Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 31 мая 2007 г. N 03-1213

 

О ПРОЕКТЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТНЕСЕНИЮ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ

 

Во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., Приказа Минобрнауки России от 15 июня 2005 г. N 178 "Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года" и в целях развития системы дошкольного образования Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России направляет проект методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду, разработанный в ходе реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг. (далее - ФЦПРО) "Разработка обновленного перечня видов дошкольных образовательных учреждений и системы критериев для оценки деятельности и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений разных видов", выполненного Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина".

В настоящем проекте рекомендаций предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного правового закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное место в правовом поле системы дошкольного образования.

Департамент информирует также, что проект методических рекомендаций будет размещен для обсуждения на сайте Минобрнауки России: info@mon.gov.ru.

Просим организовать обсуждение целесообразности введения новых видов дошкольных образовательных учреждений, а также системы критериев для государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений и направить предложения по представленным материалам в адрес Департамента (контактный телефон: 8 (495) 629-6979 - Скоролупова Оксана Алексеевна, электронный адрес: Skorolupova@mon.gov.ru).

 

Директор

Департамента государственной

политики и нормативно-правового

регулирования в сфере образования

Минобрнауки России

И.И.КАЛИНА

 

 

 

 

 

Приложение

 

Проект

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОТНЕСЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ

 

О целесообразности расширения видового многообразия ДОУ

 

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677, существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Однако практика показывает, что для обеспечения общедоступности дошкольного образования для разных социальных слоев населения перечень видов дошкольных образовательных учреждений может быть дополнен.

В настоящих рекомендациях предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного правового закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное место в правовом поле системы дошкольного образования.

Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ). В связи с этим представляется целесообразной организация ДОУ особого вида, осуществляющих предшкольную подготовку детей 5 - 7 лет, воспитывающихся дома.

С учетом увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную работу с детьми. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность получения по результатам государственной аккредитации статуса "Дошкольное образовательное учреждение центр коррекции - детский сад" для детских садов компенсирующего вида, имеющих в составе группы для детей с отклонениями в развитии разной направленности (например, для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).

Кроме того, сегодня практически не разработан механизм осуществления инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и содержания функционирования таких ДОУ могут быть использованы разработанные в отечественной педагогике модели инклюзивного образования, предусматривающие различные степени интеграции: полную, комбинированную, временную и частичную.

Наметившаяся тенденция к увеличению числа родителей, стремящихся как можно раньше "устроить" ребенка в детский сад по разным причинам (материальные трудности, сохранение рабочего места и др.), свидетельствует о необходимости открытия таких видов ДОУ, как детский сад для детей раннего возраста (до 3 лет).

- С учетом вышесказанного перечень видов дошкольных образовательных учреждений, определяемый Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, может быть дополнен следующими видами ДОУ:

- детский сад предшкольной подготовки;

- детский сад для детей раннего возраста;

- детский сад инклюзивного вида;

- центр коррекции - детский сад.

 

Критерии отнесения дошкольных образовательных

учреждений к определенному виду

 

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" основополагающим критерием отнесения учреждения к типу "дошкольное образовательное учреждение" является реализация им программы дошкольного образования. В свою очередь, направленность образовательной программы определяет вид дошкольного образовательного учреждения.

С учетом требований общедоступности, эффективности и качества дошкольного образования в настоящее время невозможно при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду ограничиваться только критерием направленности реализуемой в нем общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с этим предлагается при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду руководствоваться комплексом критериев, включающим содержательные и организационно-ресурсные критерии.

1. Содержательные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:

1.1. Основные задачи, которые необходимо решать данному виду ДОУ.

1.2. Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования или уровень соответствия деятельности ДОУ Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее - Временные (примерные) требования).

1.3. Уровень реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Организационно-ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:

2.1. Возраст воспитанников, посещающих ДОУ.

2.2. Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

2.3. Минимальный набор помещений.

В соответствии с предлагаемыми критериями нецелесообразно применять деление дошкольных образовательных учреждений на категории, в основе которого лежит принцип соответствия программы стандарту или превышение его.

Рассмотрим отнесение ДОУ к тому или иному виду в соответствии с вышеперечисленными критериями.

 

I. Содержательные критерии отнесения ДОУ

к определенному виду

 

1.1. Основные задачи ДОУ.

Одним из содержательных критериев отнесения ДОУ к определенному виду является спектр задач, решаемых ДОУ в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми. Целесообразно определить ряд основных задач, характерных для всех видов дошкольных образовательных учреждений, а также дополнительных задач, отражающих специфику того или иного вида ДОУ.

- Основными задачами дошкольного образовательного учреждения любого вида являются:

- обеспечение условий для социальной адаптации детей;

- осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;

- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Специфичными задачами для различных видов ДОУ являются задачи, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

СПЕЦИФИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОУ

 

       Вид ДОУ       

                Специфичные задачи               

Детский сад пред-    
школьной подготовки  

Обеспечение равных стартовых возможностей при    
поступлении детей в школу                        

Детский сад для детей
раннего возраста     

Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и       
развития детей раннего возраста.                 
Обеспечение ранней социализации и адаптации детей
к условиям ДОУ                                   

Детский сад общеразви-
вающего вида с приори-
тетным осуществлением
одного или нескольких
направлений развития 
воспитанников (интел-
лектуального, художе-
ственно-эстетического,
физического и др.)   

Осуществление интеллектуального, социально-лич-  
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка в соответствии с реализуемой 
образовательной программой, обеспечивающей превы-
шение Временных (примерных) требований к содержа-
нию и методам, реализуемым в дошкольном образова-
тельном учреждении, по одному или нескольким      
направлениям развития                            

Детский сад          
компенсирующего вида 

Осуществление квалифицированной коррекции        
отклонений в физическом или психическом развитии 
воспитанников                                    

Детский сад          
инклюзивного вида    

Осуществление интеллектуального, социально-лич-  
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка в соответствии с реализуемой 
образовательной программой.                      
Осуществление квалифицированной коррекции отклоне-
ний в физическом или психическом развитии        
воспитанников.                                   
Интеграция детей с отклонениями в состоянии      
здоровья в единое образовательное пространство   

Детский сад          
комбинированного вида

Осуществление квалифицированной коррекции        
отклонений в физическом или психическом развитии 
воспитанников.                                   
Интеграция детей с отклонениями в состоянии      
здоровья в единое образовательное пространство   

Центр развития ребенка
- детский сад        

Осуществление интеллектуального, социально-лич-  
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка в соответствии с реализуемой 
образовательной программой, обеспечивающей превы-
шение Временных (примерных) требований к содержа-
нию и методам, реализуемым в дошкольном образова-
тельном учреждении, по всем направлениям развития.
Обеспечение равных стартовых возможностей при    
поступлении детей в школу.                       
Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и разви-
тия детей раннего возраста.                      
Обеспечение ранней социализации и адаптации детей
к условиям ДОУ.                                  
Оказание консультативной и методической помощи   
родителям в вопросах воспитания, обучения и      
оздоровления детей                               

Центр коррекции -    
детский сад          

Обеспечение условий для социальной адаптации детей
с отклонениями в развитии.                       
Создание оптимальных условий для охраны и укрепле-
ния физического и психического здоровья детей с  
отклонениями в развитии.                         
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноцен-
ного развития ребенка с отклонениями в развитии. 
Осуществление интеллектуального, социально-лич-  
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка с отклонениями в развитии в  
соответствии с реализуемой образовательной про-  
граммой, обеспечивающей превышение Временных (при-
мерных) требований к содержанию и методам, реали-
зуемым в дошкольном образовательном учреждении, по
всем направлениям деятельности ДОУ.              
Обеспечение равных стартовых возможностей при по-
ступлении детей с отклонениями в развитии в школу.
Осуществление квалифицированной коррекции отклоне-
ний в физическом или психическом развитии воспи- 
танников по двум и более видам нарушений.        
Оказание консультативной и методической помощи   
родителям в вопросах воспитания, обучения и      
оздоровления детей с отклонениями в развитии     

 

1.2. Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

- Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях может быть представлена следующим образом:

- инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая выполнение Временных (примерных) требований;

- вариативная часть (дополнительная), позволяющая реализовать образовательные программы с превышением Временных (примерных) требований.

Инвариантная часть общеобразовательной программы для ДОУ любого вида должна обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (утверждены Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 448).

В общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУ детский сад, детский сад присмотра и ухода, детский сад предшкольной подготовки, детский сад для детей раннего возраста может быть предусмотрена только инвариантная часть.

Критерием отнесения ДОУ к таким видам, как детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции - детский сад, является реализация в дошкольном образовательном учреждении, помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности, также программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников (в центре коррекции - детском саду - двух и более программ коррекционной направленности).

1.3. Уровень реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В дошкольных образовательных учреждениях видов: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), центр развития ребенка - детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции - детский сад, помимо инвариантной части общеобразовательной программы, предусматривается и вариативная часть. Уровень реализации инвариантной и вариативной частей указан в таблице 2.

 

Таблица 2

 

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

      Вид ДОУ     

   Уровень реализации   
   инвариантной части   

    Уровень реализации    
     вариативной части    

Детский сад обще- 
развивающего вида с
приоритетным осу- 
ществлением одного
или нескольких на-
правлений развития
воспитанников     
(интеллектуального,
художественно-    
эстетического,    
физического и др.)

Реализация основной     
общеобразовательной     
программы дошкольного   
образования             

Занятия по приоритетным   
направлениям деятельности,
в том числе кружки, студии

Детский сад       
компенсирующего   
вида              

Реализация основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности                

Дополнительные занятия    
коррекционной направленнос-
ти, а также физкультурно- 
оздоровительной, интеллек-
туальной или художественно-
эстетической направленности

Детский сад       
инклюзивного вида 

Реализация основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности                

Дополнительные занятия    
коррекционной направленнос-
ти, а также физкультурно- 
оздоровительной, интеллек-
туальной или художественно-
эстетической направленности

Детский сад       
комбинированного  
вида              

Реализация основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности (для детей с   
отклонениями в развитии)

Дополнительные занятия    
коррекционной направленнос-
ти, а также физкультурно- 
оздоровительной, интеллек-
туальной или художественно-
эстетической направленности

Центр развития    
ребенка - детский 
сад               

Реализация основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования 

Занятия по приоритетным   
направлениям деятельности,
в том числе кружки, студии

Центр коррекции - 
детский сад       

Реализация основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности                

Дополнительные занятия    
преимущественно коррекцион-
ной и физкультурно-оздоро-
вительной направленности  

 

Образовательные программы во всех видах ДОУ реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и коррекционной направленности групп.

ДОУ может устанавливать последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ, содержания программ.

- С целью оптимизации учебной нагрузки воспитанников ДОУ предлагается интегрировать содержание всех направлений Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, в четыре основных блока:

- физическое развитие;

- интеллектуальное развитие;

- социально-личностное развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

 

II. Организационно-ресурсные критерии отнесения

ДОУ к определенному виду

 

2.1. Возраст воспитанников.

Следует отметить, что видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений позволяет обеспечить охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий.

Так, с 2 месяцев принимаются дети в следующие дошкольные образовательные учреждения:

- детский сад;

- детский сад для детей раннего возраста;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад комбинированного вида;

- центр развития ребенка - детский сад;

с 2 лет:

- детский сад компенсирующего вида;

- детский сад инклюзивного вида;

- центр коррекции - детский сад;

с 5 лет:

- детский сад предшкольной подготовки.

2.2. Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

- При соотнесении соответствия педагогического состава дошкольного образовательного учреждения реализуемым целям и задачам целесообразно оценить следующие компоненты:

- укомплектованность штата дошкольного образовательного учреждения необходимыми специалистами;

- образовательный, возрастной и квалификационный ценз педагогических кадров.

2.3. Минимальный перечень помещений дошкольных образовательных учреждений.

- Предметно-развивающая среда всех видов дошкольных образовательных учреждений должна соответствовать:

- требованиям СанПиН от 26 марта 2003 г. N 2.4.1.1249-03;

- требованиям пожарной безопасности;

- требованиям охраны труда;

- письму Министерства образования Российской Федерации от 17 мая 1995 г. N 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к игрушкам в современных условиях";

- требованиям реализуемой программы или реализуемых программ.

- Минимальный перечень помещений дошкольных образовательных учреждений определен в разделе 2.2 "Требования к зданию" СанПиН от 26 марта 2003 г. N 2.4.1.1249-03 и включает в себя:

- игровую комнату;

- спальное помещение;

- раздевальную комнату;

- умывальную комнату;

- буфетную комнату;

- туалетную комнату;

- пищеблок;

- медицинский кабинет;

- прачечную.

Учитывая, что большинство детских садов было построено до введения СанПиН от 26 марта 2003 г. N 2.4.1.1249-03, предусматривающих наличие отдельного спального помещения для каждой группы детей, музыкального и физкультурного залов, в ДОУ допускается совмещение игровой и спальной комнат, а также отсутствие музыкального и физкультурного залов или их совмещение.

В ДОУ с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, в ДОУ компенсирующего, комбинированного и инклюзивного вида, а также в ДОУ центре развития ребенка - детском саду и в ДОУ центре коррекции - детском саду необходимо предусмотреть наличие дополнительных помещений, перечень которых указан в таблице 3.

 

Таблица 3

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДОУ

 

      Вид ДОУ     

            Направленность помещений ДОУ            

Детский сад обще- 
развивающего вида с
приоритетным осу- 
ществлением одного
или нескольких на-
правлений развития
воспитанников     
(интеллектуального,
художественно-    
эстетического,    
физического и др.)

Комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми
по каждому из приоритетных направлений деятельности 
ДОУ.                                                
Музыкальный зал.                                    
Спортивный зал.                                     
(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов   
обязательно при превышении Временных (примерных) тре-
бований к методам воспитания и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном учреждении по физиче-  
скому и художественно-эстетическому развитию детей) 

Детский сад       
компенсирующего   
вида, инклюзивного
вида              

Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тиф- 
лопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.)
в зависимости от коррекционной направленности групп.
Кабинет педагога-психолога.                         
Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нару-
шений в развитии детей с использованием физиотерапев-
тического оборудования).                            
Другие кабинеты (кабинет медсестры массажа, мед-    
сестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной  
направленности групп.                               
Бассейн (при функционировании групп для детей с     
нарушениями опорно-двигательного аппарата)          

Детский сад       
комбинированного  
вида              

Комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми
по каждому из приоритетных направлений деятельности 
ДОУ.                                                 
Музыкальный зал.                                    
Спортивный зал.                                     
(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов   
обязательно при превышении Временных (примерных) тре-
бований к методам воспитания и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном учреждении по физиче-  
скому и художественно-эстетическому развитию детей.)
Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифло-
педагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в
зависимости от коррекционной направленности групп.  
Кабинет педагога-психолога.                         
Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию     
нарушений в развитии детей с использованием         
физиотерапевтического оборудования).                
Другие кабинеты (кабинет медсестры массажа,         
медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной
направленности групп.                               
Бассейн (при функционировании групп для детей с     
нарушениями опорно-двигательного аппарата)          

Центр развития    
ребенка - детский 
сад               

Дополнительные помещения, обеспечивающие осуществле-
ние образовательного процесса за рамками Временных  
(примерных) требований к методам воспитания и обуче-
ния, реализуемым в дошкольном образовательном учреж-
дении по направлениям:                              
- интеллектуальное развитие (краеведческий музей,   
библиотека, компьютерный класс, кабинет иностранного
языка и др.);                                       
- художественно-эстетическое развитие (музыкальный  
зал, изостудия, театральная студия и др.);          
- физическое развитие (спортивный зал, физиокабинет 
и др.);                                              
- социально-личностное развитие (кабинет            
педагога-психолога, сенсорная комната и др.)        

Центр коррекции - 
детский сад       

Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифло-
педагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в
зависимости от коррекционной направленности групп.  
Кабинет педагога-психолога.                         
Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нару-
шений в развитии детей с использованием физиотерапев-
тического оборудования).                            
Другие кабинеты (кабинет медсестры массажа,         
медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной
направленности групп.                               
Бассейн (при функционировании групп для детей с      
нарушениями опорно-двигательного аппарата)          

 

С целью отнесения дошкольного образовательного учреждения к определенному виду можно использовать обобщенную таблицу критериев (таблица 4).

 

Таблица 4


 

ОТНЕСЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ

 

Вид ДОУ

                       Содержательные критерии                       

            Организационно-ресурсные критерии           

              задачи дошкольного             
         образовательного учреждения         

уровень   
реализации
инвариант-
ной части 
основной  
общеобразо-
вательной 
программы 
(направлен-
ность     
реализуемых
программ) 

уровень   
реализации
вариативной
части     
основной  
общеобразо-
вательной 
программы 

возраст
воспи-
танни-
ков   

педагогиче-
ский состав
дошкольного
образова- 
тельного  
учреждения

    перечень помещений дошкольного  
     образовательного учреждения    

    основные задачи   

 специфические задачи

  минимальный 
   перечень   
   помещений  
в соответствии
  с СанПиН от 
  26.03.2003  
N 2.4.1.1249-03

   дополнительные   
     помещения,     
     необходимые    
   для реализации   
   образовательной  
      программы     

   1  

           2          

          3          

     4    

     5    

   6  

     7    

       8      

          9         

Детский
сад   

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
нение Временных (при- 
мерных) требований к  
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

 

Выполнение
Временных 
(пример-  
ных) требо-
ваний к   
содержанию
и методам 
воспитания
и обучения

 

С 2   
месяцев
до 7  
лет   

Среднее   
специальное
образование
- от 50   
до 100%   
педагогов 

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

 

Детский
сад   
обще- 
разви-
вающего
вида с
приори-
тетным
осуще-
ствле-
нием  
разви-
тия   
детей 
одного
или не-
сколь-
ких   
направ-
лений 

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к со- 
держанию и методам, ре-
ализуемым в дошкольном
образовательном       
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Осуществление        
интеллектуального,   
социально-личностного,
художественно-эстети-
ческого и физического
развития ребенка в со-
ответствии с реализуе-
мой образовательной  
программой, обеспечи-
вающей превышение    
Временных (примерных)
требований к содержа-
нию и методам, реали-
зуемым в дошкольном  
образовательном      
учреждении, по одному
или нескольким       
направлениям развития

Превышение
Временных 
(примерных)
требований
к содержа-
нию и мето-
дам воспи-
тания и   
обучения по
приоритет-
ному      
направлению
развития  

Занятия по
приоритет-
ным направ-
лениям дея-
тельности,
в том числе
кружки,   
студии    

С 2   
месяцев
до    
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
75% педаго-
гов;      
высшее    
образование
- от 25 до
50% педаго-
гов       

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,       
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

Комната (кабинет) для
дополнительных заня-
тий с детьми по каж-
дому из приоритетных
направлений деятель-
ности ДОУ.          
Музыкальный зал.    
Спортивный зал.     
(Наличие отдельных  
музыкальных и спор- 
тивных залов обяза- 
тельно при превышении
Временных (примерных)
требований к методам
воспитания и обуче- 
ния, реализуемым в  
дошкольном образова-
тельном учреждении по
физическому и худо- 
жественно-эстетичес-
кому развитию детей)

Детский
сад   
компен-
сирую-
щего  
вида  

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к     
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Осуществление        
квалифицированной    
коррекции отклонений в
физическом или       
психическом развитии 
воспитанников        

Реализация
программы 
общеразви-
вающей    
направлен-
ности и   
программы 
коррекцион-
ной направ-
ленности.  
Занятия в 
соответст-
вии с обра-
зовательной
программой
коррекцион-
ной направ-
ленности  

Дополни-  
тельные   
занятия   
коррекцион-
ной направ-
ленности, а
также физ-
культурно-
оздорови- 
тельной,  
интеллек- 
туальной  
или худо- 
жественно-
эстетиче- 
ской      
направлен-
ности     

С 2 до
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
75% педаго-
гов;      
высшее    
образование
- от 25 до
50% педаго-
гов       

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

Кабинет учителя-    
дефектолога (учителя-
логопеда, тифлопеда-
гога, сурдопедагога,
олигофренопедагога и
др.) в зависимости от
коррекционной направ-
ленности групп.     
Кабинет             
педагога-психолога. 
Физиокабинет (для   
ДОУ, осуществляющих 
коррекцию нарушений в
развитии детей с     
использованием физио-
терапевтического    
оборудования).      
Другие кабинеты     
(кабинет медсестры  
массажа, медсестры- 
ортоптистки) в зави-
симости от коррек-  
ционной направленнос-
ти групп            

Детский
сад   
инклю-
зивного
вида  

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к     
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Осуществление        
квалифицированной    
коррекции отклонений в
физическом или       
психическом развитии  
воспитанников.       
Интеграция детей с   
отклонениями в состоя-
нии здоровья в единое
образовательное      
пространство         

Реализация
программы 
общеразви-
вающей    
направлен-
ности и   
программы 
коррекцион-
ной направ-
ленности  

Дополни-  
тельные   
занятия   
коррекцион-
ной направ-
ленности, а
также физ-
культурно-
оздорови- 
тельной,  
интеллек- 
туальной  
или худо- 
жественно-
эстетиче- 
ской      
направлен-
ности     

С 2 до
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
75% педаго-
гов;      
высшее    
образование
- от 25 до
50% педаго-
гов       

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

Кабинет учителя-    
дефектолога (учителя-
логопеда, тифлопеда-
гога, сурдопедагога,
олигофренопедагога и
др.) в зависимости от
коррекционной направ-
ленности групп.     
Кабинет             
педагога-психолога. 
Физиокабинет (для   
ДОУ, осуществляющих 
коррекцию нарушений в
развитии детей с ис-
пользованием физиоте-
рапевтического      
оборудования).      
Другие кабинеты     
(кабинет медсестры  
массажа, медсестры- 
ортоптистки) в зави-
симости от коррек-  
ционной направленнос-
ти групп            

Детский
сад   
комби-
ниро- 
ванного
вида  

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к     
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Осуществление        
квалифицированной    
коррекции отклонений в
физическом или       
психическом развитии 
воспитанников        

Реализация
программы 
общеразви-
вающей    
направлен-
ности и   
программы 
коррекцион-
ной направ-
ленности. 
Занятия в 
соответст-
вии с обра-
зовательной
программой
коррекцион-
ной направ-
ленности  
для воспи-
танников с
отклоне-  
ниями в   
развитии  

Дополни-  
тельные   
занятия   
коррекцион-
ной направ-
ленности, а
также физ-
культурно-
оздорови- 
тельной,  
интеллек- 
туальной  
или худо- 
жественно-
эстетиче- 
ской      
направлен-
ности     

С 2   
месяцев
до    
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
75% педаго-
гов;      
высшее    
образование
- от 25 до
50% педаго-
гов       

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная      
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

Кабинет учителя-    
дефектолога (учителя-
логопеда, тифлопеда-
гога, сурдопедагога,
олигофренопедагога и
др.) в зависимости от
коррекционной направ-
ленности групп.      
Кабинет             
педагога-психолога. 
Физиокабинет (для   
ДОУ, осуществляющих 
коррекцию нарушений в
развитии детей с ис-
пользованием физиоте-
рапевтического      
оборудования).      
Другие кабинеты     
(кабинет медсестры  
массажа, медсестры- 
ортоптистки) в зави-
симости от коррек-  
ционной направленнос-
ти групп.           
Бассейн (при функцио-
нировании групп для 
детей с нарушениями 
опорно-двигательного
аппарата)           

Детский
сад   
пред- 
школь-
ной   
подго-
товки 

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к     
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Обеспечение равных   
стартовых возможностей
при поступлелении    
детей в школу        

Выполнение
Временных 
(примерных)
требований
к содержа-
нию и мето-
дам воспи-
тания и   
обучения  
детей     
старшего  
дошкольного
возраста  

 

С 5 до
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
100% педа-
гогов     

Игровая       
комната,       
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

 

Детский
сад для
детей 
раннего
воз-  
раста 

Обеспечение присмотра,
ухода, воспитания и  
развития детей раннего
возраста.            
Обеспечение ранней   
социализации и       
адаптации детей к    
условиям ДОУ         

Выполнение
Временных 
(примерных)
требований
к содержа-
нию и мето-
дам воспи-
тания и   
обучения  
детей     
раннего   
возраста  

 

С 2   
месяцев
до 3  
лет   

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
100% педа-
гогов     

 

Детский
сад   
при-  
смотра
и оздо-
ровле-
ния    

 

Выполнение
Временных 
(примерных)
требований
к содержа-
нию и мето-
дам воспи-
тания и   
обучения  

 

С 2   
месяцев
до    
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
100% педа-
гогов     

 

Центр 
разви-
тия ре-
бенка -
детский
сад   

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к     
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Осуществление        
интеллектуального,   
социально-личностного,
художественно-эстети-
ческого и физического
развития ребенка в со-
ответствии с реализуе-
мой образовательной  
программой, обеспечи-
вающей превышение    
Временных (примерных)
требований к содержа-
нию и методам, реали-
зуемым в дошкольном  
образовательном      
учреждении, по всем  
направлениям развития.
Обеспечение равных   
стартовых возможностей
при поступлении детей
в школу.             
Обеспечение ранней   
социализации и адапта-
ции детей к условиям 
ДОУ.                 
Оказание консульта-  
тивной и методической
помощи родителям в   
вопросах воспитания, 
обучения и           
оздоровления детей   

Превышение
Временных 
(примерных)
требований
к содержа-
нию и     
методам   
воспитания
и обучения
по всем   
направле- 
ниям      
развития  

Занятия по
приоритет-
ным направ-
лениям дея-
тельности,
в том чис-
ле кружки,
студии    

С 2   
месяцев
до    
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 50 до
75% педаго-
гов;      
высшее    
образование
- от 25 до
50% педаго-
гов       

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

Дополнительные поме-
щения, обеспечивающие
осуществление образо-
вательного процесса 
за рамками Временных
(примерных) требова-
ний к методам воспи-
тания и обучения,   
реализуемым в       
дошкольном образова-
тельном учреждении по
направлениям:        
интеллектуальное раз-
витие (краеведческий
музей, библиотека,  
компьютерный класс, 
кабинет иностранного
языка и др.);       
художественно-эстети-
ческое развитие     
(музыкальный зал,   
изостудия, театраль-
ная студия и др.);  
физическое развитие 
(спортивный зал,    
физиокабинет и др.);
социально-личностное
развитие (кабинет   
педагога-психолога, 
сенсорная комната и 
др.)                

Центр 
коррек-
ции - 
детский
сад   

Обеспечение условий для
социальной адаптации  
детей;                
создание оптимальных  
условий для охраны и  
укрепления физического
и психического здоровья
детей;                
осуществление интеллек-
туального, социально- 
личностного, художест-
венно-эстетического и 
физического развития  
ребенка в соответствии
с реализуемой образова-
тельной программой,   
обеспечивающей выполне-
ние Временных (пример-
ных) требований к     
содержанию и методам, 
реализуемым в дошколь-
ном образовательном   
учреждении;           
взаимодействие с семьей
для обеспечения       
полноценного развития 
ребенка               

Обеспечение условий  
для социальной адапта-
ции детей с отклоне- 
ниями в развитии.    
Создание оптимальных 
условий для охраны и 
укрепления физического
и психического здо-  
ровья детей с отклоне-
ниями в развитии.    
Обеспечение равных   
стартовых возможностей
при поступлении детей
с отклонениями в     
развитии в школу.    
Осуществление квалифи-
цированной коррекции 
отклонений в физиче- 
ском или психическом 
развитии воспитанников
по двум и более видам
нарушений.           
Интеграция детей с   
отклонениями в разви-
тии в единое образова-
тельное пространство 

Реализация
двух и бо-
лее про-  
грамм кор-
рекционной
направлен-
ности.    
Занятия в 
соответст-
вии с обра-
зовательной
программой
коррекцион-
ной направ-
ленности  
для воспи-
танников с
отклонения-
ми в разви-
тии       

Дополни-  
тельные   
занятия   
преимущест-
венно кор-
рекционной
и физкуль-
турно-оздо-
ровительной
направлен-
ности     

С 2 до
7 лет 

Среднее   
специальное
образование
- от 25 до
50% педаго-
гов;      
высшее    
образование
- от 50 до
75% педаго-
гов       

Игровая       
комната,      
спальное      
помещение,    
раздевальная  
комната,      
умывальная    
комната,      
буфетная      
комната,      
туалетная     
комната,      
пищеблок,     
медицинский   
кабинет,      
прачечная     

Кабинет учителя-    
дефектолога (учителя-
логопеда, тифлопеда-
гога, сурдопедагога,
олигофренопедагога и
др.) в зависимости от
коррекционной направ-
ленности групп.     
Кабинет             
педагога-психолога. 
Физиокабинет (для   
ДОУ, осуществляющих 
коррекцию нарушений в
развитии детей с ис-
пользованием физиоте-
рапевтического обору-
дования).           
Другие кабинеты     
(кабинет медсестры  
массажа, медсестры- 
ортоптистки) в зави-
симости от коррек-  
ционной направленнос-
ти групп.           
Бассейн (при функцио-
нировании групп для 
детей с нарушениями 
опорно-двигательного
аппарата)           

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024