ И КАЧЕСТВА НАДЗОРА

ЗА УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ В НИХ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы по оценке санитарно-эпидемиологического благополучия учебных заведений начального профессионального образования Российской Федерации, представленные управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, сообщает следующее.

Доля учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) в системе профессионального образования составляет 15,9%. Большая часть из них является государственными, хотя имеются и ведомственные учреждения.

Всего в УНПО Российской Федерации в 2006 - 2007 учебном году обучалось 1222994 подростка, из них в возрасте до 18 лет - 66,2%. Среди учащихся 113118 человек - это выпускники специальных коррекционных учреждений, из них имеют инвалидность 2246 человек.

В большинстве регионов разработаны и реализуются программы, направленные на развитие и поддержание системы начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях, создание социального партнерства и участия работодателей в подготовке квалифицированных кадров (Республики Башкортостан, Мордовия, Амурская, Брянская, Белгородская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области и др.).

Нет программ по развитию системы УНПО в Карачаево-Черкесской Республике, Калужской и Саратовской областях.

Перспективным является воссоздание на новых условиях статуса базовых предприятий. Так, в Ивановской области разработано и находится на рассмотрении Правительства области Положение о базовом предприятии УНПО.

Заслуживает внимания и распространения практика организации надзора за условиями прохождения производственного обучения учащихся УНПО на базовых предприятиях. В Амурской области выбор рабочих мест осуществляется администрацией УНПО при наличии заключения специалистов Роспотребнадзора и специалистов по охране труда и технике безопасности предприятий. В Республике Мордовия, Мурманской области обучающиеся в УНПО промышленного профиля проходят производственное обучение на промышленных предприятиях на наиболее безопасных участках работы по согласованию с органами Роспотребнадзора и при организации лабораторно-инструментального контроля.

Несмотря на меры, принимаемые управлениями Роспотребнадзора к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях начального профессионального образования, их состояние вызывает крайнюю обеспокоенность.

Высокой остается доля учебных заведений начального профессионального образования, относящихся ко второй (65,5%) и третьей (6,7%) группе санэпидблагополучия.

Материально-техническая база многих УНПО на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Общее число УНПО, требующих полного или частичного капитального ремонта в Российской Федерации составляет более 30%. В отдельных регионах больше половины учебных заведений нуждается в ремонте, чаще в сельских районах (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Красноярский край, Сахалинская область и др.).

Размещение учреждений в приспособленных зданиях с недостаточным набором и площадью помещений является основной причиной нарушений санитарного законодательства. В приспособленных помещениях, не отвечающих требованиям санитарного законодательства, расположено почти 20% УНПО. В Республике Ингушетия все учебные заведения размещены в приспособленных помещениях, в Республике Марий Эл, в Ульяновской и Томской областях половина учреждений расположены в приспособленных помещениях.

Не имеют полного набора помещений 12,9% учебных заведений Российской Федерации. Наиболее неблагоприятное положение отмечается в Камчатском крае, где в половине учреждений нет полного набора помещений для общеобразовательной деятельности, во всех городских учреждениях нет полного набора помещений для организации профессиональной подготовки.

Из-за недостатка помещений в части регионов организована двухсменная работа учебных заведений (Свердловская область, Нижегородская область). В ряде областей отмечается превышение наполняемости групп, что ухудшает условия обучения. Так, например, в Красноярском крае и Архангельской области наполняемость групп превышает допустимую в трети городских УНПО, в Курской, Кемеровской, Липецкой областях, Санкт-Петербурге - в 20 - 24% УНПО.

Материально-техническая база учебных заведений не всегда обеспечивает возможность организации полноценного учебно-производственного процесса и обеспечения условий, отвечающих всем нормативным требованиям. В большинстве регионов отмечается недостаточная материально-техническая база УНПО, необходимость замены устаревшего оборудования (Алтайский край, Амурская, Брянская, Владимирская, Московская, Воронежская, Калужская, Рязанская области, Республика Карелия и др.).

До сих пор остается нерешенным вопрос укомплектования необходимой мебелью и оборудованием. В целом по Российской Федерации в 15,1% УНПО отмечено несоответствие мебели росто-возрастным показателям учащихся (Ульяновская, Челябинская, Сахалинская, Ярославская, Калужская, Амурская, Рязанская, Ленинградская области).

Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Республике Северная Осетия - Алания, Пензенской области, где мебель не соответствует нормативам в 50% учреждений.

Оборудование учебных мастерских не соответствует требованиям в 7,5% учебных заведений Российской Федерации. В Камчатском крае - во всех городских УНПО, в Сахалинской области - в 38% УНПО, в Псковской области - 28,6%, в Республике Хакасия - в 25%, Орловской области в 19%, Ульяновской области в 18%, в Свердловской - в 10%.

Информация по оценке воздуха рабочей зоны, шума, вибрации дана лишь в ограниченном числе материалов, представленных управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Необходимо отметить активную работу в этом направлении в Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурге.

Результаты оценки параметров освещенности показали значительное число нарушений гигиенических норм по этому показателю. Несоответствие параметров искусственной освещенности было выявлено в Республике Калмыкия, Республике Коми, Белгородской, Саратовской, Кировской, Нижегородской, Смоленской, Рязанской областях.

Однако, в большинстве регионов результаты лабораторно-инструментального контроля за условиями обучения, в том числе и условиями прохождения производственной практики, сводятся, главным образом, к замерам параметров микроклимата, уровней освещенности, ЭМП.

Отсутствие объективных данных параметров производственной среды на рабочих местах, выделяемых для производственной практики, не позволяет обеспечить безопасные условия обучения.

По-прежнему в ряде регионов имели место перебои в поставках топлива в УНПО, некачественная подготовка их к отопительному сезону, что привело к несоответствию параметров микроклимата гигиеническим нормативам и росту заболеваемости. Нарушения микроклимата в холодное время года были отмечены в Республике Дагестан, в Сахалинской, Кировской, Амурской, Московской областях.

В 5% учреждений РФ было отмечено несоответствие технических средств обучения гигиеническим нормативам (Республика Коми, Сахалинская, Псковская, Ульяновская области).

Проведение надзорных мероприятий по контролю за режимом обучения позволило выявить различные по объему нагрузки - от 32 до 40 часов. Превышение объема учебных нагрузок имело место в Липецкой, Курской, Пензенской областях, Республике Ингушетия и др.

При оценке нагрузки и режимов обучения не учтены особенности организации обучения подростков, поступивших на профессиональное обучение после окончания 7 - 8-х классов общеобразовательных школ, обучавшихся в классах коррекции, также учащихся с ограниченными возможностями.

Организация физического воспитания с объемом 2 часа в неделю (Брянская, Липецкая, Самарская, Сахалинская и Ярославская области, Республика Дагестан) не обеспечивает необходимой двигательной активности и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Часто отмечается недостаточность спортивного инвентаря, тренажеров, наличие устаревшего спортивного оборудования (Смоленская и Владимирская области, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Карелия, г. Санкт-Петербург).

Организация полноценного питания для всех обучающихся остается одной из наиболее сложных и острых проблем, учитывая, что в УНПО до 50% учащихся происходят из социально незащищенных семей. Питание учащихся организовано в основном на базах собственных столовых и осуществляется в соответствии с типовыми рационами, согласованными с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Стоимость питания различна: от 10 - 20 рублей в Ивановской, Воронежской, Брянской, Камчатской областях до 39 - 40 рублей в Белгородской области, г. Санкт-Петербурге. Следует отметить, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным питанием. Суммы на питание зависят от уровня финансирования и различны по регионам.

В Московской области в большинстве учреждений организовано 100% питание за счет средств областного и муниципального бюджетов: 2-е разовое для учащихся проживающих дома, для учащихся, проживающих в общежитиях, - 3 - 4-разовое на сумму 100 - 112 руб. В Амурской области все учащиеся охвачены 2-разовым питанием на сумму 60 - 75 руб. В Томской и Челябинской областях охват питанием составляет от 84 до 100% на сумму 16 - 18 руб.

В ряде областей специалисты Роспотребнадзора не использовали в достаточной степени административный ресурс для привлечения внимания законодательных и исполнительных органов к проблеме питания обучающихся в УНПО. В Саратовской области охват обучающихся горячим питанием составляет 50%. В Республике Мордовия учащиеся получают питание за свои деньги за исключением 4-х учебных заведений, находящихся на Федеральном бюджете. В Самарской области не выделяются бюджетные средства на питание учащихся, единственным источником финансирования являются средства родителей. В Смоленской, Астраханской и Сахалинской областях отсутствует финансирование для организации горячего питания основной категории обучающихся, финансируется питание лишь для учащихся-сирот. Не организовано горячее питание учащихся в Республике Дагестан.

Медицинское обслуживание осуществляется в основном детскими (до 18 лет) и взрослыми поликлиниками (учащиеся старше 18 лет), подростковыми кабинетами ЦРБ в сельских районах. В отдельных случаях медицинские осмотры организуются на базе физкультурных диспансеров и в поликлиниках для студенческой молодежи (Ингушетия, Томская область, Республика Северная Осетия - Алания).

Охват учащихся медицинскими осмотрами с участием узких специалистов составляет 80 - 100%.

В среднем 15,5% УНПО не имеют оборудованных медицинских кабинетов. В отдельных регионах эта цифра намного выше (Республиках: Карелия, Коми, Калмыкия, областях: Калужской, Саратовской, Орловской). При отсутствии медицинских кабинетов, в основном это имеет место в сельской местности, учащиеся обслуживаются ЛПУ по территориальному принципу.

Недостаточная укомплектованность УНПО кадрами средних медицинских работников не позволяет в полном объеме осуществлять медицинское обслуживание учащихся в Ивановской, Челябинской, Самарской, Владимирской, Московской областях, г. Москве.

Отмечается слабая оснащенность медицинских кабинетов оборудованием и медикаментами во Владимирской, Воронежской, Брянской, Ивановской областях и др.

В целях повышения уровня санэпидблагополучия в учебных заведениях начального профессионального образования руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации предлагается:

1. Повысить качество надзора за:

1.1. Условиями обучения в УНПО (объем учебно-производственной нагрузки учащихся при освоении разных программ подготовки, лабораторно-инструментальный контроль за условиями теоретического и производственного обучения в классах, кабинетах, учебных мастерских), в том числе за:

- условиями производственного обучения и практики на рабочих местах предприятий и учреждений;

- организацией физического воспитания в соответствии с действующими нормативно-методическими документами при обеспечении профессиональной направленности занятий, раздельном проведении занятий для лиц подготовительной и специальной групп.

1.2. Организацией медицинского обслуживания, обратив особое внимание на проведение предварительных и периодических осмотров, и организацией оздоровительных и профилактических мероприятий.

1.3. Питанием учащихся, в том числе за:

- увеличением охвата обучающихся горячим питанием;

- расширением перечня лиц, нуждающихся в обязательном финансировании питания;

- улучшением качества питания по объективным данным лабораторно-инструментального контроля;

- использованием продуктов для профилактики витаминной и микронутриентной недостаточности.

2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации:

- проанализировать материально-техническое состояние учреждений начального профессионального образования и разработать планы мероприятий, предусмотрев в них реконструкцию и строительство УНПО, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, условиями для организации полноценного питания и медицинского обеспечения;

- подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на улучшение материально-технической базы УНПО, сохранения здоровья контингента обучающихся и развитие системы общего и начального профессионального образования.

3. О проделанной работе сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 15.11.2008.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024