Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

N 251

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

N 125

 

ПРИКАЗ

от 18 июля 1991 года

 

О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ

В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

 

Объявляем Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

В целях дальнейшего совершенствования деятельности специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов выделить в 1991 году средства для реализации мероприятий, направленных на улучшение воспитания, обучения и материального обеспечения детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, находящихся в специальных учебно - воспитательных учреждениях (специальных домах ребенка, специальных детских домах и детских садах, специальных яслях - садах (яслях), специальных детских домах и детских домах - интернатах, специальных школах - интернатах (школах), специальных группах профессионально - технических училищ, профессионально - технических училищах - интернатах и техникумах - интернатах), а также обучающихся в специальных группах, классах при дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах - интернатах и индивидуально на дому.

2. Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов:

рассмотреть в 1991 году состояние материальной базы каждого специального учебно - воспитательного учреждения, провести их инвентаризацию, предусмотрев при необходимости ремонт или реконструкцию, материально - техническое обеспечение, особенно оснащение специальным инвентарем, оборудованием и средствами коррекции;

осуществлять постоянный контроль за деятельностью специальных учебно - воспитательных учреждений, а также оказывать помощь в получении педагогическими кадрами дефектологического образования в системе очного и заочного обучения для полного укомплектования ими указанных учреждений.

3. Государственному комитету РСФСР по экономике устанавливать организациям - заказчикам и подрядчикам республиканский государственный заказ на ввод в действие специальных учебно - воспитательных учреждений.

4. Государственному комитету РСФСР по материально - техническому обеспечению республиканских и региональных программ, Государственному комитету РСФСР по экономике, Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов принять меры к обеспечению до 1995 года каждого специального интернатного учреждения необходимым автотранспортом, в том числе санитарным автомобилем и автобусом.

5. Государственному комитету РСФСР по земельной реформе, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов завершить в 1991 - 1992 годах отвод в установленном порядке земельных участков для организации подсобных хозяйств при специальных учебно - воспитательных учреждениях и создать необходимые условия для их деятельности в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1984 г. N 265 "Об общеобразовательных школах - интернатах, детских домах и других интернатных учреждениях" (СП РСФСР, 1984, N 12, ст. 94).

6. Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов определить мероприятия, обеспечивающие своевременное устройство детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии и нуждающихся в специальных учебно - воспитательных учреждениях, в специальные детские сады, ясли - сады (ясли), детские дома, детские дома - интернаты, школы - интернаты (школы), классы в общеобразовательных школах и школах - интернатах общего типа, училища - интернаты, техникумы - интернаты и группы профессионально - технических училищ в соответствии с заключениями и рекомендациями психолого - медико - педагогических консультаций о типе учреждения, необходимом для оздоровления таких детей, их воспитания и обучения, а также создание рабочих мест на предприятиях для выпускников специальных учебно - воспитательных учреждений.

7. Государственному комитету РСФСР по экономике, Государственному комитету РСФСР по материально - техническому обеспечению республиканских и региональных программ, Министерству образования РСФСР, Министерству промышленности РСФСР обеспечивать производство и поставку специальным учебно - воспитательным учреждениям тифлотехнических, бытовых, информационных и производственных средств, аппаратов, учебного оборудования и мебели в качестве поставок для государственных нужд.

Освободить от налогообложения прибыль, полученную предприятиями от выпуска указанных видов продукции для специальных учебно - воспитательных учреждений, в части сумм, подлежащих зачислению в республиканский бюджет РСФСР.

8. Министерству труда РСФСР, Министерству образования РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР принять участие в работе Министерства труда и социальных вопросов СССР по определению условий оплаты труда работников постоянно действующих межведомственных психолого - медико - педагогических консультаций.

9. Министерству образования РСФСР, Министерству печати и массовой информации РСФСР принять участие в работе Государственного комитета СССР по народному образованию, Академии педагогических наук СССР и Министерства информации и печати СССР по обеспечению специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, необходимыми учебными планами, программами, учебниками, дидактическим материалом, учебно - наглядными пособиями и художественной литературой, в том числе на родном языке, повышению качества оформления учебников, особенно для детей с остаточным зрением по всему курсу учебных предметов средней общеобразовательной школы.

10. Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов исходя из местных условий и рекомендаций Министерства образования РСФСР снизить с 1 сентября 1991 г. предельную наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах - интернатах (школах), детских домах и домах - интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в профессионально - технических училищах, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях общего типа.

Министерству образования РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР в месячный срок утвердить рекомендации по указанному вопросу.

11. Министерству социального обеспечения РСФСР обеспечить своевременное протезирование детей с недостатками в физическом развитии начиная с раннего возраста.

12. Министерству здравоохранения РСФСР в 1991 году разработать:

показания к направлению детей с недостатками в умственном или физическом развитии в оздоровительные учреждения;

медицинские и санитарно - гигиенические показатели для трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и подростков, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии, с учетом современных требований и профессий.

13. Распространить денежную норму расходов на питание, предусмотренную в подпункте "б" пункта 1 распоряжения Совета Министров РСФСР от 28 марта 1990 г. N 341-р, на учащихся, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии и обучающихся в специальных школах, классах в общеобразовательных школах и школах - интернатах общего типа (без проживания), из расчета 1 руб. 50 коп. (по II торговому поясу) на одного учащегося в день.

Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 24.05.91 N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" приказываем:

1. Министрам образования республик в составе РСФСР, начальникам управлений, главных управлений (комитетов) народного образования.

Министрам здравоохранения, республик в составе РСФСР, зав. обл(край)здравотделами, начальникам главных управлений, управлений здравоохранения:

1.1. Принять Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1991 г. N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" к руководству и исполнению.

1.2. Разработать план мероприятий по реализации рекомендаций и поручений, определенных и изложенных в Постановлении.

1.3. Осуществить в течение 1991 - 1992 годов инвентаризацию специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков с недостатками в развитии с целью определения состояния материально - технической базы и очередности проведения капитального ремонта, реконструкции действующих зданий.

1.4. Внести на рассмотрение Советов Министров республик в составе РСФСР, краевых, областных исполнительных комитетов предложения по:

укреплению материально - технической базы специальных учебно - воспитательных учреждений, правильной организации питания воспитанников, их оздоровления;

вводу в действие специальных учебно - воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития, домов ребенка для установления Госкомэкономикой РСФСР организациям - заказчикам и подрядчикам республиканского государственного заказа;

обеспечению до 1995 года каждого специального интернатного учреждения необходимым автотранспортом, в том числе санитарным автомобилем и автобусом.

2. Рекомендовать министерствам образования республик в составе РСФСР, краевым, областным управлениям, главным управлениям, комитетам по народному образованию:

2.1. Внести в штаты специальных учебно - воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития следующие изменения:

предусматривать в школах - интернатах и детских домах штат воспитателей на каждую группу из расчета их работы в день: в группах воспитанников среднего и старшего школьного возраста с учетом режима дня (как правило, не более 10 часов), в дошкольных группах и группах детей младшего школьного возраста - 14 часов;

в воскресные, праздничные и каникулярные дни для групп детей среднего и старшего школьного возраста, оставшихся в эти дни в школах - интернатах, часы работы воспитателей увеличивать до 14 часов;

в специальных школах штат воспитателей на каждую группу продленного дня предусматривать по режиму их работы;

в детских дошкольных учреждениях на каждую группу детей штат воспитателей предусматривать из расчета их работы в день;

в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей - по режиму работы учреждения (группы);

в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей - до 24 часов;

в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием - до 14 часов с учетом продолжительности трудовой недели и режима работы учреждения (группы) в предвыходные дни.

2.2. Формировать средства на оплату труда работников специальных учебно - воспитательных учреждений (классов, групп) исходя из рекомендованной Министерством образования РСФСР предельной наполняемости классов, групп (Приложение).

2.3. Предусматривать ассигнования на питание воспитанников специальных учебно - воспитательных учреждений, исходя из утвержденных натуральных норм, пересчитанных на действующие розничные цены, а на питание учащихся специальных школ, классов в общеобразовательных школах, школах - интернатах (без проживания) - с использованием поправочного коэффициента 3.1.

3. Главному управлению реабилитационной службы Минобразования РСФСР (т. Макаров Г.Б.), Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.):

3.1. Разработать и представить на утверждение в Совет Министров РСФСР от 01.11.91 проект Временного положения о специальных (коррекционных) общеобразовательных учебных заведениях для детей с недостатками умственного и физического развития.

3.2. Пересмотреть в 1992 году показания к направлению детей в специальные учебно - воспитательные учреждения.

4. Главному управлению реабилитационной службы (т. Макаров Г.Б.), Главному планово - финансовому управлению (т. Миронов И.Ю.) Министерства образования РСФСР, Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка (т. Зелинская Д.И.), Главному планово - экономическому управлению (т. Климкин М.В.) Министерства здравоохранения РСФСР:

4.1. По согласованию с Министерством труда РСФСР и Министерством финансов РСФСР разработать и представить к 01.10.91 на утверждение в Совет Министров РСФСР положение о постоянно действующей межведомственной психолого - медико - педагогической консультации. Совместно с Министерством труда РСФСР определить условия оплаты труда работников постоянно действующих межведомственных психолого - медико - педагогических консультаций.

4.2. Разработать до 01.10.91 для местных органов образования и здравоохранения рекомендации по штатной численности должностей врачей и среднего медицинского персонала специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

5. Главному управлению реабилитационной службы (т. Макаров Г.Б.), Главному планово - финансовому управлению (т. Миронов И.Ю.) Министерства образования РСФСР:

5.1. Внести до 15.10.91 предложения в Госкомстат РСФСР о единовременном учете педагогических кадров специальных учебных заведений и классов для детей с недостатками умственного и физического развития.

5.2. Подготовить и внести до 20.09.91 предложения в Министерство труда РСФСР, Министерство финансов РСФСР о введении доплат, надбавок к ставкам заработной платы педагогов за сверхнормативное содержание детей в специальных классах, группах.

6. Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.) в 1991 году разработать:

6.1. Показания к направлению детей с недостатками в умственном и физическом развитии в оздоровительные и санаторные учреждения.

6.2. Медицинские и санитарно - гигиенические показания для трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии, с учетом современных требований и профессий.

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на Главное управление реабилитационной службы Министерства образования РСФСР (т. Макаров Г.Б.) и Главное управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения РСФСР (т. Зелинская Д.И.).

 

Заместитель Министра

образования РСФСР

Е.Б.КУРКИН

 

Первый заместитель Министра

здравоохранения РСФСР

В.И.РЕЗАЙКИН

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждаю

Заместитель Министра

образования РСФСР

Е.Б.КУРКИН

 

Согласовано

Заместитель Министра

финансов РСФСР

Н.В.ЧЕРНОМОРД

16 июля 1991 г. N 09215

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДЕЛЬНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ,

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ - ИНТЕРНАТАХ

(ШКОЛАХ), ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОМАХ - ИНТЕРНАТАХ, ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ И ГРУППАХ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ,

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ШКОЛАХ -

ИНТЕРНАТАХ, ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА

 

┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│Дети, имеющие отклонения│  Количество детей в классе (группе)  

      в развитии        ├──────────────┬──────────┬─────────────┤

                        │ранний возраст│дошкольный   школьный 

                           (до 3 л)   │ возраст  │ подростковый│

                                      │ (с 3 до  │ и юношеский │

                                         7 л)   │(с 7 до 18 л)│

├────────────────────────┼──────────────┼──────────┼─────────────┤

│нарушения речи:                                             

│- с тяжелыми нарушениями│     до 6       до 10       до 12   

│речи                                                        

│- с фонетико - фонемати-      -         до 12        -      

ческим нарушением речи и│                                    

│нарушением произношения │                                    

│отдельных звуков                                            

│нарушения слуха:                                            

│- глухие                     до 6       до 6        до 6    

│- слабослышащие и позд-     до 6       до 8        до 10   

нооглохшие                                        (I отд.)  

                                                    до 6    

                                                  (II отд.) 

│нарушения зрения:                                           

│- слепые                     до 6       до 6        до 8    

│- слабовидящие               до 6       до 10       до 12   

│- с косоглазием и            до 6       до 10        -      

амблиопией                                                  

│нарушения опорно -           до 6       до 8        до 10   

│двигательного аппарата                                      

│с задержкой психического     до 6       до 10       до 12   

│развития                                                    

│умственно отсталые           до 6       до 10       до 12   

│с глубокой умственной         -         до 8        до 10   

│отсталостью                                                 

│со сложными дефектами        до 5       до 5        до 5    

└────────────────────────┴──────────────┴──────────┴─────────────┘

 

Примечание. Исходя из местных условий может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018