Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 июля 2007 г. N 03-1883

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035 Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

 

Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования в сфере

образования

И.И.КАЛИНА

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2007 - 2010 ГОДАХ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕГО ДОСТУПНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ

КАЧЕСТВА УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ

ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей обучения в начальной школе для как можно большего числа детей дошкольного возраста. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста, в каком бы регионе России он не проживал, к какой социальной группе не принадлежал, тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Исходя из этих задач, система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей, принадлежащих разным социальным группам и слоям населения.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

Наряду со строительством новых дошкольных образовательных учреждений, проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждения (далее - ДОУ).

С 1999 года активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Начиная с 2000 года, наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), используются 10-часовой и 14-часовой режимы. Как показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования активно развиваются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. По оперативным данным субъектов Российской Федерации, в 2006 - 2007 учебном году на базе общеобразовательных учреждений функционируют более 13 тысяч групп для детей дошкольного возраста, в которых получают дошкольное образование около 220 тыс. детей; в учреждениях дополнительного образования организованы более 2800 групп для детей дошкольного возраста (более 40 тыс. воспитанников).

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения должного качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Во многих субъектах Российской Федерации уже разработаны программы развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования. Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Примером могут служить Волгоградская и Белгородская области, Республика Мордовия, город Москва и другие, в которых к 2010 году предусмотрена ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, то есть сроки предоставления места в указанных учреждениях соответствуют пожеланиям родителей, имеющих детей дошкольного возраста. В значительной части субъектов Российской Федерации - в их числе Курская, Брянская, Калужская и Томская области, Ненецкий автономный округ и другие - планируется сократить очередность более чем в два раза и уменьшить сроки предоставления места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с 1,5 - 2 лет до 3 - 6 месяцев.

Примером положительной динамики снижения очередности в ДОУ по отдельным показателям развития системы дошкольного образования в 2007 - 2010 годах могут служить г. Москва, Волгоградская область, Республика Мордовия, Белгородская область, Курская область, Брянская область (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Годы

   Показатели развития   
   системы дошкольного   
      образования        

      Субъекты Российской Федерации     

Москва

Волго-
град-
ская 
об-  
ласть

Респуб-
лика  
Мордо-
вия   

Белго-
род- 
ская 
об-  
ласть

Курс-
кая  
об-  
ласть

Брян-
ская
об- 
ласть

2007

Объем средств бюджета    
субъекта РФ, млн. руб.   

21809

235  

818   

123  

91,5 

26,9

Строительство и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений               

100  

16   

5     

3    

11   

7   

Организация групп детей  
дошкольного возраста на  
базе общеобразовательных 
учреждений               

0    

5    

17    

30   

1    

5   

Показатели очередности,  
чел.                     

14370

10424

212   

4464 

9105 

2120

2008

Объем средств бюджета    
субъекта РФ, млн. руб.   

27347

265  

1214  

139  

110,5

36,6

Строительство и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений               

200  

15   

5     

3    

11   

7   

Организация групп детей  
дошкольного возраста на  
базе общеобразовательных 
учреждений               

0    

5    

9     

30   

3    

5   

Показатели очередности,  
чел.                     

0    

5221 

54    

1800 

6700 

1800

2009

Объем средств бюджета    
субъекта РФ, млн. руб.   

33490

305  

1366  

248  

145  

30,7

Строительство и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений               

39   

15   

3     

2    

11   

4   

Организация групп детей  
дошкольного возраста на  
базе общеобразовательных 
учреждений               

0    

5    

6     

26   

3    

6   

Показатели очередности,  
чел.                     

0    

870  

0     

950  

4000 

950 

2010

Объем средств бюджета    
субъекта РФ, млн. руб.   

41040

331  

1440  

266  

210  

35,5

Строительство и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений               

35   

15   

3     

5    

14   

3   

Организация групп детей  
дошкольного возраста на  
базе общеобразовательных 
учреждений               

0    

5    

6     

16   

2    

6   

Показатели очередности,  
чел.                     

0    

0    

0     

0    

1500 

130 

 

Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также повышение уровня доходов работников системы дошкольного образования.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены достаточно широкие полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений и коррекционных классов. Эти полномочия реализуются в виде установления региональных надбавок к заработной плате педагогов или как, например, в Орловской области, путем установления грантов лучшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В Красноярском крае разработана краевая целевая программа "Дети", одной из задач которой является увеличение охвата детей дошкольным образованием. За 2007 - 2009 годы предполагается увеличить показатели охвата детей услугами дошкольного образования до 75%, оказать грантовую поддержку 222 муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и выплатить денежное поощрение 1500 воспитателей.

Также показателен в этом отношении пример Челябинской области, в которой в 2006 году выплачены гранты Губернатора 100 лучшим дошкольным образовательным учреждениям в размере 100 тыс. рублей, а с 1 сентября 2007 года установлены доплаты воспитателям в размере 1000 рублей в месяц и помощникам воспитателя в размере 500 рублей в месяц.

Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ информации, поступающей из субъектов Российской Федерации, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 20% в Республике Мордовии, Тверской, Рязанской, Иркутской, Ленинградской областях и др.

Во всех субъектах Российской Федерации размер родительской платы приведен в соответствие с ограничивающими его требованиями законодательства, а именно - родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ст. 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании").

На федеральном уровне предприняты определенные меры по регулированию роста родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а именно:

внесены изменения в законодательство Российской Федерации в части определения принципа установления родительской платы и установления предельного размера родительской платы (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей");

внесены изменения в законодательство Российской Федерации в части установления права граждан на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей"; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 846 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования").

Учитывая изложенное, Минобрнауки России совместно с Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфином России разработало и направило в Правительство Российской Федерации Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах, который предполагал реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

Правительство Российской Федерации одобрило Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и направило в федеральные органы исполнительной власти поручение от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035 по реализации указанного Комплекса мер.

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах, полагая главной целью своей деятельности улучшение демографической ситуации в Российской Федерации посредством предоставления гражданам гарантированного права на общедоступное дошкольное образование.

Результатами реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования должны стать:

обеспечение территориальной доступности качественного дошкольного образования;

снижение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, к 2009 году - более чем в два раза, к 2011 году - ликвидация очередности, то есть предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в срок не более месяца со дня обращения родителей;

обеспечение доступного размера родительской платы и предоставление льгот по родительской плате малообеспеченным категориям граждан;

выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.

 

Комплекс мер по развитию дошкольного образования

 

1. Меры по обеспечению доступности дошкольного образования включают:

а) увеличение с учетом территориальной доступности количества дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь муниципальных, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и мест в них с целью существенного сокращения в ближайшей перспективе численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения;

б) регулирование размера платы, взимаемой с родителей за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

в) меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, воспитывающих детей дошкольного возраста.

На федеральном уровне к мерам по обеспечению доступности дошкольного образования следует отнести:

1.1. Разработку методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России.

Срок - август 2007 года.

1.2. Разработку нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о порядке предоставления в 2008, 2009 годах финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России.

Срок - сентябрь 2007 года, сентябрь 2008 года.

1.3. Разработку методических рекомендаций о перечне видов услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляемых на бесплатной основе.

Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России.

Срок - февраль 2008 года.

1.4. Разработку методических рекомендаций по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, предусматривающих формирование оптимальных финансово-экономических механизмов внедрения указанных моделей с использованием всех резервов системы образования Российской Федерации.

Исполнитель: Минобрнауки России.

Срок - январь 2008 года.

1.5. Разработку методических рекомендаций по созданию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности дошкольного образования в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки.

Исполнители: Минрегион России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России.

Срок - август 2007 года.

1.6. Разработку и ведение мониторинга развития дошкольного образования, обеспечения его доступности и качества в субъектах Российской Федерации.

Исполнитель: Минобрнауки России, Рособрнадзор.

Срок: 2007 - 2010 годы.

На уровне субъектов Российской Федерации рекомендуется:

1.7. Разработать региональные нормативы обеспеченности населения местами в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, учитывающие оптимальное для данного региона соотношение количества мест в указанных учреждениях и численности детского населения в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, а также определения сроков и этапов сокращения очереди на устройство детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Срок - декабрь 2007 года.

1.8. Принять региональные целевые программы "Строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения", предусматривающие увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь муниципальных, и мест в них, с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования.

Срок - в течение 2007 года.

1.9. В зависимости от региональных условий наряду с развитием сети дошкольных образовательных учреждений развивать при необходимости вариативные формы образования детей старшего дошкольного возраста (в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и др.).

Срок - в течение 2007 - 2010 годов.

1.10. Принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие необходимость согласования с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований проектов строительства нового жилья, особенно в рамках реализации программы "Доступное жилье", с тем, чтобы предусмотреть комплексную жилую застройку, при которой строительство жилья сочеталось бы с обеспечением развитой инфраструктуры, в частности, строительством дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.

Срок - до декабря 2007 года.

1.11. Принять нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в 2008 (2009, 2010 гг.); о порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и порядке ее выплаты.

Срок - ноябрь-декабрь 2007 года (2008 года, 2009 года).

2. Меры по повышению качества дошкольного образования включают:

а) организационно-правовое и методическое сопровождение дошкольного образования детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

б) меры по развитию кадрового потенциала системы дошкольного образования.

На федеральном уровне к мерам по повышению качества дошкольного образования следует отнести:

2.1. Разработку федеральных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Исполнители: Минобрнауки России, Минюст России.

Срок - февраль 2009 года.

2.2. Разработку федеральных лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Исполнители: Рособрнадзор, Минюст России.

Срок - февраль 2008 года.

2.3. Разработку методических рекомендаций по содержанию и процедуре психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выработки рекомендаций родителям и педагогам по выбору оптимальных форм дальнейшего обучения детей на этапе начального общего образования.

Исполнитель: Минобрнауки России.

Срок - январь 2009 года.

2.4. Разработку методических рекомендаций по видовому разнообразию дошкольных образовательных учреждений и отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду.

Исполнитель: Минобрнауки России.

Срок - июнь 2007 года.

2.5. Внесение изменений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в части установления новых видов дошкольных образовательных учреждений.

Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России.

Срок - февраль 2008 года.

2.6. Разработку методических рекомендаций по внедрению в дошкольные образовательные учреждения в 2008 - 2009 годах систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах Российской Федерации в рамках реализации региональных комплексных проектов модернизации образования.

Исполнитель: Минобрнауки России.

Срок - март 2008 года.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне рекомендуется:

2.7. Разработать региональные программы общественной оценки качества дошкольного образования.

Срок - до января 2008 года.

2.8. Развивать видовое многообразие дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей.

Срок - 2007 - 2010 годы.

2.9. Развивать различные виды дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей детей, учитывая возможность использования с 2010 года средств материнского (семейного) капитала на образование детей.

Срок - 2007 - 2010 годы.

2.10. Обеспечить переход на новые условия оплаты труда, установление размеров должностных окладов (ставок) заработной платы по образовательным учреждениям, подведомственным субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, исходя из величины прожиточного минимума региона и собственных финансовых возможностей, а также в зависимости от результата и качества педагогического труда.

Срок - 2008 - 2010 годы.

 

Заместитель директора

Департамента государственной

политики и нормативно-правового

регулирования в сфере образования

Минобрнауки России

Н.В.ТРЕТЬЯК

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024