Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2007 г. N 10

 

О ПРОБЛЕМАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ

МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАДАЧАХ ПРОФСОЮЗА

 

Президиум ЦК Профсоюза, обсудив информацию, содержащуюся в выступлении председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой, о проблемах дальнейшего повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся, отмечает.

 

I

 

Президиум ЦК Профсоюза не может признать продуманными и целесообразными с точки зрения целей развития и повышения качества образования предложенные экономическим блоком Правительства РФ порядок и размер индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений на предстоящие три года лишь в соответствии с прогнозируемой годовой инфляцией (2008 г. - 7%, 2009 г. - 6,8%, 2010 г. - 6,5%, всего - 21,7%), затягивание процесса формирования нормативной правовой базы для разработки новых (отраслевых) систем оплаты труда в бюджетной сфере и, как следствие, - отсутствие в проекте федерального бюджета необходимого объема бюджетных ассигнований на поэтапное введение новых условий оплаты труда.

Это свидетельствует, по мнению Президиума ЦК Профсоюза, о нежелании экономического блока Правительства РФ проводить начиная с 2008 года последовательное повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений в системном массовом порядке. Реализация такой политики в сфере оплаты труда бюджетников грозит умножением отряда работающих "бедных", нуждающегося в социальных трансфертах государства.

При осуществлении индексации в ближайшие три года только на уровне ожидаемой годовой инфляции преподавательский корпус вузов перестанет пополняться квалифицированными выпускниками, что неизбежно приведет к резкому обострению кадровых проблем в абсолютном большинстве учреждений.

Очевидно, что в большинстве дотационных регионов России в условиях реализации подобной политики в сфере оплаты труда работникам государственных и муниципальных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, уровень зарплаты которых является крайне низким, не приходится рассчитывать на реальное повышение заработной платы в ближайшие три года.

Индексация заработной платы работников федеральных государственных образовательных учреждений, предусмотренная на предстоящие три года только лишь на уровне годовой инфляции, не позволит, по мнению Президиума ЦК Профсоюза, улучшить кадровый потенциал учреждений профессионального образования и, следовательно, существенно повысить качество образования.

Не предусматривается в этот период и повышение стипендиального обеспечения студентов вузов, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

 

II

 

Серьезную и обоснованную озабоченность Профсоюза вызвали изменения Трудового кодекса РФ, предусмотренные проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и законодательные акты Российской Федерации", принятым Государственной думой в третьем чтении.

Предусмотренное изменение структуры МРОТ или иными словами приравнивание МРОТ к понятию минимальной заработной платы, включающему в себя помимо тарифа компенсационные и стимулирующие выплаты, приведет к резкому снижению мотивации труда в условиях, отличающихся от нормальных.

Кроме того, в современных условиях, когда ЕТС является базовой системой оплаты труда большинства работников бюджетной сферы, отмена прямой зависимости размера тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и, следовательно, тарифных ставок всех других разрядов ЕТС от величины МРОТ может привести уже в сентябре т.г. к фактическому сокращению дифференциации в оплате между простым трудом, не требующим квалификации (1-й разряд ЕТС), и трудом высшей квалификации (18-й разряд ЕТС) с 4,5 до 2,7 раза, поскольку размер оплаты труда работников, тарифицируемых по 1-му разряду ЕТС, нельзя будет устанавливать ниже величины МРОТ (2300 руб.), а ставки заработной платы (оклады) по всем остальным разрядам ЕТС предусматривается индексировать лишь на 15%.

Президиум ЦК Профсоюза считает, что предложения экономического блока Правительства РФ направлены фактически на "замораживание" оплаты труда в бюджетных учреждениях в ближайшие три года.

В этих условиях Президиум ЦК Профсоюза полагает тем более неоправданным затягивание федеральными министерствами и ведомствами процесса формирования нормативной правовой базы для разработки новых (отраслевых) систем оплаты труда по основным видам экономической деятельности в бюджетной сфере и считает необходимым в 2007 году осуществить в полном объеме подготовку нормативного правового обеспечения поэтапного перехода на новую систему оплаты труда работников федеральных государственных учреждений начиная с 2008 года, предусмотрев при этом реальное повышение заработной платы работников.

Принятый Государственной думой в третьем чтении проект федерального закона по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, предполагающий ограничение права бюджетных учреждений на самостоятельное использование внебюджетных средств, заставляет сделать вывод о намерении власти создать условия для вынужденного перехода бюджетных учреждений в иной тип учреждений - автономные учреждения с целью существенного снижения объема субсидиарной ответственности государства в социальной сфере.

При этом, по мнению Президиума ЦК Профсоюза, игнорируется тот факт, что изменение типа действующих учреждений на автономные в настоящее время может быть признано более эффективным лишь для наиболее крупных вузов и некоторого количества других учреждений.

 

III

 

Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" проведен конкурс субъектов Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и стимулирования процессов модернизации образования, в котором участвовал 51 регион.

Победителями конкурса стали: Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тверская области, Краснодарский, Красноярский края, Республики Бурятия, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Чувашская Республика.

Представленные регионами материалы, по мнению специалистов ЦК Профсоюза, принимавших участие в экспертизе проектов, содержат в большинстве случаев пока лишь общие подходы и намерения по изменению организации заработной платы работников общеобразовательных учреждений, что в настоящее время объективно не позволяет отнести эти материалы к числу нормативных правовых актов, определяющих системы оплаты труда учителей и других работников общеобразовательных учреждений. Кроме того, ряд регионов предполагает формировать системы оплаты труда вне рамок, установленных федеральным законодательством.

Поставленную задачу изменения условий оплаты труда, увеличения доходов учителей и других работников в общеобразовательных учреждениях предполагается реализовать в основном в пределах имеющихся средств путем принятия мер по оптимизации сети, упорядочения структуры и штатов, сокращения численности работающих и количества учебных часов, предусмотренных на региональный и школьный компоненты государственного образовательного стандарта. При этом Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что систему оплаты труда, предусматривающую установление прямой зависимости оплаты труда учителей от количества учеников в классе, предполагается реализовать в девяти субъектах Российской Федерации (из 21 субъекта, победившего в конкурсе).

По мнению Президиума ЦК Профсоюза, в этих условиях становится очевидной возможность появления серьезных социально-экономических рисков, дополнительного нарастания социальной напряженности в учреждениях сферы образования, что вызывает необходимость обеспечения серьезного методического сопровождения Министерством образования и науки РФ и Профсоюзом региональных проектов модернизации образования в большинстве регионов, победивших в конкурсе.

 

IV

 

Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что на федеральном уровне, в том числе в рамках Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и ФНПР, предпринят ряд мер, направленных на решение проблем, связанных с повышением уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся, повышением социального статуса педагогических работников.

В соответствии с Постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 20.02.2007 N 9 в адрес Президента РФ В.В. Путина, председателя Государственной думы Б.В. Грызлова, первого заместителя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева направлено обращение от имени Президиума ЦК Профсоюза по проблемам дошкольного образования и мерам по улучшению положения работников дошкольных образовательных учреждений с предложением оказать личное содействие в решении поставленных в нем вопросов.

Советом Ассоциации направлено письмо координатору РТК, заместителю председателя Правительства РФ А.Д. Жукову с предложением в соответствии с обязательствами сторон социального партнерства, содержащимися в разделе VI Единых рекомендаций на 2007 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, незамедлительно продолжить переговоры в рамках РТК о повышении заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 года не менее чем на 20%.

Одновременно Советом Ассоциации направлены письма в адрес Президента РФ В.В. Путина, председателя Государственной думы Б.В. Грызлова, председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова с предложениями по ускорению формирования на федеральном уровне нормативной правовой базы для разработки новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений по отдельным видам деятельности и обеспечению реального повышения их заработной платы.

При этом ЦК Профсоюза обратился к Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко с предложением незамедлительно создать рабочую группу из представителей министерства, Рособразования и ЦК Профсоюза для согласования позиций по отношению к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений", подготовленному Минздравсоцразвития России, предложенным в нем подходам и принципам к формированию систем оплаты труда. Приказом Министра А.А. Фурсенко утвержден состав рабочей группы из представителей Минобрнауки России, Рособразования, ряда органов управления образованием и ЦК Профсоюза.

Разработаны и направлены в Государственную думу, Правительство РФ согласованные с Российским союзом ректоров и Советом Ассоциации предложения ЦК Профсоюза к законопроекту по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ по вопросу сохранения возможностей самостоятельного использования учреждениями бюджетной сферы внебюджетных средств.

В рамках РТК в марте - апреле т.г. ЦК Профсоюза принимает участие в обсуждении проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 годы, в текст которого Советом Ассоциации предложено внести обязательства сторон по подготовке нормативного правового обеспечения введения с 2008 года новых условий оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, по совершенствованию нормативной правовой базы развития социального партнерства в бюджетной сфере.

ЦК Профсоюза направлены в Рособразование предложения к проекту федерального бюджета на 2008-й и последующие два года по финансированию расходов, связанных с повышением уровня оплаты труда работников федеральных государственных образовательных учреждений, повышением стипендий обучающихся.

В соответствии с Планом реализации в 2007 году Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2006 - 2008 годы продолжается разработка программы "Повышение социального статуса работников и обучающихся подведомственных образовательных учреждений", осуществляемой рабочей группой, состоящей из специалистов Рособразования и ЦК Профсоюза, членов КСП и СКС Профсоюза. На состоявшемся в марте т.г. заседании рабочая группа внесла на рассмотрение руководства Рособразования предложения о первоочередных мерах по оздоровлению в санаториях-профилакториях подведомственных вузов, на спортивно-оздоровительных базах отдыха, санаторно-курортному лечению, добровольному медицинскому страхованию преподавательских кадров и возможных источниках финансирования этих мероприятий.

Одновременно Профсоюзом достигнута договоренность с руководителем Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации о дополнительной проработке предложения Профсоюза о принятии мер по дополнительной государственной поддержке работников федеральных образовательных учреждений в форме социального пакета.

В связи с вышеизложенным Президиум ЦК Профсоюза постановляет:

1. Президиуму ЦК Профсоюза, территориальным организациям Профсоюза продолжить переговоры, консультации с Правительством РФ (в том числе в рамках РТК), Государственной думой, государственными органами представительной, законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (с учетом полномочий органов власти, предусмотренных законодательством) с целью принятия решений по повышению уровня материального обеспечения работников и обучающихся, улучшению кадрового состава образовательных учреждений:

1.1. О проведении индексации заработной платы работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, с 1 сентября 2007 года не менее чем на 20% и принятии необходимых мер по обеспечению финансирования соответствующих расходов на всей территории Российской Федерации, включая внесение изменений в межбюджетные отношения;

1.2. По принятию дополнительных мер, направленных на закрепление квалифицированных педагогических кадров и привлечение в сферу образования молодых специалистов:

- по усилению государственной поддержки ассистентов, преподавателей, не имеющих ученой степени, в федеральных государственных учреждениях высшего профессионального образования;

- по установлению надбавок за наличие ученой степени преподавателям федеральных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, по дополнительной поддержке преподавателей учреждений НПО и СПО, выполняющих функции воспитателей учебных групп;

- по повышению социального статуса педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (включая установление на конкурсной основе денежного вознаграждения лучшим воспитателям, вознаграждения за работу с родителями, а также сокращение нормы часов работы за ставку заработной платы, увеличение продолжительности отпуска для воспитателей и др.);

- по установлению дополнительной государственной поддержки из федерального бюджета дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы;

1.3. Об ускорении создания на федеральном уровне нормативной правовой базы для разработки в 2007 году и поэтапного введения начиная с 2008 года новой системы оплаты труда работников федеральных государственных образовательных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, а также выделении необходимых дополнительных бюджетных ассигнований в федеральном бюджете и бюджетах других уровней на 2008 год и на 2009 - 2010 годы для реального повышения заработной платы работников образования;

1.4. По проведению поэтапной индексации стипендиального фонда обучающихся в учреждениях профессионального образования, а также по улучшению качества медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха работников образовательных учреждений.

2. Президиуму ЦК Профсоюза, территориальным организациям Профсоюза:

2.1. Отметить активное участие большинства территориальных организаций Профсоюза во Всероссийской акции 10 апреля 2007 года "За достойную пенсию!", проведенной по решению Исполкома ФНПР. Объявить благодарность Красноярской, Оренбургской, Хабаровской, Иркутской, Самарской, Приморской, Новосибирской, Ставропольской, Краснодарской, Кировской, Марийской, Кемеровской, Сахалинской, Саратовской, Мурманской, Тульской, Смоленской, Астраханской, Удмуртской, Карельской, Белгородской, Калужской и ряду других территориальных организаций Профсоюза, обеспечивших наиболее активное участие работников образования и студентов в акции;

<...> <*>

2.3. Обеспечить выполнение в полном объеме действий Профсоюза, определенных Президиумом ЦК Профсоюза 20.02.2007, направленных на принятие мер по улучшению положения работников дошкольных образовательных учреждений;

<...> <*>

--------------------------------

<*> Опубликован с незначительными сокращениями.

 

2.5. В случае непринятия конкретных мер государственными органами власти на федеральном уровне по реализации предложений Профсоюза по повышению уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся, повышению социального статуса педагогических работников, содержащихся в пункте 1 настоящего Постановления, призвать работников образования и обучающихся в учреждениях профессионального образования к проведению общероссийской акции во второй половине мая т.г. в формах митингов, шествий, пикетов зданий органов власти всех уровней.

3. Президиуму ЦК Профсоюза определить до 15 мая 2007 года конкретную дату проведения общероссийской акции работников образования и обучающихся учреждений профессионального образования "За повышение уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся, повышение социального статуса педагогических работников".

4. Президиуму ЦК Профсоюза совместно с Министерством образования и науки РФ и Рособразованием принять меры по обеспечению методического сопровождения реализации региональных комплексных проектов модернизации образования в субъектах РФ, победивших в конкурсном отборе 2007 года, по проведению мониторинга реализации всех направлений этих проектов с целью обеспечения соблюдения норм и гарантий федерального законодательства и обязательств регионов по повышению доходов учителей в рамках заявленных проектов.

5. Территориальным организациям Профсоюза:

в целях осуществления глубокого и всестороннего информирования педагогических коллективов общеобразовательных учреждений и эффективного участия Профсоюза в реализации региональных проектов модернизации образования обеспечить внимательное изучение выборными профсоюзными работниками, специалистами аппаратов территориальных организаций Профсоюза, профсоюзным активом материалов региональных проектов модернизации образования, представленных на конкурс субъектами РФ, а также разрабатываемых для представления на следующий конкурс, включая содержание основных направлений проектов, методики формирования новых систем оплаты труда работников и нормативного подушевого финансирования учреждений, характер имеющихся социальных рисков реализации проектов, а также взятые обязательства по повышению доходов учителей и других работников образовательных учреждений в течение установленного периода их реализации.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителей председателя Профсоюза Т.В. Куприянову и В.Н. Дудина.

 

Председатель Профсоюза

Г.И.МЕРКУЛОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024