Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 мая 2007 г. N 03-1180

 

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил и направляет для практического применения Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования").

Реализация данных Рекомендаций может осуществляться образовательными учреждениями по мере их готовности к переходу на профильное обучение.

Данные Рекомендации действуют наравне с Рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 19.03.2002 N 18-52-857ин/18-28) в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации").

 

Заместитель

Директора Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования в сфере

образования

Н.М.РОЗИНА

 

 

 

 

 

Приложение

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ

БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ И ПРИМЕРНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) как самостоятельная, при наличии у них соответствующей лицензии, так и в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии со следующими нормативными документами:

Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150);

Приказами Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Образовательная программа среднего (полного) общего образования является единой для всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.

Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в таблице 1.


 

Таблица 1

 

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО

С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

┌────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Учебные │   Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального образования в часах  

│предметы├──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┤

             Технический профиль        Естественнонаучный профиль    Социально-экономический  

                                                                               профиль         

        ├──────────────────────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┤

                                         Федеральный компонент                                   

        ├──────────────────┬───────────┬──────────────────┬───────────┬────────────────┬───────────┤

        │ Учебные предметы │   Часы    │ Учебные предметы │   Часы    │Учебные предметы│   Часы   

├────────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────┼───────────┼────────────────┼───────────┤

Базовые │Русский язык      │78         │Русский язык      │78         │Русский язык    │78        

        │Литература        │195        │Литература        │195        │Литература      │195       

        │Иностранный язык  │156        │Иностранный язык  │156        │Иностранный язык│156       

        │История           │117        │История           │117        │История         │117       

        │Обществознание    │156        │Обществознание    │156        │Обществознание  │78        

        │(включая экономику│           │(включая экономику│           │Естествознание  │195       

        │и право)                     │и право)                     │География       │39        

        │Химия             │78         │Математика        │273        │Физическая      │156       

        │Биология          │78         │Информатика и ИКТ │78         │культура                  

        Физическая        │156        │Физическая        │156        │ОБЖ             │39        

        │культура                     культура                                               

        │ОБЖ               │39         │ОБЖ               │39                                   

                     Итого│1053                         │1248                       │1053      

├────────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────┼───────────┼────────────────┼───────────┤

│Профиль-│Математика        │351 - 312  │Физика            │234 - 173  │Экономика       │156 - 117 

│ные     │Физика            │273 - 178  │Химия             │195 - 117  │Право           │156 - 100 

        │Информатика и ИКТ │195 - 95   │Биология          │195 - 100  │Математика      │312 - 273 

                                                                  │Информатика     │195 - 95  

                                                                  │и ИКТ                      

                     Итого│819 - 585                    │624 - 390                  │819 - 585 

├────────┴──────────────────┼───────────┼──────────────────┼───────────┼────────────────┼───────────┤

                      Всего│1872 - 1638│                  │1872 - 1638│                │1872 - 1638│

└───────────────────────────┴───────────┴──────────────────┴───────────┴────────────────┴───────────┘

 

Для каждого профиля выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой профессиональной образовательной программы по профессии НПО.

Для профессий социально-экономического профиля предлагается изучение интегрированного курса "Естествознание".

Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО реализуется на первом и втором курсах обучения.

В образовательных учреждениях НПО знания и умения обучающихся, полученные в ходе общеобразовательной подготовки, углубляются и расширяются при изучении дисциплин общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов профессиональной образовательной программы НПО.

Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

 

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Учебные │ Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального образования в часах 

│предметы├─────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────┤

        │ Технический профиль │ Естественнонаучный  │Социально-экономический│   Гуманитарный   

                                   профиль                профиль              профиль     

        ├─────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┴───────────────────┤

                                        Федеральный компонент                                 

        ├────────────────┬────┬────────────────┬────┬────────────────┬──────┬──────────────┬────┤

        │Учебные предметы│Часы│Учебные предметы│Часы│Учебные предметы│ Часы │   Учебные    │Часы│

                                                                         предметы      

├────────┼────────────────┼────┼────────────────┼────┼────────────────┼──────┼──────────────┼────┤

Базовые │Русский язык    │78  │Русский язык    │78  │Русский язык    │78    │Иностранный   │117 │

        │Литература      │117 │Литература      │117 │Литература      │117   │язык             

        │Иностранный язык│78  │Иностранный язык│78  │Иностранный язык│78    │Обществознание│117 │

        │История         │117 │История         │117 │История         │117   │(включая         

        │Обществознание  │117 │Обществознание  │117 │Обществознание  │78    │экономику и      

        │(включая            │(включая            │География       │39    │право)           

        │экономику и         экономику и         │Естествознание  │117   │Математика    │117 │

        │право)              │право)              │Физическая      │78    │Информатика   │117 │

        │Химия           │78  │Математика      │156 │культура              │Естествознание│78 

        │Биология        │78  │Информатика и   │78  │ОБЖ             │39    │География     │78 

        Физическая      │78  │ИКТ                                       │МХК           │78 

        │культура            │Физическая      │78                        │Физическая    │78 

        │ОБЖ             │39  │культура                                  культура         

                            │ОБЖ             │39                        │ОБЖ           │39 

                   Итого│780 │                │858 │                │741                 │819 │

├────────┼────────────────┼────┼────────────────┼────┼────────────────┼──────┼──────────────┼────┤

│Профиль-│Математика      │312 │Физика          │156 │Экономика       │117   │Русский язык  │117 │

│ные     │Физика          │195 │Химия           │195 │Право           │117   │Литература    │234 │

        │Информатика     │117 │Биология        │195 │Математика      │312   │История       │234 │

        │и ИКТ                                   │Информатика и   │117                    

                                                │ИКТ                                    

                   Итого│624 │                │546 │                │663                 │585 │

├────────┴────────────────┼────┼────────────────┼────┼────────────────┼──────┼──────────────┼────┤

                    Всего│1404│                │1404│                │1404                │1404│

└─────────────────────────┴────┴────────────────┴────┴────────────────┴──────┴──────────────┴────┘

 

Для каждого профиля выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой профессиональной образовательной программы по специальности СПО.

Для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей предлагается изучение интегрированного курса "Естествознание".

Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО, как правило, реализуется на первом курсе.

В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению профессиональной образовательной программы по специальности.

Продолжение общеобразовательной подготовки происходит на последующих курсах обучения за счет изучения разделов и тем учебных дисциплин таких циклов профессиональной образовательной программы по специальности, как "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" ("Основы права", "Русский язык и культура речи", "Иностранный язык" и др.), "Математические и общие естественнонаучные дисциплины" ("Математика" и "Информатика"), а также отдельных дисциплин общепрофессионального цикла.

Реализация среднего (полного) общего образования по ряду специальностей группы "Культура и искусство" и "Образование и педагогика" имеет свои особенности, связанные с необходимостью непрерывной профессиональной подготовки будущего специалиста и характером его профессиональной деятельности. С учетом этих особенностей общеобразовательная программа включена в примерные учебные планы (приложение к государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГОС СПО), в соответствии с которыми осуществляется ее реализация.

При реализации профильного обучения в рамках профессиональной образовательной программы по ряду педагогических специальностей (050702 Организация воспитательной деятельности, 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное дошкольное образование, 050709 Преподавание в начальных классах, 050710 Педагогика дополнительного образования, 050711 Социальная педагогика, 050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050720 Физическая культура, 050721 Адаптивная физическая культура) образовательное учреждение вправе самостоятельно проектировать содержание профильного обучения в зависимости от особенностей специальности.

При реализации программы среднего (полного) общего образования за два года образовательное учреждение самостоятельно определяет объемы часов по базовым и профильным дисциплинам исходя из требований ГОС СПО по ряду специальностей или необходимости качественного освоения общепрофессиональных дисциплин на основе знаний и умений, полученных в ходе изучения общеобразовательных предметов.


 

 

 

 

 

Приложение

 

РЕКОМЕНДУЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОФЕССИЙ НПО И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО ПО ПРОФИЛЯМ ПОЛУЧАЕМОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В рамках профессиональных образовательных программ начального профессионального образования предусмотрены три профиля: технический, естественнонаучный, социально-экономический.

Профессии начального профессионального образования в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 1362 (далее - Перечень профессий НПО), распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический профиль - профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: "Профессии, общие для всех отраслей экономики" (за исключением профессий: лаборант-аналитик, лаборант-эколог), "Металлообработка", "Производство часов и технических камней, ремонт часов", "Электротехническое производство", "Производство изделий электронной техники", "Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи", "Производство медицинского инструмента, приборов и оборудования", "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования", "Оптико-механическое производство", "Судостроение и ремонт", "Горнодобывающая промышленность", "Бурение скважин, добыча нефти и газа", "Производство черных металлов", "Производство цветных металлов", "Химическое производство", "Производство синтетических смол, пластических масс и переработка", "Производство химических волокон", "Производство стекловолокна, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них", "Производство и переработка резиновых смесей", "Переработка нефти и нефтепродуктов", "Эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей", "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", "Лесозаготовительные работы", "Деревообрабатывающее производство", "Производство целлюлозы, бумаги и картона", "Производство строительных материалов", "Производство стекла и стеклоизделий", "Производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий", "Реставрационные работы", "Транспорт", "Работы и профессии рабочих связи", "Легкая промышленность", "Полиграфическое производство", "Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции" (за исключением профессий: официант, бармен, повар, кондитер, продавец, контролер-кассир), "Производство художественных и ювелирных изделий", "Сфера обслуживания" (профессии: аппаратчик химической чистки, киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования), "Сельское хозяйство" (за исключением профессий: мастер по лесному хозяйству, мастер растениеводства, оленевод, охотник промысловый, пчеловод, рыбак прибрежного лова, рыбовод, садовник), "Должности служащих" (профессия чертежник-конструктор);

естественнонаучный профиль - профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: "Профессии, общие для всех отраслей экономики" (лаборант-аналитик, лаборант-эколог), "Сельское хозяйство" (профессии: мастер по лесному хозяйству, мастер растениеводства, оленевод, охотник промысловый, пчеловод, рыбак прибрежного лова, рыбовод, садовник);

социально-экономический профиль - профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: "Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции" (официант, бармен; повар, кондитер; продавец, контролер-кассир), "Сфера обслуживания" (за исключением профессий: аппаратчик химической чистки, киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования), "Должности служащих" (за исключением профессии чертежник-конструктор).

В образовательных учреждениях СПО федеральный компонент среднего (полного) общего образования реализуется учреждениями СПО в рабочем учебном плане в цикле "ОД.00 Общеобразовательные дисциплины". В рабочем учебном плане общеобразовательные дисциплины могут быть представлены либо традиционным набором, либо интегрированными курсами в зависимости от профиля получаемого профессионального образования.

В рамках профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования предусмотрены четыре профиля: гуманитарный, социально-экономический, технический, естественнонаучный.

Специальности СПО, предусмотренные Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12 апреля 2005 г. N 112, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

гуманитарный - группа специальностей: 030500 Юриспруденция, 030900 Книжное дело, 032000 Документоведение, 032400 Реклама, 040100 Социальная работа, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы; 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, 071505 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности, 050301 Русский язык и литература, 050302 Родной язык и литература, 050303 Иностранный язык;

социально-экономический - группы специальностей: 080000 Экономика и управление, 100000 Сфера обслуживания и специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 050401 История;

технический - группы специальностей: 110000 Сельское и рыбное хозяйство (специальности 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 120000 Геодезия и землеустройство, 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых, 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, 180000 Морская техника, 190000 Транспортные средства, 200000 Приборостроение и оптотехника, 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 220000 Автоматика и управление, 230000 Информатика и вычислительная техника, 240000 Химическая и биотехнологии, 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (кроме специальностей: 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство, 250203 Садово-парковое и ландшафтное строительство), 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, 270000 Архитектура и строительство, специальности 070400 Светорежиссура, 050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 090100 Информационная безопасность, 050201 Математика, 050202 Информатика, 050503 Технология;

естественнонаучный - группы специальностей: 020000 Естественные науки, 050100 Естественнонаучное образование, специальность 050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 060100 Здравоохранение, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением специальностей: 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство, 250203 Лесное хозяйство и ландшафтное строительство, 280100 Безопасность жизнедеятельности, 280200 Защита окружающей среды, 280400 Природообустройство, 050103 География.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024