Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

 

ПИСЬМО

от 10 июля 2007 г. N 2035-07/4-1/04

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (2007 ГОД)

 

Управление культурного наследия, художественного образования и науки направляет для использования в работе информационную справку по вопросам деятельности детских школ искусств (2007 год).

 

Заместитель Начальника

Управления культурного

наследия, художественного

образования и науки

Г.В.МАЯРОВСКАЯ

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (2007 ГОД)

 

1. Общие положения

 

2006 - 2007 учебный год стал важной вехой в укреплении и развитии системы детских школ искусств Российской Федерации.

Основными событиями данного периода стали:

внесение изменений в российское законодательство об образовании;

принятие Федерального закона "Об автономных учреждениях";

обеспечение детских школ искусств регионов России музыкальными инструментами (целевые средства из резервного фонда Президента Российской Федерации);

разработка "Методических рекомендаций по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств)", которые определяют методику подушевого финансирования.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" вносит в российское законодательство об образовании изменения принципиального характера. В частности, объединены процедуры аттестации и государственной аккредитации в одну процедуру - государственную аккредитацию. Ранее государственная аккредитация проводилась на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Законом устанавливается, что государственная аккредитация образовательного учреждения дополнительного образования детей включает экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности, необходимых для определения его вида и категории.

Задачей Федерального агентства по культуре и кинематографии является в максимально краткие сроки разработать аккредитационные показатели на основе уже применяемых аттестационных критериев, разработанных и введенных в практику аттестации детских школ искусств в 2004 году.

При участии Федерального агентства по культуре и кинематографии в работе над новой редакцией Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей внесены изменения, включающие в основной текст Положения перечень видов учреждений дополнительного образования детей, в которых - и детская школа искусств (в том числе по видам искусств). Ранее данный перечень существовал только в виде приложения. Кроме того, в целях приведения указанного Положения в соответствие с законодательством Российской Федерации об образовании внесено принципиальное изменение (пункт 44), исключающее средства родителей как источник формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения дополнительного образования детей. Федеральным агентством неоднократно в течение 4-х лет направлялись письма в регионы с разъяснением о неправомерности сбора средств родителей как платы за обучение, при этом указывалось, что возможным источником финансирования могут быть, согласно существующему законодательству, добровольные пожертвования физических лиц. Данные изменения в Положение, наконец-то, остановят процесс постоянного повышения родительской платы, который, в некоторых регионах, поставил под вопрос существование целой сети учреждений для детей. Руководству школы необходимо создать локальную нормативную базу, соответствующую статусу добровольных пожертвований как одного из каналов финансирования школы.

К сожалению, сегодня, на период принятия данных изменений, в большинстве регионов так называемую "родительскую плату" включали как обязательный источник финансирования в бюджетное финансирование школы, в том числе, на расходные статьи "заработная плата" и "коммунальные услуги". При этом, в нарушение законодательства, не открывались внебюджетные счета у школ, а размер родительских средств устанавливали различные законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Школы и их учредители поставлены в непростые условия поиска бюджетных средств на защиту основных статей расходов.

Необходимо отметить, что целый ряд регионов Российской Федерации с 2006 года гарантирует стопроцентное бюджетное финансирование, не требующее обязательных и необходимых родительских средств (Республика Дагестан, г. г. Томск, Новосибирск, Ростов-на-Дону).

Серьезные дискуссии вызвало принятие Федерального закона "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ. Отсутствие необходимых подзаконных актов, механизмов гарантированного ежегодного финансирования детских школ искусств как автономных учреждений, многовариантность и многообразие школ искусств: от небольших сельских школ с контингентом 50 - 100 детей до школ городов-мегаполисов с контингентом свыше 1500 учащихся - определяют необходимый временной период для глубокого изучения закона в контексте функционирования детских школ искусств, и как оптимальное решение вопроса - отнесение детских школ искусств к перечню образовательных учреждений, не подлежащих переводу в автономные учреждения.

Огромную поддержку Президента Российской Федерации В.В. Путина получили детские школы искусств, расположенные в сельской местности и малых городах. В 2006 году из резервного фонда Президента Российской Федерации в регионы было направлено около 60,0 млн. рублей на приобретение музыкальных инструментов. В 2007 году на приобретение музыкальных инструментов планируется направить еще 40,0 млн. рублей.

 

2. Мероприятия по сохранению системы детских школ искусств

 

Непростым периодом процесса сохранения детских школ искусств как целостной системы, имеющей традиционную ведомственную принадлежность, оказались 2004 - 2006 гг. - период административных реформ, введения Федерального закона ФЗ-131. Благодаря многочисленным обращениям Федерального агентства по культуре и кинематографии к губернаторам, министерствам и ведомствам, помощи общественности, профсоюзов, проведению целого ряда конференций, совещаний и встреч, в целом, удалось сохранить уникальную образовательную систему, но порядка 10% детских школ искусств России "ушли" в образование, где весьма трудно сохранить специфику их деятельности. Письмом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 28-01-35/05-АБ направлено обращение Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколова и Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко руководителям субъектов и муниципальных образований Российской Федерации о целесообразности закрепления учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры в административных границах органов культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Во исполнение решения Коллегии Минобрнауки России, состоявшейся в октябре 2004 года, о необходимости скорейшей разработки рекомендаций по подушевому финансированию образовательных учреждений дополнительного образования детей Федеральным агентством по культуре и кинематографии были разработаны и направлены в региональные органы управления культуры "Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств)".

Нормативное подушевое бюджетное финансирование определяет минимальную стоимость обучения одного обучающегося в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. Оно должно быть гарантированной нормой расходов бюджета по соответствующему направлению.

Нормативное подушевое финансирование в системе дополнительного образования детей учитывает специфику каждого вида учреждения дополнительного образования детей, уровень и направленность образовательных программ.

В данном документе учтена и представлена следующим образом специфика деятельности детских школ искусств:

I. Детские музыкальные, художественные, фольклорные школы, школы искусств и др. (далее - детские школы искусств) имеют 110-летнюю историю существования. Первые школы были созданы как первые ступени обучения в музыкальных консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга, академии художеств. Поэтому содержание образования в детских школах искусств сразу определялось двумя качествами:

1. Освоение видов искусств через комплекс предметов (в традициях профессионального образования).

2. Наличие двух уровней обучения: массовое как направление общемузыкального, общехудожественного образования и как первая ступень профессионального образования в сфере искусств.

Образовательные учреждения других видов дополнительного образования детей (центры и дома детского творчества, станции юных техников и т.д.) в отличие от детских школ искусств созданы на основе так называемых внешкольных учреждений, кружков самодеятельности, студий различной направленности. Данные объединения возникли в послереволюционное время и имели, в основном, функции досуговых (а не образовательных) учреждений.

II. Вследствие разных исторических условий возникновения и развития, различной социальной функции детские школы искусств по отношению к другим видам образовательных учреждений дополнительного образования детей имеют следующие особенности:

1. Образовательный процесс в детских школах искусств базируется на учебных подразделениях, объединяющих обучающихся по следующим признакам: учебные группы по предметам (кроме предметов коллективного музицирования) формируются по возрастному принципу (в группах дети только одного возраста), по классам (1 класс, 2 класс и т.д.) и срокам обучения (3-летний срок обучения, 5-летний, 7-летний и т.д.).

2. В детских школах искусств действуют долгосрочные образовательные программы - 4-годичные, 5-годичные, 7-годичные. Лишь в последнее десятилетие появились 3-годичные программы по некоторым видам искусств (театральное, эстрадно-джазовое и др.).

3. Образовательный процесс в детских школах искусств имеет сложную структуру, основан на обязательном комплексе предметов и реализации различных по уровню освоения образовательных программ - программы общеэстетические, повышенного уровня, допрофессиональной подготовки.

4. Основой образовательного процесса в детской школе искусств являются типовые (разработанные в 60 - 80-е годы) и примерные учебные планы (разработанные в 90-годы XX столетия и в 2000-е годы). Необходимо отметить, что первые учебные планы и комплекс предметов были разработаны еще в начале XX века.

5. Содержательной основой образовательного процесса в детских школах искусств являются примерные учебные программы, разработка которых началась в 50-годы XX века.

III. Образовательный процесс в детских школах искусств - это сочетание индивидуальных и групповых занятий.

IV. Учебный график в детских школах искусств построен по принципу графиков общеобразовательных школ: учебный год делится на четверти с обязательным отдыхом детей от учебных занятий между четвертями.

V. В детских школах искусств действует дифференцированное нормирование труда преподавателей (18 и 24 часа за ставку заработной платы), что должно учитываться в расчетах НБФ (нормативе бюджетного финансирования).

VI. Квалификация выпускников ссузов и вузов, осуществляющих образовательный процесс в детских школах искусств, - преподаватель, в других видах учреждений дополнительного образования детей - педагог дополнительного образования. Квалификацию "преподаватель" получают выпускники творческих вузов системы культуры, квалификацию "педагог дополнительного образования" - выпускники педагогических колледжей и вузов.

Немало вопросов в регионах возникает при определении организационно-правового статуса детских школ искусств. Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Научно-методический центр по художественному образованию подчеркивает необходимость отражения в полном наименовании школы типовых и видовых признаков.

Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно п. 3 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Видами учреждений, осуществляющими социально-культурные и иные функции некоммерческого характера, являются: учреждения здравоохранения, учреждения культуры, образовательные учреждения и т.д. Деятельность учреждений данных видов регулируется федеральными законами и подзаконными актами по принадлежности. Так, деятельность учреждений культуры (ГУК - государственное учреждение культуры, МУК - муниципальное учреждение культуры) регулируется законодательством о культуре, деятельность образовательных учреждений (ГОУ - государственное образовательное учреждение, МОУ - муниципальное образовательное учреждение) регулируется законодательством об образовании и т.д.

Принадлежность учреждения к образовательному виду возникает при прохождении процедуры лицензирования, а принадлежность к определенному типу, виду, категории образовательного учреждения возникает с момента прохождения аккредитации (ст. 33 Федерального закона "Об образовании").

Статья 12 Федерального закона "Об образовании" определяет виды образовательных учреждений, одним из которых являются учреждения дополнительного образования детей.

Организационно-правовой статус, тип и вид образовательного учреждения указываются в полном наименовании учреждения. Таким образом, полное наименование детской школы искусств (в том числе, по видам искусств) определяется следующим образом: муниципальное (государственное) образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" (аббревиатура - М(Г)ОУ ДОД).

 

Нормативно-правовая база

 

В 2006 - 2007 учебном году законодательство Российской Федерации дополнилось рядом важных документов:

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 "О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей";

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ;

Постановление Президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки от 16 апреля 2007 г. N 10 "О проблемах дальнейшего повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся, повышения социального статуса педагогических работников в условиях модернизации образования и задачах Профсоюза".

В министерства культуры республик в составе Российской Федерации, органы управления культуры администраций краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга направлен ряд писем и приказов Роскультуры:

- "О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (от 27.12.2006 N 5345-07/4-0/36);

- "О модели расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств)" (от 06.04.2007 N 980-07/4-1/04);

- "О перечне примерных учебных программ для детских школ искусств на 2007 - 2008 учебный год" (от 23.05.2007 N 1528-07/4-1/04);

- "О проведении Общероссийского конкурса "Молодые дарования России в 2007 году" (Приказ Роскультуры от 11.04.2007 N 251);

- "О проведении творческой школы для победителей Общероссийского конкурса "Молодые дарования России" (от 13.04.2007 N 1048-07/4-1/04);

- "О подготовке настройщиков пианино и роялей" (от 16.03.2007 N 755-07/4-1/04);

- "О семинаре Ассоциации фортепианных мастеров" (от 28.04.2007 N 1253-07/4-1/04);

- "Об организации работы детских школ искусств в 2006 - 2007 учебном году" (от 28.08.2006 N 2818-07/4-0/36);

- "О выделении средств на приобретение музыкальных инструментов из резервного фонда Президента Российской Федерации" (от 12.07.2006 N 2355-07/4-0/36);

- "Соглашения о финансировании приобретения музыкальных инструментов для детских школ искусств" (от 17.10.2006 N 3467-07/4-0/36);

- "О проведении творческой школы стипендиатов "Юные дарования" (от 10.09.2006 N 2974-07/4-0/36);

- "О проведении 2-го тура фестиваля-смотра "Искусство юных" в Москве" (от 12.09.2006 N 3003-07/4-0/36);

- "О Международном конкурсе им. Гаврилина в Вологде" (от 18.10.2007 N 3468-07/4-0/36);

- "О предоставлении заявок на музыкальные инструменты для детских школ искусств, расположенных в сельской местности и малых городах (дотационные регионы)" (от 09.01.2007 N 01-07-0/30/2);

- "О предоставлении сведений о полученных средствах из резервного фонда Президента России на приобретение музыкальных инструментов" (от 12.01.2007 N 46-07/4-0/36).

 

О совершенствовании научно-методической работы в отрасли

 

В целях оперативного научно-методического и информационного обеспечения сети образовательных учреждений культуры и искусств, методических служб Научно-методическим центром по художественному образованию совместно с Управлением культурного наследия, художественного образования и науки Роскультуры в ноябре -  декабре 2006 года были проведены:

очередное Всероссийское совещание представителей методических служб регионов России,

новые циклы обучающих семинаров для руководителей детских школ искусств, посвященные менеджменту в образовательном учреждении.

Кроме курсов повышения квалификации, проходящих в очной форме обучения, Научно-методическим центром организована оперативная консультационная и экспертная помощь образовательным учреждениям, методическим службам, управлениям культуры. В указанный период педагогической общественностью обсуждался следующий круг вопросов и проблем:

- вопросы родительской платы и добровольных пожертвований родителей;

- трудового законодательства, в том числе оплаты труда руководящих и педагогических работников;

- наименования школ, отражающих организационно-правовые формы, типы и виды образовательных учреждений;

- вопросы налогообложения;

- методики подушевого финансирования и другие.

В 2006 - 2007 году Научно-методическим центром по художественному образованию издан новый блок примерных программ и методических пособий для детских школ искусств (программы по фортепиано, музицированию, аккомпанементу, ансамблю, сольфеджио, программы для эстрадно-джазовых отделений). Серьезно дополнен список программ для художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств (6 новых программ), разработаны и изданы программы для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (классический танец, ритмика и танец).

В 2007 - 2008 учебном году будет продолжен процесс обновления примерных программ для детских школ искусств, планируется опубликование авторских программ - победителей Всероссийского конкурса на лучшие образовательные программы для детских школ искусств.

Научно-методический центр по художественному образованию предполагает провести 2-й Всероссийский конкурс на лучшие образовательные программы для детских школ искусств в 2008 году по направлениям: "хореографическое искусство", "театральное искусство", "фольклорное искусство".

 

Деятельность Федерального агентства по культуре

и кинематографии по выявлению и поддержке юных дарований

 

Основные мероприятия:                                          

VI Международный молодежный фестиваль российского искусства    
в Италии                                                       

3 Международный фестиваль российского искусства во Франции     

Фестиваль оркестров народных инструментов "Музыка России" и    
18 Международный фестиваль "Баян и баянисты"                    

12 Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского       
творчества "Роза ветров - 2006"                                

Международный фестиваль хорового творчества                    

Международный фестиваль фортепианной и органной музыки -       
"Великий Волжский путь"                                        

III Международный конкурс молодых музыкантов по номинации      
"Струнные инструменты"                                         
Всероссийский смотр-конкурс на звание лучшей ДМШ и ДШИ         
"Истоки мастерства"                                            

Проведение региональных летних творческих школ, пленэров и     
мастер-классов для одаренных детей                              

 

В 2006 г. проведено 14 фестивалей (10 международных и 4 всероссийских), 9 конкурсов (5 международных и 4 всероссийских), 4 смотра, 2 мастер-класса и 1 творческая школа).

По подпрограмме "Проведение международных, всероссийских, студенческих, юношеских, детских фестивалей, смотров, конкурсов, художественных выставок и мастер-классов" проведено 29 мероприятий в 22 регионах России (13 конкурсов, 6 фестивалей, 4 пленэра, 4 мастер-класса, 2 художественные выставки, в которых приняли участие более 3000 детей и 500 преподавателей).

По подпрограмме "Проведение региональных летних, творческих школ, пленэров и мастер-классов для одаренных детей" проведено 14 мероприятий, (9 летних творческих школ, в том числе: в Республиках: Алтай, Бурятия, Северная Осетия - Алания, Хакасия, в Калининградской, Камчатской, Кировской, Орловской, Сахалинской областях), проведены мастер-классы: на Сахалине, в Хакасии, Карелии, пленэры в Ульяновской и Орловской областях.

Эффективность: общее количество одаренных детей и подростков, принявших участие в вышеперечисленных мероприятиях, около 12000 человек. Более 70 лауреатов всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, проведенных по ФЦП "Культура России 2006 - 2010" в 2006 г., удостоены гранта Президента Российской Федерации. Все конкурсы прошли с большим успехом, явились событием огромной важности, как в регионах России, так и за рубежом, в очередной раз подтвердили высочайшее качество российского музыкального, хореографического и художественного образования, выявили талантливых детей, определили место каждого участника в рейтинге исполнителей. Практически все лауреаты всероссийских и международных конкурсов и участники мастер-классов и творческих школ впоследствии становятся студентами музыкальных и художественных вузов, выбирают профессиональный путь в искусстве.

Творческие школы традиционно организовываются для талантливых детей, в основном, из отдаленных республик, краев, для детей из малообеспеченных семей. Для детей Камчатки, Сахалина, Хакасии, Бурятии, Алтая крайне затруднен выезд в столичные центры страны для занятий с лучшими педагогами российских вузов, крайне затруднено участие во всероссийских и международных конкурсах, поэтому приезд лучших педагогов и профессоров является единственной возможностью повышения уровня обучения. Проведение творческих школ способствует созданию равных условий для детей из центральных и отдаленных районов.

Более 600 педагогов присутствовали на мастер-классах, которые давали профессора и преподаватели Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской консерваторий.

Профессорско-преподавательский состав выявил новых талантливых исполнителей, многие из которых приглашены в Москву и Санкт-Петербург для продолжения дальнейшего обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии и в дальнейшем планирует продолжить работу по выявлению и поддержке молодых дарований России и надеется на плодотворное сотрудничество с органами управления культуры субъектов Российской Федерации.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024