Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России возложены на Отдел по мобилизационной подготовке и специальным программам министерства.

22 августа прошлого года на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия) был представлен доклад Минобрнауки России "Об обеспечении пожарной безопасности в учебных заведениях и зданиях с пребыванием маломобильных групп населения (общеобразовательные школы, учебные заведения, больницы, интернаты, дома престарелых и т.д.)" и в соответствии с решением Комиссии (а также на основании результатов работы комиссий МЧС России 24 июля - 6 августа 2006 г. и 3 - 12 июля 2007 г. по проверке соблюдения требований пожарной безопасности в Минобрнауки России, подведомственных федеральных службах и федеральных агентствах) деятельность Минобрнауки России, подведомственного ему Федерального агентства по образованию по вопросам обеспечения пожарной безопасности в учебных заведениях в 2006 - 2007 годах была организована по следующим основным направлениям:

- нормативное правовое и методическое обеспечение пожарной безопасности;

- финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий пожарной безопасности;

- осуществление мониторинга состояния комплексной, в том числе и пожарной, безопасности объектов образования;

- обучение специалистов и обучающихся мерам пожарной безопасности, а также ее профилактика.

В целях реализации первого направления деятельности подготовлены и утверждены постановлением Правительства РФ предложения по корректировке мероприятий на 2007 год Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (ФЦПРО) и включению в нее мероприятия "Создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях", направленного на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений, с объемом финансирования 2298 млн. рублей в 2007 - 2010 годах.

Для создания единой системы обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России были направлены в МЧС России предложения о рассмотрении возможности построения данной системы в рамках совместной работы над проектом концепции Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (исх. N ВФ-51/09 от 25 января 2007 г.), основным содержанием которых явилось:

- совместное с федеральными органами исполнительной власти определение МЧС России способов построения единой системы обеспечения пожарной безопасности;

- определение порядка разработки ведомственных составляющих данной системы с разграничением полномочий Государственной пожарной инспекции МЧС России и федеральных органов исполнительной власти по направлениям реализации, объемам и источникам финансирования выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также предложения по повышению уровня пожарной безопасности образовательных объектов.

По реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в части разработки и осуществления мер пожарной безопасности, в Минобрнауки России:

- издан Приказ от 12.09.2006 N 231 "Об утверждении состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности";

- утверждены Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также расписание и план ее работы.

Письмом Минобрнауки России от 27.11.2006 N СА-1370/06 направлены рекомендации руководителям органов управления образованием субъектов РФ по улучшению состояния пожарной безопасности всех объектов образовательных учреждений, предусматривающие:

- проведение анализа состояния работы по обеспечению пожарной безопасности всех образовательных учреждений (далее - объекты) и осуществление особого контроля за объектами, имеющими низкую устойчивость при пожаре;

- организацию и проведение с участием местных органов Государственного пожарного надзора МЧС России обследований объектов, прежде всего расположенных в сельской местности, на предмет соответствия порядка их эксплуатации Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, обратив особое внимание на состояние эвакуационных путей и выходов (освещенность, количество, размеры и наличие знаков пожарной безопасности), а также правилам использования электроустановок и электротехнических изделий;

- разработку программ по реализации первоочередных неотложных мероприятий по обеспечению безопасности людей по каждому объекту и пожарной безопасности этих объектов, включение в муниципальные программы по обеспечению пожарной безопасности мероприятий, предусматривающих проведение специализированных совещаний и тренингов с привлечением специалистов системы МЧС России;

- обеспечение противопожарной безопасности учреждений с длительным и круглосуточным пребыванием детей, в частности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, общеобразовательных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (специальные общеобразовательные школы для детей с девиантным поведением открытого и закрытого типа, специальные профессиональные училища открытого и закрытого типа), кадетских школ-интернатов;

- обучение работников объектов, обучающихся и воспитанников действиям при возникновении пожара, обращая внимание на своевременность вызова пожарной охраны, правильность использования первичных средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты, а также проведение занятий с целью отработки и закрепления практических навыков по организации эвакуации людей и имущества;

- проведение вводных инструктажей при приеме на работу и первичных инструктажей на рабочих местах по мерам пожарной безопасности;

- введение дополнительных часов на изучение обучающимися в образовательных учреждениях вопросов пожарной безопасности за счет времени вариативной части базисного учебного плана;

- принятие необходимых мер по материально-техническому обеспечению объектов средствами индивидуальной защиты и пожаротушения;

- уделение особого внимания исправному состоянию и техническому обслуживанию автоматических систем обнаружения и тушения пожаров, оповещения людей, дымоудаления, противопожарного водоснабжения, а также недопущение к эксплуатации объектов и помещений в случае отсутствия системы пожарной автоматики или ее неисправности;

- обеспечение объектов своевременным получением доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре, а также устройствами защитного отключения, особенно на объектах образования для детей, относящихся к группам маломобильных, с дефектами зрения и слуха;

- включение в штат службы безопасности труда и жизнедеятельности органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных органов управления образованием специалистов по пожарной безопасности;

- совершенствование системы обучения детей мерам пожарной безопасности, пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре, совместно с Всероссийским добровольным пожарным обществом способствовать развитию сети детских объединений "Дружины юных пожарных" из числа обучающихся и воспитанников.

Разработаны и доведены до органов управления образованием субъектов РФ Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" за счет времени вариативной части базисного учебного плана с включением в курс "Основы безопасности жизнедеятельности" вопросов обеспечения пожарной безопасности обучающихся.

Подготовлены и направлены во все подведомственные образовательные учреждения рекомендации о введении в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности.

Разработано и направлено на согласование в МЧС России Примерное положение о внештатной службе пожарной безопасности образовательного учреждения.

В соответствии с решением Комиссии от 22.08.2006 (протокол 3) Приказом Минобрнауки России от 29.05.2007 N 154 в системе образования на базе трех образовательных учреждений высшего профессионального образования (Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Сибирского государственного технологического университета и Донского государственного технического университета) созданы учебно-методические центры по оценке степени защищенности сферы деятельности Минобрнауки России от чрезвычайных (кризисных) ситуаций и повышению квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны, профессорско-преподавательского состава направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности".

Вторым важным направлением деятельности Минобрнауки России по обеспечению пожарной безопасности является ее финансовое и материально-техническое обеспечение.

По сведениям, представленным органами управления образованием субъектов РФ и подведомственными образовательными учреждениями профессионального образования, на мероприятия по обеспечению безопасности в 2006 году из разных источников финансирования было израсходовано свыше 8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2,56 млрд. рублей, из региональных и муниципальных бюджетов - 5,34 млрд. рублей.

В 2007 году Минобрнауки России совместно с Рособразованием:

- подготовлены обоснования и расчеты потребности для выделения в 2008 - 2010 годах дополнительного объема средств из федерального бюджета (8,2 млрд. рублей) на мероприятия по обеспечению комплексной, в том числе и пожарной, безопасности подведомственных образовательных учреждений;

- подготовлены экономические обоснования для включения Минобрнауки России и Рособразования в перечень государственных заказчиков по реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" с объемом финансирования 814,5 и 2073,9 млн. рублей соответственно в 2008 - 2012 годах.

Большое внимание проблемам пожарной безопасности уделяется органами исполнительной власти субъектов РФ совместно с территориальными органами МЧС России в г. Москве (объем финансирования - 811,96 млн. рублей - с учетом средств на выполнение мероприятий антитеррористического характера), Пермском (707,1 млн. рублей), Краснодарском (163,4 млн. рублей), Красноярском краях (155 млн. рублей), Ханты-Мансийском автономном округе (327,55 млн. рублей), Омской (369 млн. рублей), Московской (312,14 млн. рублей), Кемеровской (174,1 млн. рублей), Воронежской (137,1 млн. рублей), Новосибирской (110,69 млн. рублей), Владимирской (102,6 млн. рублей) областях и ряде других регионов страны.

Значительный объем работ был осуществлен подведомственными образовательными учреждениями профессионального образования по повышению уровня безопасности объектов образования, в том числе оснащению средствами технической защиты. На эти цели расходуется ежегодно до 40% средств, выделенных Рособразованием подведомственным учебным заведениям на текущий и капитальный ремонт и приобретение оборудования.

В 2006 году эта цифра составила 2,56 млрд. рублей (учреждения высшего профессионального образования - 2,02 млрд. рублей, учреждения среднего профессионального образования - 350 млн. рублей, учреждения начального профессионального образования - 190 млн. рублей), в том числе на закупку и установку:

- систем автоматической пожарной сигнализации - 795 млн. рублей;

- систем оповещения о пожаре - 146,7 млн. рублей;

- систем тревожной сигнализации - 127,0 млн. рублей;

- систем видеонаблюдения - 344 млн. рублей;

- систем контроля управления доступом и эвакуацией - 460,5 млн. рублей;

- индивидуальных спасательных устройств для работников и обучающихся - 131,4 млн. рублей;

- на мероприятия по обеспечению охраны объектов образования - 470 млн. рублей и т.д.

Меры, предпринятые субъектами РФ совместно с территориальными органами МЧС России в 2006 году, позволили повысить уровень оснащенности учебных заведений противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения более чем в 23 тыс. образовательных учреждений, и, как следствие, сократилось количество пожаров.

Так, в прошедшем году в образовательных учреждениях всех уровней образования произошло 456 пожаров, что на 26% меньше, чем в 2005 году, в результате пожаров на объектах образования в регионах погибло два человека из числа обслуживающего персонала.

Количество пожаров в подведомственных Рособразованию учебных заведениях сократилось на 22% (с 47 до 37).

За первое полугодие 2007 года в общеобразовательных учреждениях произошло 100 пожаров - на 7,5% меньше, чем в первом полугодии 2006 года (108 пожаров).

По предварительным данным, в первом полугодии 2007 года подведомственными учебными заведениями на противопожарные мероприятия направлено свыше 1324,0 млн. рублей, в том числе образовательными учреждениями высшего профессионального образования - 995,2 млн. рублей, среднего - 270,5 млн. рублей, начального профессионального образования - 58,3 млн. рублей.

Из этих средств затрачено:

а) на закупку и установку:

- систем автоматической пожарной сигнализации - 310 млн. рублей;

- систем оповещения о пожаре - 70 млн. рублей;

- систем тревожной сигнализации - 177 млн. рублей;

- систем видеонаблюдения - 210 млн. рублей;

- систем контроля управления доступом и эвакуацией - 90 млн. рублей;

б) на закупку и обеспечение индивидуальными спасательными устройствами работников и обучающихся - 12 млн. рублей;

в) на обеспечение охраны объектов образования - 455 млн. рублей.

В рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) разработаны и производятся новые современные, не имеющие аналогов средства пожаротушения, в том числе и индивидуального пользования.

Вместе с тем основными причинами возникновения пожаров по-прежнему остаются:

- неосторожное обращение с огнем (38%);

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов (27%);

- поджоги (17%);

- неисправность оборудования, нарушение технологического процесса, в том числе при работе с химическими реактивами (7%).

Несмотря на выделяемые денежные средства и принимаемые меры по укреплению материальной базы и технической защиты от пожаров объектов образования, еще остаются проблемы, требующие незамедлительного решения в целях создания безопасных условий жизнедеятельности учебных заведений.

Характерными нарушениями требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях являются:

- неудовлетворительное состояние путей эвакуации;

- неисправность электросетей и электрооборудования;

- неисправность систем отопления;

- отсутствие или неисправность автоматических систем противопожарной защиты.

Результаты мониторинга состояния комплексной, в том числе и пожарной, безопасности объектов образования представлены в таблице.

 

Таблица

 

 

          Образовательные учреждения           

      ВПО     

      СПО     

      НПО     

     Системой тревожной сигнализации и оповещения оснащены (%):    

Учебные корпуса    

38            

45            

31            

Общежития          

46            

38            

17            

  Системой видеонаблюдения внутри зданий, сооружений и территорий  
                          располагают (%):                         

Учебные корпуса    

23            

16            

9             

Общежития          

10            

7             

13            

    Охрана по договору с профессиональными охранными структурами   
                       осуществляется в (%):                       

Учебные корпуса    

43            

18            

10            

Общежития          

52            

20            

13            

   Обеспечение охраны собственным персоналом практикуется в (%):   

Учебные корпуса    

48            

75            

62            

Общежития          

41            

69            

71            

  Мониторинг нарушений безопасности и обработка данной информации  
                           ведется в (%):                          

Учебные корпуса    

90            

37            

97            

Общежития           

88            

61            

96            

 

В 2007 году администрациями субъектов РФ предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов образования в объеме более 4 млрд. рублей из региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных средств, из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы в 2007 году предусмотрена реализация 6 проектов с общим объемом финансирования 400,59 млн. рублей.

В 2007 году учреждениями профессионального образования будет продолжена практика направления 40% сметных ассигнований, выделенных Рособразованием на капитальный ремонт и приобретение оборудования, на обеспечение комплексной, в том числе пожарной, безопасности, что предположительно составит около 3,0 млрд. рублей.

Поставки 2007 года позволят завершить полностью оснащение противопожарным оборудованием самых уязвимых специальных (коррекционных) образовательных учреждений и почти на 80% школ-интернатов общего типа и детских домов. Обеспеченность общежитий противопожарным оборудованием и первичными средствами пожаротушения достигнет 71%, а системами видеонаблюдения - 21%.

Вместе с тем анализ состояния безопасности образовательных учреждений показывает, что подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования на первоочередные мероприятия по обеспечению комплексной безопасности необходимы средства в объеме свыше 10 млрд. рублей, образовательным учреждениям в субъектах РФ - около 16 млрд. рублей.

Четвертым направлением в деятельности Минобрнауки России является обучение специалистов и обучающихся мерам пожарной безопасности, а также ее профилактика при непосредственном участии и тесном взаимодействии с МЧС России.

Основные мероприятия, которые на сегодняшний момент осуществляются в данной области:

- в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, обществоведению, праву включены вопросы для обязательного изучения по пожарной безопасности, изменены требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной и средней (полной) общеобразовательной школы;

- вопросы по пожарной безопасности включены в программы курсов повышения квалификации педагогических работников;

- прошли обучение по пожарной безопасности с участием специалистов МЧС России (включая занятия, организованные в образовательных учреждениях) более 530 тыс. работников учреждений образования в регионах и более 64 тыс. работников подведомственных Рособразованию учебных заведений;

- значительно увеличилось количество сотрудников (штатных и внештатных) в службах пожарной безопасности в образовательных учреждениях, их число составляет более 105 тыс. человек в образовательных учреждениях, подведомственных региональным и муниципальным органам управления образованием, и свыше 6 тыс. - в учебных заведениях профессионального образования;

- во взаимодействии с Всероссийским добровольным пожарным обществом и МЧС России разработан и утвержден План первоочередных мер по сотрудничеству на 2007 - 2010 годы по вопросам пропаганды пожарно-технических знаний среди детей и подростков, организации деятельности добровольных дружин юных пожарных, проведению мероприятий по противопожарной безопасности;

- количество проведенных тренировок за год по эвакуации работников и действиям обучающихся в чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях составляет 385 тысяч - в среднем по три тренинга на каждое учебное заведение;

- должность заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности введена в 200 подведомственных Рособразованию учреждениях, что составляет 14% от их общей численности. Кроме того, в 15,2% образовательных учреждений высшего, 8% среднего и 2,2% начального профессионального образования функции по обеспечению безопасности образовательного учреждения включены в должностные обязанности заместителей руководителей по режиму, административно-хозяйственной работе и начальников службы безопасности учреждений. Также в ряде образовательных учреждений планируется введение указанной должности с 1 сентября 2007 г.

14 августа 2007 г. руководством Минобрнауки России проведено селекторное совещание с руководителями органов управления образованием субъектов РФ, на котором были представлены сведения о готовности образовательных учреждений к новому 2007/2008 учебному году.

По состоянию на сегодняшний момент можно сделать предварительные выводы, согласованные с территориальными органами Государственного пожарного надзора МЧС России:

- первичными средствами пожаротушения обеспечены 99% учреждений общего образования, 56,8% - автоматической пожарной сигнализацией, 56,4% - системой оповещения о пожаре, 41% - системой тревожной сигнализации, 6,3% - системой видеонаблюдения, под охраной находятся 78,8% зданий и помещений;

- полностью готовыми к новому учебному году пока признаны порядка 60% учреждений образования, около 36,5% учреждений будут приняты с замечаниями, остальные 3,5% образовательных учреждений готовыми к новому учебному году пока не признаны.

Анализ представленной информации показывает, что почти четвертая часть образовательных учреждений субъектов РФ имеет предписания органов Государственного пожарного надзора МЧС России. В отдельных регионах, в том числе Белгородской, Курской, Орловской, Иркутской, Новосибирской, Читинской областях, подобные предписания имеют до 50% учреждений общего образования. В Республике Карелия, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Архангельской области эти показатели несколько выше.

В соответствии с предварительными данными органов управления образованием субъектов РФ готовы к новому учебному году 51530 (95,7%) образовательных учреждений (из них 17578 - 32% будут приняты с замечаниями).

2298 (4,3%) образовательных учреждений готовыми к новому учебному году не признаны (в том числе 2244 - 3,5% - общеобразовательные школы, 41 - 1,9% - специальная (коррекционная) школа, 13 - 1,6% - школы-интернаты и детские дома).

Кроме того, не признаны готовыми 1852 (4,9%) дошкольных образовательных учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024